Методические рекомендации для родителей первокласников по теме "Режим дня"
методическая разработка (1 класс) на тему

Начало обучения ребёнка в школе-это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребёнка, со временем есть вероятность того , что ребёнок войдёт в одну из статистических групп риска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей первоклассников по теме:

«Режим дня в жизни школьника»

                                                                                    Хорошими людьми становится больше от                                                              

упражнений, чем от природы.

Демокрит

Задачи :

  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
  1. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Подготовительная работа:

Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь её один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?

- В котором часу ты идешь спать?

2. Анкетирование родителей учащихся класса.

Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Примерный вариант режима дня первоклассника

Время

Подъем

7.30

Зарядка, умывание, уборка постели

7.30 – 8.00

Завтрак

8.00 – 8.20

Дорога в школу

8.20 – 840

Занятия в школе

9.00 – 13.00

Прогулка на свежем воздухе

13.00 – 14.00

Обед, отдых, помощь по дому

14.30 – 16.00

Приготовление уроков

16.00 – 17.00

Свободное время

17.00 – 19.00

Ужин

19.00 – 19.30

Свободное время

19.30 – 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 – 21.00

3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.

Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

                                               Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов. Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  1. Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
  2. Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  3. Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  4. Включать веселую и ритмичную музыку.
  5. Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  6. Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  7. Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
  8. Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
  9. Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  10. Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.

  1. Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
  2. Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
  3. Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
  4. Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  1. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
  2. Если ваш ребенок мало двигался, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
  4. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
  1. Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
  2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  3. Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
  4. Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
  5. Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
  6. «Рисование картины». Найди в комнате какой – нибудь  предмет и попробуй «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

                                                        Статистика актуальности темы.

  1. Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
  2. К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
  3. 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
  4. Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
  5. 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
  6. 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
  7. Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
  8. Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того что ребенок войдет в одну из статистических групп.

Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  1. - снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок   выучил материал урока;
  1. - повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом. рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  1. - изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

НЕЛЬЗЯ:

  1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  2. Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  4. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
  12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  13. Ругать ребенка перед сном;
  14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Родителей будущих первоклассников страшит, как их ребёнок войдёт в школьную жизнь.от того, как родители сумеют подготовить своего ребёнка к школе, кроме психофизиологическихособенностей самого ребёнка...

Методические рекомендации для родителей по развитию воображения

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...»... Чтобы «придумывать»  нам необходимо воображение...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Рекомендуемый материал для использования на первых родительских собраниях....

Методические рекомендации для родителей "Развитие внимания"

Внимание - один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций. игр...

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...

Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"

Методические рекомендации для родителей  "Памятка для родителей начальной школы"...