Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Токарь Ольга Анатольевна

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_rossii_v_neofitsialnykh_simvolakh.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие во 2 классе на тему:

 «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…»

(Портрет России  в неофициальных символах)

Цель: познакомить учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России.

Задачи:

-развивать интерес к истории России;

- воспитывать чувство гордости за свою страну.

- Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.

Оборудование:

Макет  русской избы, в ней – накрытый стол с предметами русского быта: самоваром, баранками.

В углу избы  стоит прялка, на лавке лежат  лапти.

 На стене висят павлопосадские платки.

В углу стоит расписной стилизованный самовар.

Каравай и пирожки для угощения.

Открытки матрёшек.

Матрёшки для исполнения песни.

Костюмы русские народные для мальчиков и девочек.

Балалайка и гармошка.

Костюм ростовой медведя.

Ромашки для букета.

Макет берёзы.

Карта России с портретами детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети стоят посередине зала и поют песню : «Я, ты, он, она вместе – целая страна»  1 куплет и припев. Затем они садятся с двух сторон зала.

Я, ты, oн, oнa

Вмeстe - цeлaя стрaнa

Вмeстe - дружнaя сeмья

В слoвe "мы" - стo тысяч "я"

Бoльшeглaзыx, oзoрныx

Чeрныx, рыжиx и льняныx

Грустныx и вeсeлыx

В гoрoдax и сeлax

Нaд тoбoю сoлнцe свeтит

Рoдинa мoя

Ты прeкрaснeй всex нa свeтe

Рoдинa мoя

Я люблю, стрaнa, твoи прoстoры

Я люблю твoи пoля и гoры

Сoнныe oзeрa и бурлящиe мoря

Нaд пoлями выгнeт спину

Рaдугa-дугa

Нaм oткрoeт стo трoпинoк

Синяя тaйгa

Внoвь нaстaнeт врeмя спeлыx ягoд

A пoтoм oпять нa зeмлю лягут

Бeлыe, oгрoмныe, рoскoшныe снeгa

Кaк будтo прaздник

Будут нa тeбя звeзды удивлeннo смoтрeть

Будут нaд тoбoй дoбрыe рaссвeты гoрeть в пoлнeбa

В синeй вышинe птицы будут рaдoстнo пeть

И будeт пeсня звeнeть нaд тoбoй в oблaкax

Нa крылaтыx твoиx языкax

Я, ты, oн, oнa

Вмeстe - цeлaя стрaнa

Вмeстe - дружнaя сeмья

В слoвe "мы" - стo тысяч "я"

II. Введение в тему занятия.

Вступительная беседа .

Учитель:

Мы рады приветствовать дорогих гостей на нашем празднике!

Ребята! Мы с вами исполнили песню, в которой есть такие слова: «Я, ты, он, она , вместе – целая страна, вместе – дружная семья, в слове мы – сто тысяч я»  Как вы понимаете эти слова? Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней изображена наша страна. Как она называется? ( Российская Федерация) Как называют жителей нашей страны? (Россияне) На карте нашей страны вы видите портреты. Чьи? Правильно, ваши. А как вы думаете, можно ли создать портрет нашей страны? Как это можно сделать? ( Проблема, дети рассуждают)

У каждого государства есть свои отличительные признаки, которые позволяют представить её в мировом сообществе. Как называются эти отличительные знаки? ( Символы) О таких символах мы говорили с вами на первом уроке, посвященном 20 – ти летию принятия Конституции РФ. Назовите мне их. Правильно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Они  закреплены в основном законе нашей страны - Конституция.

( на презентации представлены эти символы)

Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления.

Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – этот символ принадлежит России. Сегодня мы создадим образ, портрет нашей страны, используя эти, неофициальные символы.

Перед нами – рамка для портрета. И контур нашей страны. Мы будем постепенно заполнять этот контур символами, которые принадлежат только России. Так мы создадим портрет нашей страны.

III. Работа по теме занятия.

1) Первый символ – народ. Имена Иван и Мария.

Учитель: Из вступительной песни мы поняли, что главным богатством нашего государства являются люди. Именно люди делают Родину славной и великой. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

1 ученик

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!

2 ученик

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Учитель: Итак, ребята. Первый символ нашей страны – это её люди. А у людей есть имена. Какие же самые распространенные русские имена вы знаете? ( Подвести к именам Иван да Марья)

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя
И праздновать с тобой.

А знаете, ребята, к нам на праздник сегодня пришли Иван да Марья.

( Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах. )

Учитель: Приглашаем, Иван да Марья на наш праздник!

2) Второй символ – хлеб да соль.

Мария:

Здравствуйте, ребята!

Иван:

Нам зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками.

Мы принесли вам хлеб да соль

На посиделки русские

Мария:

Жива традиция, жива

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого и нашего.

И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль.

Учитель берёт каравай         и ставит его  на стол, который стоит  посередине избы.

Учитель: Какой символ русского народа принесли нам Иван да Марья? Действительно, символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

А как называется пирог, который держит в руках Марья? (каравай) Итак, первый символ нашей страны прикрепит Иван.

Мария: Какая беседа без хлеба и соли?

Иван: Без хлеба и соли на свете нет доли!
Мария: Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Иван: Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель: Присаживайтесь, Иван да Марья и послушайте нашу песню.

 ( Иван и Мария садятся на лавку посередине избы)

3) Третий символ -  берёза.

Исполнение хоровода под песню «Во поле берёза стояла» По середине зала – ставится макет берёзы.

Учитель: Ребята ,а вы увидели сейчас еще один символ нашей Родины? Какой?

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, в Канаде – клён.

Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь»

Прикрепляют на карту символ – берёзу.

4) Четвёртый символ – народный костюм, лапти, самовар.

Учитель.

Ребята, а вы знаете, что из белоствольной красавицы получают тысячи вещей?  Кто знает, что можно изготовить из березы? ( Ответы детей)

Приглашаем вас на экскурсию  в русскую избу, воссозданную нашим школьным краеведческим музеем (Приглашаются несколько ребят)

Мария: Ребята, назовите предметы, сделанные из берёзы. ( на столе туески, ложки, лапти под лавкой, миска из цельного дерева)

  Из бересты, коры берёзы можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. Из бересты плели лапти – национальную обувь русичей.

Итак, пятый символ – лапти.

Иван: Отгадайте загадку:

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Это тульский … 
(САМОВАР)

Учитель: Ребята, обратите внимание – Иван и Мария  одеты в обычную одежду или она чем – то отличается от современной? Правильно, это русский национальный костюм. Можем мы его назвать символом России? Тогда прикрепим и этот символ на наш портрет.

( Еще один ученик прикрепляет на доску символ- костюм)

5) Пятый символ -изделия народных промыслов – хохлома, гжель, городец, жостово, дымка.

Учитель:: Но не только из березы наши предки мастерили свои предметы для жизни. На уроках технологии вы изучали народные промыслы. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы их знаете? А помогут нам в этом Иван да Марья.

В коробе изделия прикладного искусства: (дымка, хохлома, гжель, жестово, городец, матрешки).

Иван: (показывая)

 Есть игрушки расписные,

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Да и вам понравятся.        

Показывая изделия, загадывает загадки по видам росписи.

Мария: Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

На санях - Емеля,

Вот собачка Бимка.

Только все игрушки Называют... .(дымка);

Иван:  Все листочки - как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют        (хохломой);

Мария:  Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела. 
Голубыми, синими
Нежными, красивыми. (Гжель)

Иван:  Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись …(Городца)

Мария:  Вот розаны, так розаны

Расстелились по полянам

Как красив он, как хорош

Этот... .(жостовский поднос).

Иван: Ростом разные подружки  

Не  похожи  друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

 А всего одна игрушка. (Матрешка).

6) Шестой символ – матрёшка.

Выходят девочки – матрёшки. В руках троих из наих – матрёшки одна большая, другая – поменьше, третья – маленькая)

 Говорят стих:

Вместе: Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Первая: Раз - Матрёна,

Вторая: Два -  Матрёшка

Третья: И одна Матрёшечка!

Девочки поют песню «Матрёшки»

1.        В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Знамениты и пригожи эти крошечки–
Русские матрёшечки!

2.        Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга, будто все они родня.

Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, сзади крошечки–
Русские матрёшечки!

3.        Белым пароходом плывёт за океан
Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
Матрёшек хороводы покорили целый мир!

Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные,    

Веселы и ярки,

Примите их в подарки!

Дети дарят гостям стилизованные матрёшки. Одна из девочек прикрепляет символ Росси – матрёшку на карту.

7) Седьмой символ – медведь.

Иван: Расступись, народ честной,

                   Идет медведюшко со мной!

                   Много знает он потех,

                  Будет шутка, будет смех!

Ребята, вы знаете игру «У медведя во бору»?

Игра с медведем.

Вы ходит медведь. С двух сторон класса кладется 2 обруча.  1-ый обруч  – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Медведь неуклюжий, поэтому детей никак не может словить.

8) Восьмой символ – частушки, балалайка и гармошка.

Медведь:

Ох, и устал я

Дай – ка посижу и на ребят погляжу.

А они пусть старика потешат – развеселят меня.

Учитель: Ребята, пусть мишка отдохнет, вы поиграли, а теперь скажите, какой символ России мы можем здесь выделить: (один ученик прикрепляет медведя на карту)

Учитель: Традиционно на Руси народ любил песни, и одним из ее видов была частушка.

Частушки.

Мальчики:

Балалайку я возьму,

ДаПотапычу спою!

Девочки:

Встанем девочки рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем

От подружек не отстанем.

Исполняют частушки 3 девочки и 3  мальчика. В руках мальчиков балалайка и гармошка, у девочек платочки.

1. Не хотела я плясать

    Стояла и стеснялася

    Балалайка заиграла

    Я не удержалася.

2. По деревне я пошла

    И Ванюшу видела

    Под кустом сидел и плакал

    Курица обидела.                                              

3. Балалаечка гудок

    Свое дело знает

    Она в Ваниных руках

    Хорошо играет!

4. Как по речке, по  Волжанке

Соловей плывет на палке.

Сел на доску тонкую

Развёл гармошку звонкую.

5.  Если б не было воды

    Не было бы кружки

    Если б не было девчат

    Кто бы пел частушки?

6. У берёзоньки, у ёлки

Тоненькие веточки

А мы бойкие девчонки

Все мы как конфеточки.

7. Мы весёлые частушки

Вам исполнили сейчас

Так с душою веселились

Предки на Руси у нас.

Учитель: Ребята, с какими символами познакомили нас ребята и девчата? ( Инструменты – балалайка и гармошка)

9) Девятый символ – ромашка.

Выходят Иван да Марья.

Иван ( обращается к Марии) Я вижу, у тебя в руках появился еще один символ России.

Мария ( держит в руках ромашки): Да, ромашка, как и береза – символ русской природы.

В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, верности и любви.

Иван. Давай же поскорее прикрепим и этот символ на наш портрет! (Мария прикрепляет ромашку в центре портрета России)

IV. Заключение.

Учитель: Вот мы и создали с вами портрет нашей Родины. А теперь во славу нашей страны споём песню. Дети поют песню «Моя Россия – моя страна»

1. Я рисую белым мелом облака

Я мечтаю будет день наверняка

Это счастье улыбнётся с неба мне

И моей стране

Припев:

Моя Россия - моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия мои друзья

Дай Бог нам силы, мы вместе одна семья

2. Сколько можно вечно спорить ни о чём

Сколько можно воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране

припев:

Моя Россия- моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия - мои друзья

Дай Бог нам силы мы вместе одна семья 4 раза

Завуч по воспитательной работе вручает конверт с заданием для следующего этапа игры.

Учитель в заключении говорит слова: Мы забыли еще от одном символе нашей страны – гостеприимстве. Так сложилось, что наш народ всегда был хлебосолен. Поэтому мы хотим угостить вас пирожками. Под русские наигрыши на подносах Иван да Мария раздают пирожки гостям и детям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две безударные гласные"

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока: обогатить учащихся способами проверки безударных гласных в корнях слов....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта,  одежде, полотенцах как символ оберега от всего ...

разработка урока по русскому языку по УМК Планета знаний 3 класс по теме "Если в слове две гласные..."

разработка урока по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две гласные..." полногласие ,неполногласие...

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"

Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов....

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;-прививать любовь к предмету, используя народные тради...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ...» 05.12.22

Цель занятия: формировать первоначальные представления у обучающихся, что такое добро, доброта, доброжелательность, добрые дела; создавать условия для проявления чувства сопереживания и сочувствия к т...