Конспект урока по литературному чтению на тему: "Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Литвинович Александра Владимировна

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
  • уметь анализировать художественное произведение;
  • уметь определять жанр произведения и его особенности.

Личностные:

  • развивать воображение детей;
  • формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Тип урока: открытие нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина О.А.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.    

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
  • уметь анализировать художественное произведение;
  • уметь определять жанр произведения и его особенности.

Личностные:

  • развивать воображение детей;
  • формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин.

- Здравствуйте, ребята.

-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: работа в тетради.

3 мин.

-У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте про себя, шепотом, вполголоса.

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии-

Там царствует Фантазия

Во всём своём всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

(Борис Заходер).

Читают стихотворение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог

5 мин.

- Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему?

- А что такое фантазия

- По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда».

- Именно благодаря фантазии человек способен творить.

- Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать.

-Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения?

-Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику.

- Так какая же тема нашего урока?

Учитель показывает книгу Е.С. Велтисов «Приключения Электроника».

- Какую цель на урок мы можем поставить?

Ответы детей

- Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе…

- Страна Фантазия

- фантастические

- Е.С. Велтисов «Приключения Электроника»

- Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника»

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

8 мин.

- Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

  • «Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
  • «Глоток солнца» (1967),
  • «Гум – гам»(1970г),
  • «Победитель невозможного»( 1975г),
  • «Ресси неуловимый друг «( 1971 г),
  • «Миллион и один день каникул» (1979г),
  • «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),
  • «Новые приключения Электроника»(1988).

Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Умер Е.С.Велтистов в 1989 году.

-Что интересного узнали?

Слушают учителя

Ответы детей

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

5 мин.

Словарная работа.

- Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение.

– Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов.

  • Конгре'сс-это собрание учёных.
  • Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов.
  • Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
  • Футля'р- вместилище для хранения чего –либо
  • Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель Слайд
  • Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества.
  • Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот.
  • Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань

- Будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш.

а) Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов:И директор удалился.)

- Мы прочитали первую часть. Давайте выясним в парах, что мы узнали.

-Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах).

-Предположите, что произойдёт дальше?

б) Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: Да, он много лет не был в этом городе?)

- Совпало наше предположение?

- Что мы увидели, читая эту часть?

-Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описываеткрасоту города.

- Что в городе кажется необычными, фантастическими? 

-Предположите, что произойдёт дальше?

в) Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

-Совпало наше предположение?

-Какие вопросы можно задать по этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах)

- Предположите, что произойдёт дальше?

г)Чтение и анализ четвёртой части.

- Правильно ли мы предположили содержание?

- Кто был в чемодане?

- Какой был Электроник?

-Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети?

-Он в чём- то ошибся?

-Прочитайте вопрос №3 в учебнике.

А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожегова жестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

- Почему Электроник сбежал от профессора? 

Читают с доски слова, выделяют ударение и объясняют значения слов

-Кто приехал на конгресс? -Что привёз профессор с собой? -Каким он нам показался?

Предположения детей

красивый город

Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий.

Предположения детей

- Кто был в чемодане?

-Какой он? -Кто он?

Предположения детей

Ответы детей

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Наглядный: учебная презентация.

7 мин.

Работа в группах.

-Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека?

Вы выполните задание в группах по карточке.

Подчеркните слова, которые соответствуют обычному мальчику?

  • курносый нос
  • длинные ресницы
  • вихор на макушке
  • электрическая вилка
  • синяя курточка
  • рубашка
  • летние брюки
  • речь
  • побег

-Что осталось не подчёркнутым?

-Электроник – человек?

-Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?  Что это значит быть человеком?

– Что делает повесть Е. Велтистова фантастической?

Выполняют работу в группах

Электрическая вилка

Ответы детей

Уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать

Предположения детей

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

8 мин.

– В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события?

- Понравился ли вам отрывок 1 главы? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть, сходите в библиотеку.

- А ещё можно посмотреть художественный фильм.

- Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. У вас на партах есть тест, работаем группой.

Тест.
1. Кто приехал к гостинице«Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в) Громов

2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

3. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами

4. Что находилось в чемодане? 
а)Электроник б)книга в) кукла

5. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

6. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

Ответы детей

  1. 1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом?
    а)Алиса б) Карлсон в) 
    Громов

2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

3. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами

4. Что находилось в чемодане? 
а)
Электроник б)книга в) кукла

5. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

6. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин.

- Назовите тему урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?  Довольны ли вы своей работой?

- А сейчас посмотрите на парты. У вас лежа есть маленькие роботы. Закрасьте у своего робота большие круги на туловище.

  • Зелёным - на уроке мне было комфортно, всё понравилось.
  • Красным- были затруднения, у меня не все получилось.

Домашнее задание:

  • Выберите сами: нарисовать кибернетического мальчика; прочитать текст, найти факты, подтверждающие, что повесть – научно- фантастическая.

Урок окончен!

Е.С. Велтисов «Приключения Электроника»

 Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника»

Ответы детей

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...

Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием научно-фантастической литературы, с биографией Е.С.Велистова, с произведением «Приключение Электроника»Планируемые результаты:Предметные:зн...

Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе работы учащихся над стихотворением стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...» А.В.Жигулина.Планируемые резу...

Конспект урока по литературному чтению «И в шутку и в серьёз» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с новым разделом «И в шутку и в серьёз»Планируемые  результаты:Предметные:знать особенности юмористических произведений;уметь пр...