Интегрированный урок по обучению грамоте и окружающему миру 1 класс. Тема " Закрепление изученных букв. Работа над текстом " Птицы зимой.""
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бокарева Ирина Дмитриевна

Интегрированный урок по обучению грамоте и окружающему миру для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_dlya_1_klassa.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по обучению грамоте и
по окружающему миру  . 1 класс.

* Тема: «Закрепление изученных букв. Работа над текстом.

 « Птицы зимой.»». 
* Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

  • Закрепить знания о времени года- зима;
  • знать причины перелета птиц на зиму;
  • повторить изученные буквы, классифицировать звуки;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • проверять умение понимать основной смысл текста.

Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий (УУД)):

- регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • оценивать результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- познавательные:

  • ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию;
  • выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений;
  • находить в тексте рисующие слова, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений о том, почему нужно помогать птицам зимой;

- коммуникативные: 

  • формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для одноклассников высказывания.

- личностные:

  • осознавать значимость заботы о зимующих птицах.

* Используемые технологии:

- технологии деятельностного типа:

  • проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения);
  • продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения);
  • оценивание образовательных достижений (самооценка по алгоритму).

* Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  карточка с текстом «Птицы зимой», иллюстрации .

Ход урока

"Подкорми птиц зимой - они отплатят тебе добром летом".
I. Организационный момент
 

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные, Мы — внимательные, мы — старательные. Мы в первом классе учимся, Всё у нас получится!

- Что мы изучаем на уроке чтения? — Для чего мы с вами изучаем буквы? — Кто из вас хочет хорошо научиться читать, чтобы прочитать много – много интересных книг?

Азбука – к мудрости ступенька

II. Повторение, актуализация знаний.

-Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»

-Верите ли вы, что…

-Звуки бывают гласные и согласные? (да)

-Гласные звуки не поются? (нет)

-Согласные звуки произносятся с преградой?(да)

-Согласные бывают звонкие и глухие? (да)

-Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)

-Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)

-Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)

-Есть буква, не имеющая звука?(да)

-Звуки мы видим и пишем.(нет)

-На письме звук обозначается буквой ? (да)

- Что мы сейчас делали в игре? (повторили)

III. Формулирование темы урока, постановка целей.

Учитель

-А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро

1. Беседа о времени года (ответы на вопросы).

Загадка: 

Снег на полях,

Лед на реках,

Иней сверкает.

Когда это бывает? (зимой)

- Какое сейчас время года? (зима)

- Назовите зимние месяцы. ( декабрь, январь, февраль)

- Назовите приметы зимы. (На улице холодно. Мороз. Кругом лежит снег).:

- Вот и вступила в свои права зимушка – зима,

Завьюжила, закружила, все дорожки замела.

IV. Артикуляционная гимнастика.

1.Дыхательная гимнастика

Упражнение « Озябшие руки»

2.Чтение чистоговорки:

Ма-ма-ма-вот пришла зима.

Озы-озы-озы- ой, трещат морозы !

Ег-ег-ег- выпал белый снег.

Ра-ра-ра- ах, как рада детвора!

Ой-ой-ой- как хорошо зимой!

3. Игра «Назови слово». (Дети называют имена существительные на тему «Зима». Холод, снег, метель, буран, вьюга, пороша, сугроб, зима, мороз, снежинки, пурга, стужа.)

4.Придумайте предложение со словом зима.

Зима - красавица щедра на искристые снежинки, обильные метели. Но не хлебосольна: не может дать ни сочных овощей, не сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.

Спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев. Все живое об этом знает и каждый готовится к зиме : кто запасы делает, кто засыпает на всю зиму.

- Дети, а вам нравится зима? Правильно, зимой весело: можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика…

V. Чтение текста.
1. На партах лежит карточка с текст «Птицы зимой.» 
Птицы зимой. 
Зима пришла рано. Выпал белый пушистый снег. Трудно птицам зимой. Старая ворона нахохлилась. Воробьи приуныли. Синички на месте не сидят. Уже всё облетели, везде побывали. А корма нет!
Дети сделали для птиц кормушки. Принесли семечки, крошки хлеба, зерно. И угощенье разложили. Прилетайте, птицы!

2 Словарная работа:

Нахохлилась - взъерошила перья

Приуныли - опечалились

Угощенье - угостить пищей.

 3. Чтение вслух.
а)Комбинированное чтение ( учитель + учащиеся)

б) Выборочное чтение.

4.Работа над текстом.

а) Ответы на вопросы:

О каком времени года говорится в тексте?

Как живется птицам зимой?

Есть ли корм?

Что сделали дети?

Что принесли дети?

б)Сколько абзацев в тексте? (2 )

в)Найдите в 1 абзаце предложения с 3 словами.

(Зима пришла рано. Трудно птицам зимой. Старая ворона нахохлилась. А корма нет!)

г) Найдите в тексте восклицательные предложения.

д) Найдите самое длинное слово. (Нахохлилась)

5.Беседа о зимующих птицах:

- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

- По каким признакам вы это определили? (Тело покрыто перьями, есть два крыла, умеют летать, есть клюв, две лапки, хвост).

- Птицы улетают в теплые края, и прилетают только весной. Как называются такие птицы? (Перелетные)

- Назовите перелётных птиц.

- Почему они улетели на юг? (п.ч. зимой им холодно).

- Но есть пернатые, которые не улетают, а селятся поближе к человеку.

- Как называются такие птицы? ( Зимующие)

- Среди этих птиц есть птицы- соседи, это те птицы, которые переселяются от леса ближе к жилью человека. Это: синицы, дятлы, вороны, воробьи, галки, сороки, поползни.

Птицы - гости - те, которые прилетают к нам зимовать. Это: клесты и снегири.

6.Узнай птицу (загадки о птицах)  

- Сейчас разгадывая загадки, вспомним птиц, которые остаются с нами зимовать.

1.Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей! Я бывалый…. /воробей/

2.Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая  /сорока/

3.Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.

Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /дятел/

4.Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома, а зовут её…. /ворона/

5.Известно с давних времён,

Что эта птица - почтальон. /голубь/

6. А вот маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет: /синица/

7. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять./ снегирь/

VI. Физкультминутка

Вы, наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

VII. Продолжение работы по теме урока.

- Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.

-Да, зимой очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны.

-Птицам зимой страшен не только голод и холод , но порой и дети.

1.Инсценированное выступление "Доживем до весны".


Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик – чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Выходят дети с кормушками и читают стихотворение:

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли,

Воробей, снегирь-сосед,

                                         Будет вам зимой обед. 

2.«Кто что любит кушать»

-Надо сказать, что не все птицы едят одинаковую пищу.

Давайте вспомним, что любят кушать:

воробьи (хлебные крошки, пшено семечки)

синицы: сало, семечки

снегири: рябину

голуби: семечки, хлебные крошки

вороны: едят все.

- Сегодня мы с вами пойдем на прогулку и повесим эти кормушки. Мы спасем птиц от голода. А летом птицы помогут людям. Они буду поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и леса.

 VIII. Рефлексия

Работа со смайликами.

IX. Подведение итогов.

Учитель

- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о зимующих птицах? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к наши маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение .

Закончить я хочу стихами К.Мухаммади

Сугробами засыпаны

Дома, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей,

Ворона, голубь, воробей,

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас!

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошек на снегу,

А то и манной кашки...

И оживут бедняжки.

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

Конспект урока по "Обучению грамоте" в 1-м классе. Тема: "Знакомство с согласными звуками [г], [г’]. Буквы Гг"

урок обучения грамоте 1 класс сотавитель учитель начальных классов Хрущева Наталья Николаевна...

Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)

Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Открытый урок по обучению грамоте в 1 «А» классе Тема: «Знакомство с буквой Д, д»

Урок по обучению грамоте (чтению) в 1 классеТема: «Знакомство с буквой Д, д»Тип урока: урок открытия нового знания.Базовый учебник: «Букварь»  Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова...