мастер-класс "Формирование читательской грамотности обучающихся"
материал по чтению

Гончукова Дарья Викторовна

Мастер-класс по формированию читательской грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема мастер-класса : "Разговор о памяти и о любви".

 Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын".

Задачи:

  • Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.
  • Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.
  • Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.

Планируемые  результаты: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методическая цель:

  • Использование приемов и средств обучения, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся..

 Оборудование :  листы для работы с текстом; текст- притча; листы с записью групп читательских умений и типов заданий.

             

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап                                                                                                    1. Эмоциональный настрой. Чтение стихотворения Д.Самойлова «Память»  .                                                                                                                                                         Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.

 - Какие ассоциации возникают у вас со словом война?

Страдание, смерть, страх, боль, мужество, героизм, предательство, трусость, кровь, дружба, любовь, память, верность, мир, долг, отвага, человечность, бесчеловечность, жестокость.                                                                                                                                                 2. Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:

   Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина 1943г.)

– Что хотела сказать автор этих строк? Почему?                                                                                                                                                     3. Определение целей и задач предстоящей работы.                                                        – Военная тема актуальна и сегодня, спустя почти 71 год после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Хотя о войне уже сказано и написано немало, но писатели, особенно те, кто сам прошёл трудными дорогами войны, вновь и вновь возвращаются к ней.

  II. Организационно-деятельностный этап

1. Слово об авторе рассказа:  (Учащиеся знакомятся самостоятельно)

Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению. Герои его книг (и в мирной и в военной жизни) – простые обыкновенные люди с сострадательной душой. На протяжении всего творчества он обращается к теме войны: «Случай в особняке», «Была похоронка», «Море – его земля», «Была война когда-то…», «Стёпка, мой сын». Писатель так объясняет своё желание рассказать о войне: «Испытав на фронте физические и нравственные потрясения, увидев смерть товарищей и сам стоя на грани смерти, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,- страдание А от личного страдания так близко к состраданию».

Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества.

                                                                                       

2. Прогнозирование

Название – это «входная дверь» текста. Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием?

 3. Погружаемся в текст

1. Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения.   Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын». В ходе чтения с остановками ответить на вопросы:                                                                                                                                   а) Почему рассказ о событиях войны начинается с  описания мирной жизни?                                       б) Как вы думаете, чем закончится рассказ?

2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного).                              

а) О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?                    (Предполагаемые ответы)

- Рассказ вызвал щемящее чувство боли от того, что человеческое счастье так непрочно.

– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…».  - Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».

- В такое страшное время солдаты не очерствели душой, замечают вокруг себя красоту, берегут её, трепетно и бережно относятся к любви рассказчика с Анкой.

- Главное в рассказе – это любовь, умение любить даже в такое страшное время.                    Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе».)

б) Как бы вы теперь назвали этот рассказ?                                                                                           «Стёпка, мой не родившийся сын».    

 г) В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?                                                                    – В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о не родившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем. Без прошлого не может быть настоящего.

д) Жанр рассказа  предполагает  небольшой объём, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира. Определите семантические поля.

– Портрет Мира:

«птицы – хозяева Москвы»
«запах цветов»
«жужжание пчел»
«сонные трамваи и троллейбусы»
«солнечный луч»
«строится дом»
«стук каблучков по асфальту»
«дом, пахнущий краской и хлебом»

– Портрет Войны:

«одни пепелища»
«цветы, пахнущие огнем»
«вершины сосен, срезанные снарядами»
«обглоданные осколками кусты»
«начинена смертью»
«окровавленная шинель»
«мокрая от крови»
«окаменевшие губы»

- В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения?             – Жизнь и смерть.   Итак, рассказ построен на контрасте, в основе рассказа лежит такой приём, как антитеза. Что объединяет и связывает прошлое и настоящее в рассказе?                                                                                                                                                    - Память

е) Определите ключевые слова – образы прочитанного текста и установите между ними смысловую связь, чтобы представить целостную картину текста. (Работа в парах и у доски).                                                                                                                                           – Война, мир, жизнь, страдание, смерть, любовь, память.

Таким образом, мы составили кластер, или опорную схему этого рассказа, на которую проецируется содержание. Я надеюсь, она поможет вам на следующем этапе работы, который называется «Дерево вопросов». На нём расположились «толстые» вопросы, которые потребуют умения рассуждать, делать выводы, интерпретировать (объяснять) текст.          

Вопросы друг к другу.                                                                                                                                  1. Проблема патриотизма является одной из основных в рассказе. Докажите это текстом.       2. С какой целью автор использует образ травы в рассказе?                                                                   3. В чём на ваш взгляд заключается типичность образа Анки, какими лучшими качествами она обладает?                                                                                                                                             4. На какие размышления о судьбе любви на войне наводит рассказ?                                    5. Почему автор не просто рассказал историю гибели Анки, а придумал будущее, которого не случилось?                                                                                                                                                      6. Каким предстоит перед вами Стёпке, и почему рассказчик делает своего воображаемого сына строителем?                                                                                                                                                    7. В чём, на ваш взгляд, актуальность рассказа Н.Евдокимова?

 III. Рефлексивный этап.

1. - Что своим рассказом хотел сказать автор своим читателем, нам с вами?

Автор показал бесчеловечность и жестокость войны, её противоестественность для жизни человека. Война отняла у героя любовь, счастье, самых близких и дорогих ему людей, осталась только память, которую он бережно хранит в своём сердце. Она  поможет будущим поколениям не забыть подвиг народа в Великой Отечественной войне.

2.Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).

 Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя существительное)
  2. Вторая строчка – характеристика темы в двух словах (обычно это два прилагательных)
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строчка – это фраза из трех– четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной строкой)
  5. Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).

 3. «Яркое пятно»: стихотворение Юлии Друниной.  

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:

Источник: https://needlewoman.ru/skazki/epigraf-k-rasskazu-o-voyne.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся

В начальной школе маленькьй читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Задача учителя развивать такое качество личности, как читательская самостоятельность....

Контрольная работа по проверке читательской грамотности обучающихся 4 класса.

Работа снаправлена на проверку читательской грамотности обучающихся 4 класса....

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Формирование читательской грамотности обучающихся

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расш...