Исследовательская работа "Связь сказки с реальностью"
творческая работа учащихся по чтению (3, 4 класс)

Матросова Маргарита Петровна

Данная работа раскрывает связь между реальными изобретениями, которые были сделаны в разные периоды развития общества и волшебными предметами из сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_svyaz_skazki_s_realnostyu.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Мои первые открытия»

СВЯЗЬ СКАЗКИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Направление: Литературное чтение

Авторы работы:                                                              

Гончарова Валерия Руслановна,                                                          

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»,

4 «К» класс

Ефимочкина Кира Станиславовна,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 85»,

4 «К» класс

                             

Руководитель:

Матросова Маргарита Петровна,                                                                            учитель начальных классов,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»

 

               

Кемерово 2021г.

                                                                         

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава 1. Сказка в нашей жизни…………………..……………………….....4

Глава 2. Мечты сбываются ………………………..………………………...5

Заключение………….………………….………………….…….……………9

Список литературы…………………………………………….…………….10

Приложения…………………………………………………….…………….11

Введение

Всё началось с покупки мультиварки в прошлом году. Для меня стало удивительным, как может мультиварка по различным программам приготовить любое вкусное блюдо, при этом мама больше времени может находиться со мной или заняться другими делами. Я вспомнила горшочек каши из сказки, который варил каждый раз, как только ему говорили: «Горшочек, варись!» Тогда я провела сравнение, в ходе которого выяснилось, что многие предметы, которые нас окружают, имеют отношение к сказкам.

Кто из нас в детстве не читал сказок, не представлял себя на месте главного героя, спасая мир, наказывая зло? Каждый из нас во время чтения или прослушивания сказочных произведений ярко представлял все действия сказочных героев и вероятно желал их повторения в реальной жизни.

Прочитав большое количество сказок, проведя сравнительный анализ между описанием волшебных предметов в сказках и окружающими нас предметами, авторы работы предположили, что между изобретениями человека и волшебными предметами есть связь. Люди, создавая различные изобретения, превращали сказку в реальность.  

Цель работы: доказать, что между сказкой и реальностью есть определенная связь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить волшебные сказки. 2. Определить какие волшебные предметы помогали сказочным героям. 3. Найти в повседневной жизни предметы, свойства, которых схожи с их волшебными прародителями. Предметом исследования является связь между сказкой и реальностью. Объект исследования – волшебные предметы и современная техника.

Для изучения предполагаемой связи используются следующие методы: чтение сказок, сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование.

Глава 1. Сказка в нашей жизни

Изучая литературное чтение во втором кассе, мы узнали об особенностях построения волшебной сказки. Для волшебных сказок характерно:

  1. Наличие волшебного предмета (клубок ниток, волшебная палочка, перо Жар-птицы, волшебное кольцо и т.д.);
  2. Присутствие представителей потустороннего тайного мира (Сивка—Бурка, Конёк-Горбунок, Гуси-лебеди, Золотая рыбка и т.д.);
  3. В сказках обязательно происходит превращения, чудеса (Иван-дурак становится добрым молодцем, Кай из доброго мальчика стал холодным и бездушным, старуха стала столбовой дворянкой).

Для изучения отношения детей к сказкам был проведён опрос среди учащихся нашей школы. Приложение 1. В опросе участвовало 286 учащихся 1-4 классов. В ходе анкетирования было выявлено, что 75% учащихся (211 респондентов) любят сказки. На вопрос: «Какие сказки вы любите?» ответили: 8 % учащихся любят бытовые сказки, 38 % респондентов ответили, что им нравятся сказки о животных и 54 % учащихся назвали, что они любят волшебные сказки. Приложение 2. Таким образом, волшебные сказки считаются самыми любимыми произведениями среди учащихся нашей школы. И это неудивительный факт, так как к сказкам обращаются родители для того, чтобы познакомить детей с окружающим миром в увлекательной форме. Через борьбу Добра и Зла сказка закладывает в подрастающем поколении нравственные основы. Сказка помогает развивать воображение. Для одних людей процесс воображения заканчивается с прочтением сказки, а для других более пытливых, вдумчивых людей воображение и фантазия приводит к созданию новых предметов и техники.

   

Глава 2. Мечты сбываются

Люди с давних пор мечтали о предметах, использование которых может улучшить, облегчить их труд, мечтали стать невидимыми, быстро перемещаться во времени и в пространстве. Может быть, поэтому на протяжении всей человеческой жизни и желания преобразовать мир в лучшую сторону стали появляться в разное время и в разных частях света разнообразные изобретения, которые помогают в настоящее время людям в повседневной жизни. О каких предметах идет речь?

Давайте вернемся к мультиварке. Сказка о волшебном горшочке, который умел варить самостоятельно, была написана братьями Гримм в начале XIX века. Свойства горшка были воспроизведены через двести лет в Японии, когда в 1937 году в императорской армии стали отваривать рис в деревянных ящиках с помощью подачи тока электродами. Затем в 1945 году первую электрическую рисоварку выпустила компания Mitsubishi, а в 1956 году японская компания Toshiba выпустила прототип современных моделей мультиварок с автоматическим режимом. В начале XX века Китай становится лидером во всём мире по производству и распространению мультиварок.

Таким образом, идея волшебного горшка, появившаяся в Германии, реализовалась в Японии. Сказка «Горшок каши» подсказывает нам и о необходимости помнить свои пароли на электронной почте или в социальных сетях.

Еще двести лет назад никто представить себе не мог, что в скором времени люди смогут путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей и мечта о ковре-самолете станет реальностью. Читая сказки, мы понимаем, что люди издавна мечтали о таких быстроходных устройствах, как самолет, вертолет, поезд, автомобиль и т.д.

Желание покорить небо осуществилось благодаря изобретению первого летательного аппарата Александром Федоровичем Можайским. Он получил патент на свое изобретение в 1881 году. Полёт его летательного аппарата был совершен 20 июля 1882 года. Эксперимент Можайского доказал, что полеты возможны.

Ковёр-самолет из русской народной сказки «Заколдованная королевна» был воплощен в жизнь и немецкими изобретателями братьями Райт. Их аэроплан прошел испытания 17 декабря 1903года. Мысль о движении волновала людей с давних времен, именно поэтому были изобретены вместо сапог-скороходов различные виды транспорта, например, автомобиль. Его изобретение принадлежит немцу Карлу Бенцу. Он 29 января 1896 года получил патент и наладил производство трёхколёсного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Готлиб Даймлер в 1885 году получил патент на первый в мире мотоцикл. Первый в мире мотоцикл напоминает современный детский велосипед, т.к. он имел дополнительные колеса по бокам.

Прообразом навигатора в волшебных сказках является клубок ниток. Люди с давних пор мечтали о быстром установлении маршрута. Отправляясь в дальнее путешествие на автомобиле, мы берем сейчас не карту, а навигатор, который поможет указать нам маршрут, время движения, выбрать оптимальный вариант движения в любой уголок страны. Первый навигатор был изготовлен в Великобритании в 1920 году. Внешне он напоминал ручные часы, и состоял из бумажной карты и двух деревянных рукояток, которые необходимо было прокручивать вручную. Данное изобретение было прогрессом в развитии маршрутизаторов. Современные автомобильные навигаторы, которыми мы пользуемся, обязаны своему появлению военным. История их появления началась с 1947 года, когда советские учёные вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Современное «волшебное зеркало» помогает наблюдать в онлайн-режиме за проведением экзамена у старшеклассников во время проведения ЕГЭ. Словно волшебное зеркало, спустившееся из сказки, современная веб-камера помогает нам проследить за ходом событий в разных частях города или страны. Достаточно включить компьютер или любое устройство с поддержкой Интернета, как мы можем оказаться и в Новосибирском зоопарке или совершить виртуальную экскурсию в Москву.  Первая в истории веб-камера появилась сравнительно недавно, в 1991 году в Кембриджском университете. Изобретение стремительно вошло в нашу жизнь и стало для нас необходимостью.

Телевизор, компьютер, скайп в сказках представлены тарелкой по кругу, которой двигалось яблоко или корытом с водой у Бабы Яги. Сказочные персонажи заглядывали в эти предметы в целях узнать настоящее или будущее. Прошло время и нашлись изобретатели, положившие начало истории первым телевизорам.  Так, немецкий техник Пауль Нипков в 1884 году придумал специальный прибор, способный сканировать изображения. В середине 20-х годов XX века неоценимый вклад в развитие современного телевидения сделал британский инженер Джон Лоуги Брэд. Воспользовавшись диском Нипкова, он изобрел механический телеприемник, который работал без звука, но давал достаточно четкую картинку

Русская народная сказка «По щучьему велению» подсказала о необходимости проведения водопровода в дом и изобретении бензопилы. В конце XI начале XII века первый водопровод из деревянных труб появился в Новгороде.  Немецкий механик, Андреас Штиль в 1926 году запатентовал первую электрическую пилу, а в 1929 году запустил в производство первую бензопилу.

Подобный ряд сравнения: волшебный предмет и современное его воплощение можно еще продолжить, но становится понятным тот факт, что люди, жившие столетия назад, стремясь узнать мир через собственное воображение, подтолкнули к тому, что с начала 19 века появляется огромное число изобретений. Источником и вдохновителем этих изобретений мог послужить только опыт предшествующих поколений, т.е. создавали и будут создавать то, в чем нуждается человек в повседневной жизни, всё то, что сможет облегчить его труд, усовершенствовать жизнь.

 

Заключение

Стремление людей к совершенству, вера в чудо заставляло людей не стоять на месте, а искать способы создания тех предметов, которые смогли превратить сказку в реальность. Для каждого волшебного предмета, который встречался в русских народных сказках и сказках мира можно найти реальное воплощение. Создавая тот или иной предмет, изобретатели стремились учесть опыт предшествующих поколений, изучая свойства волшебных предметов и потребности в обществе, они создавали необходимые вещи.

В ходе проведения исследовательской работы авторы убедились о наличии связи между сказкой и реальностью. Основанием для такого вывода авторы считают наличие общих черт и свойств у волшебных предметов-помощников и современной техники.

Было установлено, что основная часть предметов, которыми мы пользуемся в настоящее время, была создана в конце 19 – начале 20-х веков.  Новейшие изобретения, такие как навигатор, скайп появились в конце 20 века, что свидетельствует о том, что человеческая мысль постоянно работает, стремится к изобретению новых технологий.  

Источником создания новой техники и предметов могут стать волшебные сказки.  Увлечение сказками может не только повысить читательские умения, но и развить фантазию людей, направить на создание уникальных предметов.

В ходе сравнения было установлено, что у таких волшебных предметов как волшебная палочка и скатерть-самобранка аналогов в нашей жизни не нашлось.

Список использованной литературы

Интернет-ресурсы:

  1. Важнейшие технические изобретения XIX века.  URL: https://www.istmira.com/novosti-istorii/12184-vazhneyshie-tehnicheskie-izobreteniya-xix-veka.html (дата обращения 15.08.2019).  
  2. Гримм братья. Биография. Сказка «Горшок каши» URL: http://playroom.ru/grimm-bratya-biografiya-skazka-gorshok-kashi/(дата обращения 31.10.2019).
  3. Детские сказки. URL: http://detskie-skazki.com (дата обращения 26.06.2019).
  4. Русские народные сказки. URL: https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-skazki/ (дата обращения 03.08.2019).
  5. Русские народные сказки. URL: http://онлайн-читать.рф/русские-народные-сказки.html(дата обращения 14.07.2019).
  6. Сборник сказок URL: http://hyaenidae.narod.ru (дата обращения 27.11.2019).  
  7. Сказки зарубежных писателей-сказочников. URL: https://mishka-knizhka.ru/zarubezhnye-skazochniki/ (дата обращения 14.07.2019).
  8. Хочу всё знать. Альманах для любознательных. URL:  https://www.inqui.ru/2016/03/car-history.html (дата обращения 01.11.2019).

Приложение 1

Анкета

1. Любите ли Вы сказки?

Да          Нет

2. Какие сказки предпочитаете (читаете детям, слушаете с удовольствием)?

Сказки о животных;

Бытовые сказки;

Волшебные сказки.

3. Какие волшебные сказки знаете?

Приложение 2

Результаты опроса

В опросе участвовало 286 учащихся 1-4 классов

          3. Какие волшебные сказки знаете? 

Золушка, Белоснежка и семь гномов, Царевна-лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке, Кот в сапогах, Красная шапочка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа " Драконы - миф или реальность?"

Исследовательская работа учащихся 2 класса на тему: "Драконы - миф или реальность?"Цель исследования: узнать кто такие драконы?...

исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией

Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...

« Журналист-школьник. Миф или реальность?» (исследовательская работа)

Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны Журналистики. Но она существует. Стоит нам включить радио, или телевизор, взять в ...

Пряничный домик - сказка или реальность

Волшебный и сладкий, уютный мир-сказка, Мой крошечный, ...

Исследовательская работа "Сказка стала былью"

Объект исследования: волшебные сказки и достижения нашей науки и техники.Предмет  исследования: чудо из сказки  и соответствующее ему изобретение в наше время.Цель: Выяснить какие чудеса из ...

научно- исследовательская работа на тему: "Домовой -миф или реальность."

Актуальность данного исследования обусловлена крайне широким интересом к изучению различного вида духов в настоящее время, повсеместном их изучении или опровержении существования. Каждый образованный ...

Исследовательская работа "Волшебный Ноолин аршан - это миф или реальность"

Исследовательская работа выполнена ученицей 5 класса Шарбановой Аяной, представлена на Международном детском фестивале "Байкальский серпантин", удостоена Дипломом III  степени...