Урок литературного чтения по теме "Как становятся писателями".
методическая разработка по чтению (2 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Знакомство с творчеством Б.С.Житкова и его произведениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

 

2 класс

                             

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Кусочкина Елена Валерьевна

Волоколамск 2018 год

 Цели урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с новыми произведениями,

-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

развивающие:

-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;

-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,

-способствовать сплочению классного коллектива,

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: портрет Б.С. Житкова;

                              книги с произведениями Б.С. Житкова;

                              кроссворд.

                              карточки с названиями произведений у каждого.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Дети рассказывают о подготовке к уроку, показывают с каким настроением начинают урок.

II.  Сообщение темы и цели урока.

       Прочитайте эпиграф нашего урока.

            

                            КТО НИЧЕГО НЕ ИЗУЧАЕТ,

                            ТОТ ВЕЧНО ХНЫЧЕТ И СКУЧАЕТ.

                            Ученики читают стихи об осени.

«Листья осенние»                                                «Осень»

Падают, падают- вниз и кругами,                                К нам в заплаканные окна

Желтые, красные- над головами,                                Равнодушно дождь стучится,

Листья летящие, листья хрустящие и                                Над холодными лугами

Шелестящее- звеняще- скользящие!                                Слышен крик отставшей птицы.

Бабочки -листья и листья- хлопушки!                                Потемнели и поникли

В листьях весь лес от корней до макушки!                        Ветви бронзовые сосен.

Листья летучие и кувыркучие!                                Ворон каркает над бором:

Листья прыгучие                                                - Это осень! Это осень!

Тучи их!                                                        Опускается под вечер

Тучи их!                                                        Небо низко над поляной,

Листьевый ливень- пёстрая радуга!                                И висят на влажных ветках

Прыгай навстречу, лови их и радуйся!                        Клочья белого тумана.

                                                                Журавли, трубя, промчались,

                                                                Унесли на крыльях лето.

                                                                -Это осень! - повторяет

                                                                Эхо за рекою где – то.

На доске расположены различные портреты- Михаил Пришвин, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б.Житков.
- Ребята, что вы можете сказать о портретах на доске. (кого знают? ответы детей)
- А чей портрет вам неизвестен? Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? 

На сегодняшнем уроке будем знакомиться с произведениями Б. С. Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно.  

                           Портрет Б.С. Житкова

         «Немолодой человек небольшого роста, сухонький, смуглый, чем-то похожий на вождя краснокожих».  Он родился под Новгородом 11 сентября 1882году. Прошло уже 130 лет со дня его рождения.

III. Изучение нового материала.

       Подготовленный ученик рассказывает о биографии писателя.

         

Борис Степанович Житков объездил полсвета. Он знал много иностранных языков, играл на скрипке, дрессировал животных. Весь свой опыт и знания изложил в книгах. Он писал о смелых, гордых людях, о редких животных, о дальних странах. Он написал более 200 произведений. Все они учат добру, и самым лучшим человеческим качествам. Среди них есть книга «Что я видел». Обо всем, что видел автор, он описывает в этой книге.

              Выставка книг.

Учитель: - Отгадайте загадку и узнаете о чём с детства мечтал Житков.

                «Он отправился в путь без забот и без страха,

                Не забыв привязать выше пятки мешок.

                Он заправил свою шерстяную рубаху

                И потуже из кожи стянул ремешок».

                                                                (Путешественник)

- У писателя была страсть к кораблям. Когда он гостил у бабушки в Петербурге, то целыми днями следил сквозь щель в заборе за проплывающими лодками и представлял, что это большие корабли, плывущие далеко – далеко вдаль. А в доме на полке стояла модель настоящего корабля. Он всё смотрел на него и думал, что там непременно должны быть маленькие человечки. Вот только увидеть их никак не удавалось!

- Так появился рассказ «Как я ловил человечков».

Чтение отрывка из рассказа «Как я ловил человечков».

Учитель: - Замечательного писателя, всю жизнь занимал вопрос: что же такое       храбрость? Та, о которой в народе говорят: «Смелость города берёт». Для юных читателей этот вопрос – один из главных. Во многих своих рассказах писатель говорит о храбрости. В своих произведениях он испытывает героев «на прочность»: в поле во время бурана, в море в бурю, на борту горящего самолёта. Читателю сразу становится ясно: вот этот человек благороден и храбр, этот прикидывается смельчаком, а тот просто трус.

- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое храбрость.

- Запишем это объяснение в тетрадь.

Храбрость – смелость, решимость, мужество, воинская доблесть, отвага.

Учитель: - Первое настоящее морское путешествие он совершил в 13 лет.

                Знакомый отца, капитан грузового судна, взял его на Кавказ.

                Потом были ещё путешествия, экспедиция по Енисею, кругосветное

                плавание через 3 океана, служба на Белом море…

IV. Чтение и обсуждение прочитанных произведений.

 - А теперь   каждый из вас своим товарищам прочитает отрывок из рассказов Б.С. Житкова. Ваша задача: назвать это произведение. У вас на столе карточки с названиями этих произведений.  Прочитайте эти названия.

     - Приготовились слушать.

  1.  «Храбрый утенок».  

               Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

  1. «Беспризорная кошка»

        Раз слышу – будто ребенок плачет. Я вскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у ней что- то болтается. Подбежал, смотрю – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребенок. Я отнял его у кошки. Обменял на рыбу.

  1. «Как слон спас хозяина от тигра»

       «…слон повернулся, схватил хоботом тигра поперек живота. сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами»

 4.  «Галка» …Слон повернулся, схватил тигра поперек живота. Сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот. Высунул язык и мотал лапами.

5.  «Друзья».  Все лето щенок и лисенок прожили вместе и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончим, а лисенок оделся в густую шубу.  Лесник посадил лисенка на цепь. Чтобы не убежал в лес.

- К какому разделу можно отнести эти рассказы? о животных

Ученики находят книги на выставке, в которых можно прочитать эти рассказы.

V.  Закрепление изученного.

        - А теперь разгадаем кроссворд.

5.т

1.м

а

н

г

у

2.с

т

е

е

т

4.в

х

т

р

3.м

е

н

р

2.ч

е

л

о

в

е

ч

к

и

к

р

е

к

о

е

р

а

з

3.а

л

ё

ш

а

По горизонтали:

1. Какой маленький зверёк может справиться со змеёй?

2. О ком говорит герой рассказа: «Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить».

3. Как звали главного героя книги «Что я видел»?

По вертикали:

1. Предмет из книги «Что я видел».

2. Кого боялись утята в рассказе «Храбрый утёнок»?

3. Где происходили события в рассказах «На воде», «Компас»?

4. Как называется рассказ о корове и её телёнке?

5. Эта тема увлекала Житкова, он старался увлечь ребят. Считал, что знания из этой области им очень пригодятся.

VI. Заключение.

      - Как-то Житков приехал в Петербург и зашёл в гости к своему товарищу Коле. Он занят был чем-то, и Борис весь день ребятишкам рассказывал о своих приключениях на суше и на море. Тогда Николай предложил попробовать записать эти рассказы и принести в редакцию детского журнала «Воробей». Так Борис Житков стал писателем, а мы можем прочитать его замечательные рассказы.

VII. Рефлексия.

        -Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

XI. Итог урока.

Учитель:

-Назовите автора известных рассказов «Что я видел», «Морские рассказы», «Храбрый утёнок».

-С каким писателем познакомились сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе "Писатели - детям"

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2  классе "Писатели - детям" УМК "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »    Цели деятельности учителя: формирование  представлений о В.Драгунском, к...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....