« Журналист-школьник. Миф или реальность?» (исследовательская работа)
проект (3 класс) на тему

Катасонова Ольга Анатольевна

 Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны Журналистики. Но она существует. Стоит нам включить радио, или телевизор, взять в руки журнал или  газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадем в удивительное государство. Но, чтобы узнать все его законы и секреты нужно пройти долгий путь по дорогам страны. Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет – всё вместе составляют средства массовой информации, или сокращённо СМИ. Средства массовой информации: развлекают, информируют, учат и распространяют информацию. Со всеми этими СМИ связана профессия – журналист. Журналистика - очень интересная профессия и многие школьники, мечтают стать журналистом. Хорошие профессионалы нужны в любой работе. А стать таким можно только при условии, если тебе нравиться то, что ты делаешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mif_ili_realnostzhurnalist_shkolnik.doc859.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

НОУ «Шанс»

« Журналист-школьник. Миф или реальность?»

(исследовательская работа)

        

г. Ленинск-Кузнецкий

2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.3

1.    Кто такой журналист?……………………………………………стр.4

1.1. История журналистики в России………………………………..стр.6

1.2. Требования к профессии…………………………………………стр.7

1.3. Специальности журналистики.………………………………….стр.7

1.4. Жанры журналистики …………………………………………....стр.9

2. Проба пера………………………………………………………….стр.11

2.1 Заметка…………………………………………………….……....стр.11

2.2. Интервью………………………………………………………. ...стр12

2.3.Зарисовка ………………………………………………………….стр.13

2.4. Отзыв………………………………………………………………стр.14

2.5. Видеорепортаж……………………………………………………стр.14

Заключение……………………………………………………………..стр.15

Литература……………………………………………………………....стр16

Приложения…………………………………………………………….стр.17

   

     

Введение

 Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны Журналистики. Но она существует. Стоит нам включить радио, или телевизор, взять в руки журнал или  газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадем в удивительное государство. Но, чтобы узнать все его законы и секреты нужно пройти долгий путь по дорогам страны. Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет – всё вместе составляют средства массовой информации, или сокращённо СМИ. Средства массовой информации: развлекают, информируют, учат и распространяют информацию. Со всеми этими СМИ связана профессия – журналист. Журналистика - очень интересная профессия и многие школьники, мечтают стать журналистом. Хорошие профессионалы нужны в любой работе. А стать таким можно только при условии, если тебе нравиться то, что ты делаешь. 

 Я тоже мечтаю стать журналистом. Конечно, одного только желания недостаточно, но я хочу научиться писать много и интересно, готова пробовать, ошибаться и снова пробовать.

ПРОБЛЕМА: Может ли школьник  стать журналистом?

ЗАДАЧИ:  1. Изучить особенности профессии.

2.Познакомиться  с  различными жанрами журналистики.

3. Взять интервью.

4. Создать видеорепортаж.

Источники получения информации:

 Интернет статьи, журналы, книги.

1.Кто такой журналист?

Быть в гуще жизненных событий, 
Не пропустить больших открытий 
И мастерски владеть пером, 
А также русским языком, 

Быть только честным и правдивым, 
В своих оценках справедливым, 

Универсал-специалистом — 
Тогда зовись ты журналистом

Журналистика (от французского journal – дневник, газета). Это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через прессу, радио, телевидение, кино. Значит журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами или журналистами. Все чаще вместо ручек и блокнотов они используют диктофоны и ноутбуки. Но помимо этого им по-прежнему приходится много говорить по телефону, следовать за машинами «скорой помощи» и пожарными машинами, писать репортажи. В обязанности журналиста входит донести  полезную информацию, предостеречь читателя с помощью своих работ от неприятностей. Журналист должен быть честным, так как он несет большую ответственность перед людьми. Он должен быть смелым и энергичным, быстро ориентироваться в сложных ситуациях.  И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают также на радио и телевидении. Журналист расспрашивает знаменитостей, собирает интересную и популярную для народа информацию, выступает на телевидении, пишет о событиях в газету или  журнал, делает репортажи и фотоматериалы. Журналистские статьи – это прежде всего, грамотно, увлекательно и доступно изложенная информация. Статья должна быть интересна читателю, а не только самому автору. 

Журналист-профессионал тревожится из-за различных неприятных происшествий, его волнуют все события, происходящие в нашем мире, даже  плохие. Он беспокоится за судьбы людей. По  долгу своей профессии ему приходится встречаться с трагедиями в жизни людей, с катастрофами, авариями и так далее. Конечно, сложно все это пропускать через себя, но ведь журналистика - это сложная профессия. Только пропустив информацию через себя, подойдя к ней творчески, действительно заинтересовавшись ею, можно создать интересный, волнующий многих людей материал.

Журналист обладает большим богатством – правом голоса. Он может донести до людей правду, всё, о чём простой человек должен знать. Много абитуриентов каждый год поступает на факультет журналистики, но становятся настоящими журналистами единицы. Именно они и посвящают свою жизнь любимой работе. Эти люди вызывают восхищение. Екатерина Андреева (приложение 1)- лауреат премии "ТЭФИ-2007" в номинации "Ведущий информационной программы". По итогам 2010 вошла в десятку популярных телеведущих России по версии TNS Россия. С 1998 - постоянная ведущая программы "Время" на Первом канале. Один из любимых жизненных девизов: "Дай мне Бог душевного покоя принять то, что не могу изменить, дай силы изменить, что я могу, и дай мудрости не перепутать одно с другим".

 К известным журналистам России относят тележурналиста, покорившего сердца многих, Андрея Малахова (приложение 2), который стал шоуменом и популярным ведущим программ на первом канале. Он окончил школу с серебряной медалью, после чего поступил на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, который закончил с красным дипломом. Прошел длительную стажировку в США и во время учебы проходил практику в газете «Московские новости». Отличился и на радио «Максимум», где вел передачу «Стиль».  

Многие корреспонденты едут в «горячие точки», хотя знают, что могут оттуда не вернуться. Но «ради нескольких строчек в газете» они рискуют жизнью, потому что это их долг. Анна Политковская (приложение 3) – известный журналист и правозащитник. Популярность получила благодаря ярким и познавательным статьям в газетах. Она неоднократно посещала боевые точки в Чечне, где сняла серию сюжетов и репортажей, за которые получила награду «Золотое перо России». Погибла при невыясненных обстоятельствах.

1.1. История журналистики в России

Считается, что история русской журналистики начинается с 16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого император издал указ "Ведомостям быть!"

Номер состоял из разного числа страниц — от 2 до 22, чем определялась и его цена.  Первая  страница газеты получает гравюру, на которой изображены вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью. 

Ведомости" постоянно меняли свое название: "Ведомости московские", "Ведомости московского государства", "Ведомости российские". Сначала газета выходила в Москве, а с 1711 года стала выпускаться в Санкт-Петербурге. Объем "Ведомостей" был регулярным – 22 страницы. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров.

Газета делалась для очень состоятельных людей, и стоила от двух до восьми денег (деньга – русская монета, равная половине копейки тех времен). К примеру, наборщик получал тогда от трех до четырех денег, работая на тяжелейшей работе. Первая русская газета пропагандировала точку зрения власти.

Первым официальным редактором первой российской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов. Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей.  Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания.

Первый в России детский журнал издал Н.И. Новиков в  1785 году. Журнал «Детское чтение для сердца и разума». На 48 страницах каждого номера помещались произведения разных жанров: повести, рассказы, сказки, пьесы и забавные истории.

1.2. Требования к профессии:

 Журналисту необходимы определенные профессиональные качества и навыки. Он должен уметь оперативно обрабатывать большой поток информации, также среди необходимых качеств необходимо назвать коммуникабельность, любознательность, эрудицию, творческие и художественные способности, хорошую память, образное мышление, тактичность, умение работать в команде. Для теле - и радиорепортера важно иметь четкую дикцию и отличную реакцию, особенно при работе в прямом эфире. Ведущий ток-шоу должен уметь формулировать интересные вопросы, слушать и слышать собеседника, а при необходимости манипулировать им, направлять разговор в нужное русло. От этого напрямую зависит успех статьи или передачи.

1.3. Специальности журналистики

Специализация журналиста не является постоянной. В зависимости от которого выделяют журналистские специальности:

1.По жанрам: 

а) репортер -  сотрудник СМИ, который иногда работает в кадре (ТВ) или эфире (радио) и за кадром — в печатных изданиях чаще всего в газетах  или интернет-изданиях. В журналистике всё начинается именно с репортерского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортеры «собрали урожай новостей»;

б) публицист – писатель по политическим вопросам;  

в) обозреватель  (политобозореватель) -  не столько информирует о политических событиях, сколько раскрывает их суть. Главная его задача – анализ происходящего. Он показывает связи между явлениями.  Для этого обозревателю нужно знать значительно больше, чем репортёру. Он ориентируется в расстановке политических сил, знает не только имена, но и биографии,  сильнее и слабые стороны всех  политиков и общественных деятелей. В поисках информации он прочитывает множество статей, заметок, слушает радио- и телепередачи, читает труды экспертов, даёт задания корреспондентам; 

г) очеркист- писатель или журналист, специалист по очеркам. Очерк - это литературное произведение не очень больших размеров, в котором описаны правдивые события или происшествия.

д) фельетонист – писатель,  разоблачающий отрицательные факты действительности  из жизни общества.

 1.По  направлениям в работе:

а)политические, экономические,  спортивные обозреватели;

б) журналисты-международники;

в) отраслевые журналисты.

В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер. Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи непосредственно из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни.

1.4.Жанры журналистики

Репортаж:

«Познакомьтесь со мною друзья,

Называюсь репортажем я.

Это живой и задорный рассказ,

Его я веду с места событий для вас!»

Репортаж (франц. reportage, от англ. report — сообщать), информационный жанр журналистики, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. 

В журналистике все начинается с репортера. Репортеры добывают информацию из следующих трех источников: документы и записи; интервью;  личные наблюдения;

В газете и на радио репортер должен словами «нарисовать» событие.

На телевидении: телекамеры наблюдают жизнь. А поскольку описывают  события  камеры, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.

Виды репортажа: видео-, кино- и фоторепортажи.

Фоторепортаж: играет вспомогательную роль, иллюстрирует текст или, наоборот, текст носит пояснительный характер, расширенную подпись.

Видеорепортаж: изложение ведется от лица очевидца или участника событий; передается с места событий в тот момент, когда это событие происходит.

Чтобы репортаж получился надо:

1.Определить тему.

2.Поставить цель - для чего и что будешь писать.

3.Написать небольшое вступление.

4.Описать кратко место, откуда ведешь репортаж. ( Описывать события нужно в настоящем времени).

5.Завершить  рассказ  собственными размышлениями

Интервью - это беседа в форме вопросов и ответов на актуальные темы с интересным человеком.

Как подготовить интервью:

 1.Определить тему.

2.Поставить цель - для чего и что будешь писать.

3.Составить вопросник. ( Вопросы должны быть глубокими, четкими, конкретными, краткими).

4. В начале интервью нужно дать предварительное описание предстоящего события, чтобы ввести читателя в курс дела.

5.Вопросы нужно выделить жирным шрифтом.

6.Исключить повторы в тексте, длинные предложения сократить.

Заметка - это небольшой рассказ, о каком – либо событии, происшествии, наблюдении.

Как написать заметку:

1. О каком событии расскажет заметка?

2. Когда произошло событие?

3. Где и почему оно произошло?

4. Кто участвовал в событии?

5. Какое значение имело событие?

6. Чему учит, над, чем заставляет задуматься?

7. Твои размышления, вывод.

Зарисовка- это словесная картина, описание кого-либо, чего-либо.

Как написать зарисовку:

1.Смотрю.

2.Наблюдаю.

3.Чувствую.

4.Записываю

5.Придумываю заголовок.

Отзыв – это отклик  на прочитанное, услышанное, увиденное.

Пишем отзыв:

1.Вступительная часть.

2.Основная часть (краткое содержание, описание своих чувств, личное мнение).

3.Заключительная часть (вывод: чему учит книга).

2. Проба пера

 В классе меня назначили быть журналистом. У меня есть помощники. Мы делаем стенгазеты и пишем свои заметки, зарисовки, репортажи.

2.1 Заметка: «Русская коса-девичья краса»

Седьмого марта, в пятницу, в нашем классе проходила конкурсная программа для девочек  «Русская коса-девичья краса». 

Класс украсили цветами и шарами. Чтобы выбрать мальчиков в жюри, праздник начался с конкурса « Сказочные перевертыши». Затем мальчики поздравили девочек стихами.

У всех девочек в этот день были заплетены косы. Первый конкурс назывался «Русский поклон», где все девочки учились приветствовать поклоном гостей, как русские девушки в старину. После этого все девочки встали в круг и водили  хоровод под песню:  «Во поле береза стояла».

А затем бы конкурс частушек. Лучше всех спели частушки  Целюнова Женя и Стрелкова Карина.

Самым интересным конкурсом был «Русский кокошник», где все девочки своими руками украшали русский головной убор-кокошник.

За участие в конкурсах девочки получали по бублику. После праздника у всех осталось хорошее настроение. Ведь главное не победа, а участие и общение с друзьями (приложение 3.1 и 3.2).

2.2 Интервью « День защитника Отечества»

 Приближается День защитника Отечества - праздник  мужчин, отмечаемый ежегодно 23-го февраля. В этот день принято почитать мужчин занятых или когда-либо бывших занятыми в мужских профессиях, связанных, прежде всего с риском, доблестью и отвагой ради защиты своей родины. В канун  праздника я решила взять интервью у мальчиков нашего класса Чубарова Олега, Борисова Максима, Славкова Дмитрия.

-Какой праздник мы отмечаем 23 февраля?

- День защитника Отечества.

-А вам нравиться этот праздник?

-Да.

-А почему?

-Это праздник  самых крепких мужчин. Это праздник мужественных мужчин и тех, кто работает на опасной работе. Это праздник для тех, кто отслужил в армии и для тех, кто защищает нашу Родину.

- Вы будете  служить в армии?

-Да.

-В каких войсках?

- В спецназе.

-А почему?

-Я хочу быть сильным и мужественным, сильным и метким.

-А что такое мужество?

-Это когда ты  попадаешь в сложную ситуацию и проявляешь смелость.

-Был ли в вашей жизни мужественный поступок?

-Да. Это когда я защищал свою сестру.

-Я поздравляю вас  с  праздником и надеюсь, что вы добьётесь своих целей в жизни, и мы будем вами гордиться (приложение 4).

2.3. Зарисовка « Береза»

Сегодня солнечный весенний день. Я стою на улице возле школы. Природа сегодня как будто ожила. Чистый воздух бодрит и освежает. На тонких ветках березы еще искрится снег. Весной береза стоит голая, но через несколько недель станет теплее, и на березе набухнут почки. Когда почки лопаются, то появятся первые молодые клейкие листочки и береза нежно зашелестит ими. Летом береза хороша по- своему. От густых ветвей большие тени. Покрытые листьями веточки свисают. Мне особенно нравится осенняя береза. Она стоит вся золотая. И зимой береза в наряде из инея. Серебряная красавица похожа на сказочную фею. Любят березку в народе, слагают про нее песни, рисуют картины, пишут стихи и рассказы. Я люблю березу, потому что она похожа на красивую девушку.

2.4. Отзыв о книге

 Недавно я прочитала книгу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Эта книга о приключениях, о дружбе, о взаимовыручке. В книге рассказывается о девочке Элли и ее друзьях. Элли была  добрая и умная девочка. Когда был ураган, ее домик унесло в волшебную страну. Больше всего я запомнила такие слова: «Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!», потому что я тоже хочу попасть в волшебную страну и, чтобы мои желания исполнились. Теперь я поняла, что если делать добро, оно к тебе вернется. Автор этой книги хотел сказать нам, что друзьям надо помогать. Прочитайте обязательно эту книгу!

2.5. Видеорепортаж

Так как мы живем  в угледобывающем крае, у нас принято праздновать такой праздник, как День Шахтера. Вот я и решила попробовать снять небольшой репортаж об этом событии. Конечно не без помощи мамы. Мы посетили открытие Ледового дворца на Площади торжеств, сняли несколько сюжетов праздника, написали сценарий моей речи, записали мою речь на диктофон, и уже потом с помощью специальной программы смонтировали видео. Это стоило большого труда и желания (смотри презентацию)

Заключение

В ходе выполненной исследовательской работы я выяснила, что профессия журналиста весьма сложна. Быть журналистом - это не так то и легко, но интересно.

 Больше всего мне понравилось работать в жанре видеорепортажа и брать интервью.

Я думаю, что в будущем смогу  освоить профессию журналиста и работать, принося много важной и интересной информации людям.

Вследствие всего вышесказанного можно сделать вывод, что журналист-школьник – это не миф, а реальность.


Литература

1.Словарь современного русского языка

2.Журнал « Добрята»

Интернет сайты:

1. http://www.sviblovo.ru

2. http://www.noorderlingen.org

3. www.r-oc.1gb.ru

4. http://www.krugosvet.ru.

5. http://www.odigitria.ru/ sviblovo.

6. http://job.vseved.ru 

7. youjournalist.jimdo.com

8. pepla.rucareer/65.html 

9. referat911.ru…trudnosti-zhurnalistskoj-professii

10. journ-port.rupubl/139-1-0-453 

11. http://5fan.ru/wievjob.php?id=30583

Приложение 1

Екатерина Андреева        Екатерина Андреева

Приложение 2

  Андрей Малахов

Приложение 3

        Анна Политковская

Приложение 3.1

   

Приложение3.2

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Журналист-школьник. Миф или реальность

По иллюстрациям и фото района, где учимся можно судить, что район район развивается...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...