Внеучебное занятие "День славянской письменности и культуры"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Ракитина Лариса Александровна

Представлена методическая разработка внеучебного занятия "День славянской письменности и культуры" для учащихся 4 класса начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ракитина ЛарисаАлександровна

педагог-библиотекарь

ГБОУ СОШ № 385 Санкт-Петербурга

Методическая разработка  внеучебного занятия

Тема занятия: День славянской письменности и культуры 

Класс: 4

Тип занятия: Изучение нового материала в форме беседы

Тема

День славянской письменности и культуры

Цель и задачи

Цель: формирование у младших школьников духовно-нравственного потенциала через приобщение к базовым национальным ценностям и языковым традициям нашего народа

Задачи:

1. Образовательная: изучить историю создания славянской азбуки и русского алфавита, понимать значение научного и просветительского подвига создателей азбуки Кирилла и Мефодия.

2. Развивающая: сформировать мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности.

3. Воспитательная: воспитать уважение к базовым национальным ценностям и языковым традициям нашего народа, пробудить в учащихся интерес к родной истории, к родному языку.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать у учащихся представление о славянской письменности и о возникновении алфавита; развивать у учащихся умение анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, видео, схема, аудиовизуальный ряд)

Личностные: осознание себя как гражданина; проявление творческого отношения к процессу обучения

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в предложенной беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Познавательные: умение ориентироваться в исторических событиях; учиться анализировать, сравнивать, осуществлять поиск необходимой информации

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу;

 развивать умение высказывать свое предположение на основе знакомства с новыми знаниями

Основные понятия

Письменность, язык, алфавит, азбука, грамота, устное народное творчество

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Оборудование

История, русский язык, литература, родная речь

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Иллюстрации к уроку (презентация), плакаты, книги; мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки для рефлексии.

Этапы работы

                                                                  Содержание этапа

1.

Организационный этап учебного занятия

Время

Используемое оборудование

Орг-момент

3 мин.

Видео на экране: выступление сводного хора Санкт-Петербурга на Дворцовой площади

Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой на занятие.

- Каждый из вас – житель самого прекрасного города…

А вы знаете, что День славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге проходит как хоровой праздник. Традиция зародилась восемь лет назад, и сегодня эта инициатива подхвачена всей Россией. В 2019 году сводный хор Санкт-Петербурга на Дворцовой площади насчитывал более 3 000 участников. Многочисленные зрители не только слушали выдающиеся произведения русской музыки, но и охотно пели вместе с хором, а тексты песен транслировались на установленных на площади видеоэкранах и раздавались волонтёрами в красочных буклетах.

Приветствуют библиотекаря, показывают свою готовность к занятию.

Дети отвечают: Санкт-Петербурга

Личностные: Умение настроить себя на целенаправленную познавательную деятельность

Коммуникативные: планирование сотрудничества с библиотекарем и сверстниками

Познавательные: целеполагание

Регулятивные: умение организовать свое рабочее место

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Время

Используемое оборудование

Постановка цели урока

7 мин.

Слайд на экране: высказывание Карамзина

Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

Послушайте высказывание русского писателя и историографа Николая Михайловича Карамзина. «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Главной темой нашего разговора будет разговор о письменности.

Можете ли вы дать определение этому понятию?

Письменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность - одна из форм существования человеческого языка.

Возвращаясь к высказыванию Н.М. Карамзина, ответьте на вопросы:

Согласны ли вы с его мнением? Актуально ли оно сегодня? Почему язык и письменность являются едва ли не самыми важными культурообразующими факторами?

Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

Ответы детей

Учащиеся формулируют

Дети отвечают

Личностные: понимание смысла предстоящей деятельности

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументирование своего мнения  

Познавательные: Мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение; классификация; извлечение необходимой информации

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.

Этап изучения нового учебного материала, первичное усвоение новых знаний

Время

Используемые ресурсы

25 мин.

Плакаты с пословицами, проектор (слайды презентации)

Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя или бога, или племени - мы никогда не узнаем точно, - тогда началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются - доисторическими.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности - ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель, радио, компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы не знаем, не изобрел письменность.

Вы все знаете о существовании жанра устного народного творчества - пословицы. Пословица - краткое образное выражение с назидательным смыслом, а ней заключена народная мудрость.

Как вы понимаете такое выражение «Начать с азов», «Аз да буки - вот и все науки», «Не суйтесь, буки, наперёд азов».

Вспомните пословицы, в которых отражено отношение людей к знанию, слову. Объясните их смысл.

Без букв и грамматики не учатся математике

Грамота не болезнь, годы не уносит

Древо и учитель познаются по плоду

Знание лучше богатства

Корень учения горек, да плод его сладок

Кто не учен, тот глуп

Не пером пишут, а умом

Ученый сын старше неученого отца

Уменье везде найдет примененье

С книгой поведешься - ума наберешься

Я - последняя буква в алфавите

У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях - святых Кирилле и Мефодии.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым.

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – «Повести временных лет». Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке».

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии - продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа Римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук - одна буква. В Азбуке, и только в ней, есть содержание.

До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен из названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Дети высказывают своё понимание выражений

Дети вспоминают пословицы, объясняют их смысл

Дети пробуют по очереди прочитать Послание

Личностные: интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия; осознание значения учебной деятельности

 Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учет разных мнений.  

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выделение границ знания и незнания

4.

Первичное закрепление

Время

Используемые ресурсы

7 мин.

Вопросы кроссворда, представленные на проекторе; у учащихся – листы формата А5 с напечатанным кроссвордом

Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

По итогу занятия библиотекарь предлагает разгадать кроссворд, затем на экран выводит правильные ответы, а дети проверяют друг у друга.

По вертикали:

1. Столица Древней Руси. (Киев)

3. Название города в Македонии, где родились святые братья Константин и Мефодий - просветители славян. (Солунь)

5. Совокупность букв русского языка. (Азбука)

6. Имя константинопольского патриарха во времена жизни святых братьев Константина и Мефодия. (Фотий)

8. Глава области в Византийской империи во времена жизни святых братьев. (Стратиг)

9. Что означает греческое слово «софия»? (Мудрость)

По горизонтали:

2. Вид живописи по сырой штукатурке. (Фреска)

4. Писчий материал, который использовали во времена святых Кирилла и Мефодия. (Пергамен)

6. Как звали Константина в народе? (Философ)

7. Какое имя было у святого Кирилла до принятия монашества? (Константин)

9. Как звали византийского императора, который отправил Константина на проповедь к славянам? (Михаил)

10. Имя князя, при котором Русь приняла крещение. (Владимир)

11. Свод правил (Канон).

Учащиеся выполняют задание на листках. Затем обмениваются и проверяют

Личностные: понимание смысла учебной деятельности

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками;

Познавательные: использование полученной информации

Регулятивные: умение ориентироваться в материале, сличение результата с эталоном; коррекция, внесение необходимых дополнений

 

5.

Рефлексия

Время

Используемые ресурсы

3 мин.

Карточки для рефлексии

Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

Прошу каждого из вас выбрать одну из четырех предложенных карточек:

  • 3 балла – мне все понятно, материал был интересным;
  • 2 балла – мне всё ясно, но материал не всегда интересен;
  • 1 балл – мне не все понятно, но было интересно;
  • 0 баллов – ничего не понятно, на занятии было скучно.

Дети выбирают карточки и складывают их на столе

Личностные: осознание значения учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения  

Познавательные: контроль и оценивание результатов деятельности

 

Регулятивные: определяют, какие умения они приобрели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....

Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...

"День славянской письменности и культуры"

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...

Славянская письменность и культура 4 класс

Данный урок направлен на формирование потребности к изучению родного языка у школьников;развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;воспитание грамотных граждан...

Час славянской письменности и культуры АЗ, БУКИ, ВЕДИ…

Праздник "День славянской письменности и культуры" можно провести на классных часах или как внеклассное мероприятие....