Методические рекомендаций для родителей по смысловому чтению
методическая разработка по чтению
Информация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для родителей по организации смыслового чтения
С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой
Культура обращения с книгой закладывается именно в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
Можно познакомить родителей с памяткой как правильно это сделать
Как правильно это сделать
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.
- Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать.
- Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению.
- Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
- Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д
Чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. можно также на родительском собрании или в индивидуальной беседе предложить вот эти рекомендации, которые вы видите на слайде
- Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна.
- Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых.
- Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
- Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.
Для родителей можно процитировать английскую пословицу:
Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!
Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Советы родителям о чтении в семье
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Советы родителям над смысловым чтением в семье
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Как обсуждать с ребенком прочитанное?
1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?
2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.
В своей работе я использую читательский дневник. К сожалению на эту работу в течение учебного процесса времени не хватает и на родительском собрании мы вынесли решение, что каждый ребенок на каникулах выбирает любое произведение, читает его и потом заполняет читательский дневник .
Критерии заполнения дневника я разработала такие:
1.Автор. Название произведения.
2.Перечисление главных героев.
3.Характеристика героев.
4. Краткий анализ произведения ( 3- 4 предложения). Что больше всего понравилось.
Небольшое описание на 5-6 предложений.
5. Мое отношение к прочитанному.
6.Сделать иллюстрацию к книге.
Также для того, чтобы привить интерес к чтению дети посещают городскую и школьную библиотеку.
Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения объясняю родителям что. ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях дома.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: для себя я выделила их 12 и познакомила родителей на родительском собрании, которые вы видите на слайде
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди.
Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей осмысленно и выразительно читать, привить интерес к чтению
- Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.
- Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
- В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.
Какие же упражнения можно используются в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
1) упражнения, вырабатывающие внимание к
слову и его частям и являющиеся предпосылкой
правильного чтения;
2) упражнения, развивающие оперативное поле
чтения и память;
3) упражнения, развивающие гибкость и скорость
чтения вслух и про себя, умение угадывать
последующий текст
В конце родительского собрания можно предложить буклеты- 10 почему необходимо читать детям
Вывод: Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный
психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с
последующим обсуждением, анализом в любых формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/19/picture-7059.jpg)
Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников
Родителей будущих первоклассников страшит, как их ребёнок войдёт в школьную жизнь.от того, как родители сумеют подготовить своего ребёнка к школе, кроме психофизиологическихособенностей самого ребёнка...
Методические рекомендации для родителей первокласников по теме "Режим дня"
Начало обучения ребёнка в школе-это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребёнка, со време...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488347-1411889124.jpg)
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-892566-1487506592.jpg)
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/03/picture-1128836-1556850584.jpg)
Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"
Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/04/picture-1433359-1667582234.jpg)
Буклет для родителей "Дети и книги. Рекомендации для родителей по детскому чтению"
Буклет для родителей "Дети и книги. Рекомендации для родителей по детскому чтению"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1500768-1702362343.jpg)
Методический конструктор по применению технологии смыслового чтения
Данная презентация содержит в себе информацию об особенностях конструктора, этапы технологии смыслового чтения, а также его алгоритмы....