Формирование читательской грамотности обучающихся
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Кузнецова Наталья Васильевна

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!   Меня зовут Кузнецова Наталья Васильевна. Я учитель 32 школы г.о. Подольск.

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

Готовясь к выступлению, я провела анкетирование в параллели первых классов. Целью которой было выяснить любят ли дети читать, часто ли они читают, много ли читающих семей.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

1) учащиеся 1 -ых классов любят читать сами, но в большей степени любят слушать чтение взрослых и смотреть телевизор;

2) практически все родители хвалят своих детей во время чтения;

3)  во многих семьях читают вслух;

4)  более 70 % детей помнят книги, которые читают;

5) примерно пополам разделились данные анкет, касающиеся причин, по которым ребята читают. В основном потому что это нужно.

Но  при этом в своей работе  я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И с каждым новым набором детей эти проблемы только увеличиваются.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Хочу отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

Сейчас мы рассмотрим формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения по теме «Писатели - детям», проведенного во 2 классе.

Цель урока: проверить и оценить знания учащихся по разделу «Писатели – детям».

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о творчестве писателей      К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, А.Л. Барто, Н.Н. Носова.

Воспитательная: воспитывать в детях любовь к чтению, к художественной литературе, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при работе в группе.

Развивающая: способствовать развитию связной речи учащихся, обогащать и расширять словарный запас, развивать память, внимание, мышление.

Одним из важнейших этапов урока в начальной школе стал мотивационный, имеющий только положительную эмоциональную направленность. Я всегда начинаю урок с добрых пожеланий друг другу. Здесь я использовала игру «Привет сосед».

Так же на организационном этапе можно использовать девиз урока.

Вспомните какие пословицы об учебе вы знаете и выберите ту которая сегодня станет девизом нашего урока.

Учение - путь к умению.

Это задание способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение обосновывать свое мнение.

На этапе актуализации знаний учащимся необходимо определить тему урока, расположив буквы в правильной последовательности.

Это задание формирует умение ориентироваться в своей системе знаний, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, высказывать своё предположение.

Часто на уроках я использую сигнальные карточки для оценивания своей работы. Дети не только получают новые знания, но и учатся оценивать себя.

На следующем этапе воспроизведения полученных знаний и умений учащимся предлагается работа с лентой времени. Необходимо вспомнить и определить годы жизни писателей и правильно расположить их на ленте времени, а также вспомнить и распределить произведения данных писателей и назвать интересные факты из их биографии.

Данное задание способствует формированию способности к самооценке на основе критерий успешности учебной деятельности; умения проговаривать последовательность действий на уроке, планированию своего действия в соответствии с поставленной задачей; умение ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Физминутки важный этап на каждом уроке. И от того какая она будет, зависит работоспособность обучающихся в дальнейшем времени урока, поэтому я люблю включать тексты физминуток связанных с темой урока. Очень интересно на данном этапе использовать минутки выразительного чтения.

На следующем этапе урока «Мини-проект» детям были предложены задания по работе с карточкой в группах. Выполнив задания на карточках дети должны получить продукт мини-проекта. Для этого необходимо распределить обязанности между всеми членами группы.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Как мы знаем, целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширять систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развивать познавательные навыки, развивать навыки  презентации и рефлексии деятельности.

Содержание карточки было следующим:

  1. Определите тему проекта (ФИО одного из авторов), разгадав ребус.
  2. Прочитайте отрывок из произведения данного автора и укажите название.
  3. Выдвиньте гипотезу: к какому жанру относится это произведение.
  4. Поставьте цель: вспомните признаки предполагаемого жанра.
  5. Найдите признаки жанра произведения.
  6. Сделайте вывод.

В данном задании дети рассуждают, вспоминают признаки жанров, определяют жанры. Рассказывают о проделанной работе, защищают проекты у доски и оценивают выполненное задание.

При выполнении данного вида деятельности используется поиск информации, заданной в явном виде:

найти конкретные сведения;

найти значения слова и фразы;

определить тему или основную идею;

определить время и место действия рассказа.

А также формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

установить связь между событиями;

понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,   я отмечаю следующие преимущества:

•         учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

•        увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

•        совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

•        вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

•        обостряется любознательность, наблюдательность;

•        развивается активное слушание;

•        повышается самооценка.

На этапе закрепления и обобщения очень эффективно использовать приём «Верные/ неверные утверждения». Детям предлагается поиграть в игру «ДА-НЕТ».

И конечно же очень важно использовать творческие задания для формирования читательской грамотности. Домашнее задание для детей состоит в том, чтобы написать письмо одному из этих писателей, на тему: Что бы вы сказали ему или пожелали, если бы встретили его.

Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.

При чтении почти 50% времени глаза человека смотрят на разные буквы. При этом линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и перекрещиваться.

Поэтому часто в первом классе я использую разные виды чтения: зашумлённый текст,

чтение текста через «решётку»,

чтение вверх ногами, чтение через шторку.

Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

Главную мысль произведения хорошо передают старые русские пословицы. Чтобы лучше понять смысл пословицы детям предлагается проиллюстрировать её.

Игры и упражнения для повышения качества чтения.

1. «Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН         МЕДВЕДЬ            ТИГР

ЛЕВ             БАБОЧКА           КОШКА

2. «Фотоглаз»

За 20 секунд нужно  взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ   РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

3. «Да или нет?»

Прослушать предложения и определить, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

4. «Дополни предложение»

Кот мяукал...

5. «Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Нужно найти страницу, глазами отыскать нужную строчку .

6. Учимся выражать мысли другими словами.

Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

7. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

река  заяц   краски

8.  Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.

Минута, время, час, секунда.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

9. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (показать и быстро убрать).

2) Повторить, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбрать слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое;  кукла, мама, папа, лапа, ложка.

Когда ребёнок научился читать, этот навык необходимо закреплять. Самый лучший способ это - больше читать. Но ребёнку может это быстро наскучить, чего нельзя допускать, так как пропадёт желание и интерес. В этом как раз и могут помочь  специальные игры.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

мастер-класс "Формирование читательской грамотности обучающихся"

Мастер-класс по формированию читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...