Н. Рыленков "К Родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Михайлова Наталья Вадимовна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_rodine.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Дата проведения: 18.05.2021

Учитель: Михайлова Н.В.

Тема: Николай Рыленков «К родине»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование навыка словесного рисования, умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Планируемые результаты

Личностные

  • Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.
  • Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные

Познавательные:

  • Ориентироваться в учебниках, определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы, определять круг своего незнания.
  • Анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.
  • Осуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
  • Распределять роли, договариваться друг с другом.
  • Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Средства обучения: учебник, толковый словарь. телевизор, карточки для взаимооценки, карточки для тренировки внимания, карточки с пословицами, лепестки для рефлексии.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Мотивирование к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам

2. Актуализация знаний

1. Работа со скороговоркой.

2. Развивающие упражнения.

3. Ребус.

-Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным стихотворением. А о чем будет это стихотворение, вы узнаете, разгадав ребус.

4. Работа со словарем.

-Как вы думаете, что такое родина?

-Давайте прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

-Как вы понимаете словосочетания большая и малая родина?

5. Работа с пословицами.

-Чему учат данные пословицы?

Взаимооценка.

Работают с карточками.

Разгадывают ребус.

Один обучающийся читает значение слова «Родина» из толкового словаря.

В парах составляют пословицы из слов. Читают получившиеся пословицы.

3. Первичное восприятие текста.

1. Знакомство с биографией поэта.

Стр. 152.

-Прочитайте название стихотворения.

-Кто является автором?

-Давайте послушаем биографию данного поэта.

2. Прослушивание аудиозаписи.

-Вам понравилось стихотворение?

-Какие чувства оно у вас вызвало?

Чтение доклада обучающимся.

Николай  Рыленков (1909-1969) - известный русский поэт, писатель, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы. Окончил в 1933 году Смоленский педагогический институт. Работал в редакции газеты "Рабочий путь". С середины 30-х гг. до начала Великой Отечественной войны издано шесть его поэтических сборников. C первых дней войны находился на фронте. Командовал взводом в сапёрном батальоне, был военным корреспондентом армейской печати. 

4. Вторичное восприятие текста. Анализ

Чтение первой и второй строф вслух.

-Какие картины природы вы представили, слушая данный отрывок?

-Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»? Можно ли увидеть красоту природы беглым взглядом? Или ее нужно рассмотреть?

Чтение третьей строфы.

-В чём разница между  парами глаголов «увидеть-всмотреться»?

Чтение четвертой строфы.

-Найдите в этой строфе похожую пару глаголов.

-Чем отличаются данные глаголы?

-Как вы думаете, для чего, с точки зрения поэта, нужно уметь всматриваться и вслушиваться?

-Давайте найдем ответ на этот вопрос в пятой строфе.

Чтение пятой строфы.

Красоту природы нельзя увидеть беглым взглядом, ее нужно рассмотреть.

Увидеть – бегло посмотреть на что-либо, всмотреться – рассмотреть очень внимательно.

Слушать – вслушиваться

- Чтобы душа наполнилась красотой русской природы.

5. Выразительное чтение.

Выразительное чтение по желанию обучающихся.

6. Работа с картинной галереей (резерв)

Анализ картины «Окно на даче»

- Много ли места на картине занимает изображение окна? (практически все место)

- Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

- В какое время года зелень бывает такой ослепительно изумрудной?

-Как вы думаете, для чего художник написал пейзаж сквозь оконную раму? Что он хотел передать?

- Как вы думаете, кого художник изобразил в правом нижнем углу?

-Художник изобразил себя и свою жену.

-Но почему их лица выглядят, как театральные маски? Что хотел передать художник?

-Вспомните, в каком стихотворение поэт воспринимал природу на даче так же, как театральное представление?

7. Рефлексия учебной деятельности (итог)

-С каким стихотворением мы познакомились?

-Чему нас учит автор данного стихотворения?

-У вас на партах лежат лепестки со словами. Выберете тот лепесток, со словом которого у вас ассоциируется слово «родина» и прикрепите лепесток на доске.

Выставление отметок.

Домашнее задание на выбор: выразительное чтение или рисунок к стихотворению

-К родине.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели :   1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....