Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Ботян Елена Викторовна

Рабочая программа с КТП по литературному чтению 4 класс УМК  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx47.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол № ____

От «___» ______2020 г.

__________________

Согласовано:

Зам.директора по УВР

«___»________2020 г.

Утверждено:

Директор МОУ СОШ «Перспектива»

 «___»________2020г.

Рабочая программа по литературному чтению

(предметная область – русский язык

и литературное чтение)

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы «Перспектива»

Московской области

учителя начальных классов

________________, 4в класс

 (базовый уровень в соответствии с ФГОС НОО)

 2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение.

Цели:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа (34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

-  Понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, нахождение примеров самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- сбор материала для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, донесение этой информации до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составление сборников стихов и рассказов о Родине, включение в них и произведений собственного сочинения;

- принятие участия в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов»;

- познание национальных традиций своего народа, сохранение их;

- рассказ о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

- поиск в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

- создание своих собственных проектов о Родине, написание собственных произведений о Родине.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- формулирование учебной задачи урока коллективно, в мини-группе или паре;

- чтение в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысление коллективно составленного плана работы на уроке и плана, выработанного группой сверстников (парой), предложение своего индивидуального плана работы (возможно, альтернативного) или некоторых пунктов плана, приведение аргументов в пользу своего плана работы;

- принятие замечаний, конструктивное обсуждение недостатков предложенного плана;

- выбор наиболее эффективного варианта плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивание своей работы в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определение границ собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

- фиксирование по ходу урока и в конце урока удовлетворённости/неудовлетворённости своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

- фиксирование индивидуальной причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

- самостоятельное обнаружение и формулировка учебной задачи, понимание конечного результата, выбор возможного пути для достижения данного результата;

- свободное пользование выбранными критериями для оценки своих достижений;

- самостоятельное интерпретирование полученной информации в процессе работы на уроке и преобразование её из одного вида в другой;

- владение приёмами осмысленного чтения, использование различных видов чтения;

- пользование компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

- нахождение необходимой информации в тексте литературного произведения, фиксирование полученной информации с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализ литературного текста с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявление основной мысли произведения, обсуждение её в парной и групповой работе;

- нахождение в литературных текстах сравнений и эпитетов, олицетворений, использование авторских сравнений, эпитетов и олицетворений в своих творческих работах;

- сравнение летописи и былины, сказки волшебной и былины, жития и рассказа, волшебной сказки и фантастического произведения; нахождение в них сходства и различия;

- сравнение литературного произведения со сценарием театральной постановки, кинофильма, диафильма или мультфильма;

- нахождение пословицы и поговорки, оглавление темы раздела, темы урока или называние выставки книг;

- сравнение мотивов поступков героев из разных литературных произведений, выявление особенностей их поведения в зависимости от мотива;

- создание высказывания (или доказательства своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимание смысла и значения создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- проявление индивидуальных творческих способностей при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предложение варианта решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

- определение основной идеи произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведений, выявление отношения автора к описываемым событиям и героям произведения;

- анализ художественных произведений разных жанров, определение мотивов поведения героя и смысла его поступков; соотношение их с нравственными нормами;

- определение развития настроения; выразительное чтение, отражающее при чтении развитие чувств;

- создание своих собственных произведений с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

- высказывание своей точки зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявление активности и стремления высказываться, задавать вопросы;

- формулирование цели своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользование элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участие в полилоге, самостоятельное формулирование вопросов, в том числе неожиданных и оригинальных, по прочитанному произведению;

- создание 5—10 слайдов к проекту, письменная фиксация основных положений устного высказывания;

- создание бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрация образца правильного ведения диалога (полилога);

- предложение способов саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определение цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фраз и целых абзацев рассуждений автора, доказывающих его отношение к описываемым событиям;

- использование найденного текстового материала в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- письменный ответ на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

- определение совместно со сверстниками задачи групповой работы (работы в паре), распределение функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

- определение критерия оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивание своих достижений по выработанным критериям;

- оценивание своего поведения по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

- поиск причины конфликта в себе, анализ причины конфликта, самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций;

- обращение к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

- нахождение в библиотеке книги, раскрывающей на художественном материале способов разрешения конфликтных ситуаций;

- нахождение всех источников информации, отбирание из них нужного материала, перерабатывание, систематизация, выстраивание в логике, соответствующего цели;

- самостоятельная подготовка презентации из 9—10 слайдов, обращение за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

- использование в презентации не только текста, но и изображений, видеофайлов;

- озвучивание презентации с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные:

Виды речевой и читательской деятельности

- понимание значимости произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- чтение вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационное объединение слов в предложении и предложений в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведений;

- выбор при выразительном чтении интонации, темпа, логического ударения, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- пользование элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознание через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетическое восприятие произведения литературы, видение образных выражений в поэтическом тексте, понимание того, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участие в дискуссиях на нравственные темы; подбор примеров из прочитанных произведений;

- формулировка вопросов (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; нахождение эпизодов из разных частей прочитанного произведения, доказывающих собственный взгляд на проблему;

- деление текста на части, подбор заглавия к ним, составление самостоятельного плана пересказа, продумывание связки для соединения частей;

- нахождение в произведениях средств художественной выразительности;

- подготовка проектов о книгах и библиотеке; участие в книжных конференциях и выставках; пользование алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке;

Творческая деятельность

- пересказ содержания произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий; составление плана, заголовка текста; пересказ текста, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказ текста от 3-го лица;

- составление рассказа об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подборка материалов для проекта, запись пословиц, поговорок, мудрых мыслей известных писателей, учёных по данной теме, подборка наиболее понравившихся, осмысление их, перевод в принципы жизни; подготовка проектов на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участие в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участие в читательских конференциях;

- написание отзыва на прочитанную книгу;

Литературоведческая пропедевтика

- сравнение, сопоставление, выполнение элементарного анализа различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС (102 Ч)

Название раздела

Количество часов

1

Летописи. Былины. Жития

8

2

Чудесный мир классики

15

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

12

5

Делу время – потехе час

9

6

Страна детства

7

7

Поэтическая тетрадь

4

8

Природа и мы

9

9

Поэтическая тетрадь

6

10

Родина

5

11

Страна фантазия

6

12

Зарубежная литература

13

Итого

102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Летописи. Былины. Жития (8 часов)

1

Знакомство с учебником. Летописи

1

2

Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда»

1

3

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего»

1

4

Былина – жанр устного народного творчества. Былина        

" Ильины три поездочки"

1

5

Былина "Три поездки Ильи Муромца"

1

6

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

1

7

«Житие Сергия Радонежского»

1

8

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Летописи. Былины. Жития". Проект "Создание календаря исторических событий»

1

Чудесный мир классики (15 часов)

9

П.П. Ершов "Конек - горбунок"

1

10

П.П. Ершов "Конек - горбунок"

1

11

Сходство русских народных сказок и авторской сказки

П.П. Ершова "Конек -горбунок"

1

12

А. Слонимский "О Пушкине". А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора, очей очарование! ...»

1

13

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1

14

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1

15

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". "Что за прелесть эти сказки!" Сказки А.С. Пушкина

1

16

М.Ю. Лермонтов. А. Шан-Гирей "Воспоминания о Лермонтове". Дары Терека.

1

17

М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб" (турецкая сказка)

1

18

М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб" (турецкая сказка)

1

19

С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича». Л.Н. Толстой "Детство"

1

20

Л.Н. Толстой. Басня "Как мужик убрал камень

1

21

М. Семанова «Воспоминания». А.П. Чехов. "Мальчики"

1

22

А.П. Чехов. "Мальчики". Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.

1

23

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Чудесный мир классики"

1

Поэтическая тетрадь (8 часов)

24

Ф.И. Тютчев "Ещё земли печален вид...", "Как неожиданно и

ярко..."

1

25

А.А. Фет Весенний дождь", «Бабочка»

1

26

Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!..", "Где сладкий шепот..."

1

27

А.Н. Плещеев "Дети и птичка»

1

28

И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."

1

29

Н.А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки…»

1

30

И.А. Бунин "Листопад"

1

31

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь»

1

Литературные сказки (12 часов)

32

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

1

33

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

1

34

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

1

35

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

1

36

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

1

37

П.П. Бажов "Серебряное копытце"

1

38

П.П. Бажов "Серебряное копытце"

1

39

П.П. Бажов "Серебряное копытце"

1

40

А.С. Аксаков "Аленький цветочек"

1

41

А.С. Аксаков "Аленький цветочек"

1

42

А.С. Аксаков "Аленький цветочек"

1

43

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Литературные сказки»

1

Делу время – потехе час (9 часов)

44

Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

1

45

Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

1

46

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца

1

47

В.Ю. Драгунский "Главные реки"

1

48

В.Ю. Драгунский "Главные реки"

1

49

В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка"

1

50

В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел"

1

51

В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел"

1

52

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Делу время - потехе час"

1

Страна детства (7 часов)

53

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"

1

54

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"

1

55

К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

1

56

К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

1

57

К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

1

58

М.М. Зощенко "Ёлка"

1

59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Страна детства"

1

Поэтическая тетрадь (4 часа)

60

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"

1

61

С.А. Есенин "Бабушкины сказки"

1

62

М.И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка...", "Наши царства"

1

63

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь"

1

Природа и мы (9 часов)

64

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

1

65

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

1

66

А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

1

67

А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

1

68

М.М. Пришвин "Выскочка". М.М. Пришвин - певец русской природы

1

69

Е.И. Чарушин " Кабан"

1

70

В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

1

71

В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

1

72

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа и мы"

1

Поэтическая тетрадь (6 часов)

73

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"

1

74

С.А. Клычков "Весна в лесу"

1

75

Д.Б. Кедрин."Бабье лето".

Н.М. Рубцов "Сентябрь"

1

76

С.А. Есенин "Лебедушка"

1

77

С.А. Есенин "Лебедушка"

1

78

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь".

1

Родина (5 часов)

79

И.С. Никитин "Русь"

1

80

И.С. Никитин "Русь"

1

81

С. Дрожжин "Родине"

1

82

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске..." Проект "Россия - Родина моя"

1

83

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Родина"

1

Страна фантазия (6 часов)

84

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника"

1

85

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника"

1

86

К. Булычев "Путешествие Алисы"

1

87

К. Булычев "Путешествие Алисы"

1

88

К. Булычев "Путешествие Алисы". Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

1

89

Обобщение. Урок-игра "В мире приключений". Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия»

1

Зарубежная литература (13 часов)

90

Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

1

91

Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

1

92

Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

1

93

Г.Х. Андерсен "Русалочка"

1

94

Г.Х. Андерсен "Русалочка"

1

95

Г.Х. Андерсен "Русалочка"

1

96

М. Твен "Приключения Тома Сойера"

1

97

М. Твен "Приключения Тома Сойера"

1

98

М. Твен "Приключения Тома Сойера"

1

99

С. Лагерлеф "Святая ночь"

1

100

С. Лагерлеф "Святая ночь"

1

101

С. Лагерлеф "В Назарете"

1

102

Обобщение по разделу.  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература». Викторина "Литературные тайны". Задание на лето: советуем прочитать

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....