Главные вкладки

    Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
    план-конспект занятия (1 класс) по теме

    Токарь Ольга Анатольевна

    Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portret_rossii_v_neofitsialnykh_simvolakh.docx38.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие во 2 классе на тему:

     «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…»

    (Портрет России  в неофициальных символах)

    Цель: познакомить учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России.

    Задачи:

    -развивать интерес к истории России;

    - воспитывать чувство гордости за свою страну.

    - Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.

    Оборудование:

    Макет  русской избы, в ней – накрытый стол с предметами русского быта: самоваром, баранками.

    В углу избы  стоит прялка, на лавке лежат  лапти.

     На стене висят павлопосадские платки.

    В углу стоит расписной стилизованный самовар.

    Каравай и пирожки для угощения.

    Открытки матрёшек.

    Матрёшки для исполнения песни.

    Костюмы русские народные для мальчиков и девочек.

    Балалайка и гармошка.

    Костюм ростовой медведя.

    Ромашки для букета.

    Макет берёзы.

    Карта России с портретами детей.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Дети стоят посередине зала и поют песню : «Я, ты, он, она вместе – целая страна»  1 куплет и припев. Затем они садятся с двух сторон зала.

    Я, ты, oн, oнa

    Вмeстe - цeлaя стрaнa

    Вмeстe - дружнaя сeмья

    В слoвe "мы" - стo тысяч "я"

    Бoльшeглaзыx, oзoрныx

    Чeрныx, рыжиx и льняныx

    Грустныx и вeсeлыx

    В гoрoдax и сeлax

    Нaд тoбoю сoлнцe свeтит

    Рoдинa мoя

    Ты прeкрaснeй всex нa свeтe

    Рoдинa мoя

    Я люблю, стрaнa, твoи прoстoры

    Я люблю твoи пoля и гoры

    Сoнныe oзeрa и бурлящиe мoря

    Нaд пoлями выгнeт спину

    Рaдугa-дугa

    Нaм oткрoeт стo трoпинoк

    Синяя тaйгa

    Внoвь нaстaнeт врeмя спeлыx ягoд

    A пoтoм oпять нa зeмлю лягут

    Бeлыe, oгрoмныe, рoскoшныe снeгa

    Кaк будтo прaздник

    Будут нa тeбя звeзды удивлeннo смoтрeть

    Будут нaд тoбoй дoбрыe рaссвeты гoрeть в пoлнeбa

    В синeй вышинe птицы будут рaдoстнo пeть

    И будeт пeсня звeнeть нaд тoбoй в oблaкax

    Нa крылaтыx твoиx языкax

    Я, ты, oн, oнa

    Вмeстe - цeлaя стрaнa

    Вмeстe - дружнaя сeмья

    В слoвe "мы" - стo тысяч "я"

    II. Введение в тему занятия.

    Вступительная беседа .

    Учитель:

    Мы рады приветствовать дорогих гостей на нашем празднике!

    Ребята! Мы с вами исполнили песню, в которой есть такие слова: «Я, ты, он, она , вместе – целая страна, вместе – дружная семья, в слове мы – сто тысяч я»  Как вы понимаете эти слова? Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней изображена наша страна. Как она называется? ( Российская Федерация) Как называют жителей нашей страны? (Россияне) На карте нашей страны вы видите портреты. Чьи? Правильно, ваши. А как вы думаете, можно ли создать портрет нашей страны? Как это можно сделать? ( Проблема, дети рассуждают)

    У каждого государства есть свои отличительные признаки, которые позволяют представить её в мировом сообществе. Как называются эти отличительные знаки? ( Символы) О таких символах мы говорили с вами на первом уроке, посвященном 20 – ти летию принятия Конституции РФ. Назовите мне их. Правильно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Они  закреплены в основном законе нашей страны - Конституция.

    ( на презентации представлены эти символы)

    Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления.

    Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – этот символ принадлежит России. Сегодня мы создадим образ, портрет нашей страны, используя эти, неофициальные символы.

    Перед нами – рамка для портрета. И контур нашей страны. Мы будем постепенно заполнять этот контур символами, которые принадлежат только России. Так мы создадим портрет нашей страны.

    III. Работа по теме занятия.

    1) Первый символ – народ. Имена Иван и Мария.

    Учитель: Из вступительной песни мы поняли, что главным богатством нашего государства являются люди. Именно люди делают Родину славной и великой. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

    1 ученик

    Россия - Родина моя,
    Прекрасна ты и многолика.
    Твои поля, леса, луга
    И на речной равнине блики
    Я восхваляю!

    Знай же, люд!
    Хакас, татарин и якут,
    Бурят, тувинец здесь живут!

    2 ученик

    Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
    Русский, татарин, башкир и якут.
    Разных народов большая семья,
    И этим гордится должны мы друзья.

    Учитель: Итак, ребята. Первый символ нашей страны – это её люди. А у людей есть имена. Какие же самые распространенные русские имена вы знаете? ( Подвести к именам Иван да Марья)

    Гляжу в озёра синие,
    В полях ромашки рву,
    Зову тебя Россиею,
    Единственной зову.
    Спроси, переспроси меня -
    Милее нет земли.
    Меня здесь русским именем
    Когда-то нарекли.

    Красу твою не старили
    Ни годы, ни беда,
    Иванами да Марьями
    Гордилась ты всегда.
    Не знаю счастья большего,
    Чем жить одной судьбой:
    Грустить с тобой, земля моя
    И праздновать с тобой.

    А знаете, ребята, к нам на праздник сегодня пришли Иван да Марья.

    ( Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах. )

    Учитель: Приглашаем, Иван да Марья на наш праздник!

    2) Второй символ – хлеб да соль.

    Мария:

    Здравствуйте, ребята!

    Иван:

    Нам зачинать досталась роль,

    Не путайте с нагрузками.

    Мы принесли вам хлеб да соль

    На посиделки русские

    Мария:

    Жива традиция, жива

    От поколенья старшего.

    Важны обряды и слова

    Из прошлого и нашего.

    И потому принять изволь

    Тот, кто пришёл на посиделки

    На этой праздничной тарелке

    Из наших рук и хлеб, и соль.

    Учитель берёт каравай         и ставит его  на стол, который стоит  посередине избы.

    Учитель: Какой символ русского народа принесли нам Иван да Марья? Действительно, символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

    А как называется пирог, который держит в руках Марья? (каравай) Итак, первый символ нашей страны прикрепит Иван.

    Мария: Какая беседа без хлеба и соли?

    Иван: Без хлеба и соли на свете нет доли!
    Мария: Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
    Иван: Без хлеба и соли не будет и песни.

    Учитель: Присаживайтесь, Иван да Марья и послушайте нашу песню.

     ( Иван и Мария садятся на лавку посередине избы)

    3) Третий символ -  берёза.

    Исполнение хоровода под песню «Во поле берёза стояла» По середине зала – ставится макет берёзы.

    Учитель: Ребята ,а вы увидели сейчас еще один символ нашей Родины? Какой?

    У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, в Канаде – клён.

    Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь»

    Прикрепляют на карту символ – берёзу.

    4) Четвёртый символ – народный костюм, лапти, самовар.

    Учитель.

    Ребята, а вы знаете, что из белоствольной красавицы получают тысячи вещей?  Кто знает, что можно изготовить из березы? ( Ответы детей)

    Приглашаем вас на экскурсию  в русскую избу, воссозданную нашим школьным краеведческим музеем (Приглашаются несколько ребят)

    Мария: Ребята, назовите предметы, сделанные из берёзы. ( на столе туески, ложки, лапти под лавкой, миска из цельного дерева)

      Из бересты, коры берёзы можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. Из бересты плели лапти – национальную обувь русичей.

    Итак, пятый символ – лапти.

    Иван: Отгадайте загадку:

    На столе стоит пузатый.
    Носик – кран его горбатый.
    Рядом пряники, конфеты…
    Загудит вдруг, как ракета,
    Запыхтит, из носа – пар!
    Это тульский … 
    (САМОВАР)

    Учитель: Ребята, обратите внимание – Иван и Мария  одеты в обычную одежду или она чем – то отличается от современной? Правильно, это русский национальный костюм. Можем мы его назвать символом России? Тогда прикрепим и этот символ на наш портрет.

    ( Еще один ученик прикрепляет на доску символ- костюм)

    5) Пятый символ -изделия народных промыслов – хохлома, гжель, городец, жостово, дымка.

    Учитель:: Но не только из березы наши предки мастерили свои предметы для жизни. На уроках технологии вы изучали народные промыслы. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы их знаете? А помогут нам в этом Иван да Марья.

    В коробе изделия прикладного искусства: (дымка, хохлома, гжель, жестово, городец, матрешки).

    Иван: (показывая)

     Есть игрушки расписные,

    Складные да ладные.

    Они повсюду славятся,

    Да и вам понравятся.        

    Показывая изделия, загадывает загадки по видам росписи.

    Мария: Сделаны из глины

    Игрушки всем на диво.

    Дети в карусели

    На лошадок сели.

    На санях - Емеля,

    Вот собачка Бимка.

    Только все игрушки Называют... .(дымка);

    Иван:  Все листочки - как листочки,
    Здесь же каждый золотой.
    Красоту такую люди
    Называют        (хохломой);

    Мария:  Сине-белая посуда
    Расскажи-ка, ты откуда?
    Видно издали пришла
    И цветами расцвела. 
    Голубыми, синими
    Нежными, красивыми. (Гжель)

    Иван:  Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    Желтый вечер, черный конь,

    И купавки, как огонь,

    Птицы смотрят из ларца –

    Чудо-роспись …(Городца)

    Мария:  Вот розаны, так розаны

    Расстелились по полянам

    Как красив он, как хорош

    Этот... .(жостовский поднос).

    Иван: Ростом разные подружки  

    Не  похожи  друг на дружку.

    Все они сидят друг в дружке.

     А всего одна игрушка. (Матрешка).

    6) Шестой символ – матрёшка.

    Выходят девочки – матрёшки. В руках троих из наих – матрёшки одна большая, другая – поменьше, третья – маленькая)

     Говорят стих:

    Вместе: Шли матрёшки по дорожке,

    Было их немножечко:

    Первая: Раз - Матрёна,

    Вторая: Два -  Матрёшка

    Третья: И одна Матрёшечка!

    Девочки поют песню «Матрёшки»

    1.        В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
    Удивляет, завлекает затейливый наряд!
    Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
    Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

    Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
    Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
    Знамениты и пригожи эти крошечки–
    Русские матрёшечки!

    2.        Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
    Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
    А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
    Похожи друг на друга, будто все они родня.

    Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
    Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
    Впереди стоят большие, сзади крошечки–
    Русские матрёшечки!

    3.        Белым пароходом плывёт за океан
    Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
    И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
    Матрёшек хороводы покорили целый мир!

    Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
    Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
    Всем напомнят о России эти крошечки–
    Русские матрёшечки!
    Всем напомнят о России эти крошечки–
    Русские матрёшечки!

    Ой, вы гости дорогие!

    У нас игрушки расписные,    

    Веселы и ярки,

    Примите их в подарки!

    Дети дарят гостям стилизованные матрёшки. Одна из девочек прикрепляет символ Росси – матрёшку на карту.

    7) Седьмой символ – медведь.

    Иван: Расступись, народ честной,

                       Идет медведюшко со мной!

                       Много знает он потех,

                      Будет шутка, будет смех!

    Ребята, вы знаете игру «У медведя во бору»?

    Игра с медведем.

    Вы ходит медведь. С двух сторон класса кладется 2 обруча.  1-ый обруч  – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
    Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру.
    А медведь не спит,
    И на нас рычит.

    После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Медведь неуклюжий, поэтому детей никак не может словить.

    8) Восьмой символ – частушки, балалайка и гармошка.

    Медведь:

    Ох, и устал я

    Дай – ка посижу и на ребят погляжу.

    А они пусть старика потешат – развеселят меня.

    Учитель: Ребята, пусть мишка отдохнет, вы поиграли, а теперь скажите, какой символ России мы можем здесь выделить: (один ученик прикрепляет медведя на карту)

    Учитель: Традиционно на Руси народ любил песни, и одним из ее видов была частушка.

    Частушки.

    Мальчики:

    Балалайку я возьму,

    ДаПотапычу спою!

    Девочки:

    Встанем девочки рядком,

    Да частушки пропоём!

    Мальчики:

    Да и мы, пожалуй, встанем

    От подружек не отстанем.

    Исполняют частушки 3 девочки и 3  мальчика. В руках мальчиков балалайка и гармошка, у девочек платочки.

    1. Не хотела я плясать

        Стояла и стеснялася

        Балалайка заиграла

        Я не удержалася.

    2. По деревне я пошла

        И Ванюшу видела

        Под кустом сидел и плакал

        Курица обидела.                                              

    3. Балалаечка гудок

        Свое дело знает

        Она в Ваниных руках

        Хорошо играет!

    4. Как по речке, по  Волжанке

    Соловей плывет на палке.

    Сел на доску тонкую

    Развёл гармошку звонкую.

    5.  Если б не было воды

        Не было бы кружки

        Если б не было девчат

        Кто бы пел частушки?

    6. У берёзоньки, у ёлки

    Тоненькие веточки

    А мы бойкие девчонки

    Все мы как конфеточки.

    7. Мы весёлые частушки

    Вам исполнили сейчас

    Так с душою веселились

    Предки на Руси у нас.

    Учитель: Ребята, с какими символами познакомили нас ребята и девчата? ( Инструменты – балалайка и гармошка)

    9) Девятый символ – ромашка.

    Выходят Иван да Марья.

    Иван ( обращается к Марии) Я вижу, у тебя в руках появился еще один символ России.

    Мария ( держит в руках ромашки): Да, ромашка, как и береза – символ русской природы.

    В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, верности и любви.

    Иван. Давай же поскорее прикрепим и этот символ на наш портрет! (Мария прикрепляет ромашку в центре портрета России)

    IV. Заключение.

    Учитель: Вот мы и создали с вами портрет нашей Родины. А теперь во славу нашей страны споём песню. Дети поют песню «Моя Россия – моя страна»

    1. Я рисую белым мелом облака

    Я мечтаю будет день наверняка

    Это счастье улыбнётся с неба мне

    И моей стране

    Припев:

    Моя Россия - моя страна

    Ты так красива во все годы-времена

    Моя Россия мои друзья

    Дай Бог нам силы, мы вместе одна семья

    2. Сколько можно вечно спорить ни о чём

    Сколько можно воду черпать решетом

    Где тот ветер, что расправит крылья мне

    И моей стране

    припев:

    Моя Россия- моя страна

    Ты так красива во все годы-времена

    Моя Россия - мои друзья

    Дай Бог нам силы мы вместе одна семья 4 раза

    Завуч по воспитательной работе вручает конверт с заданием для следующего этапа игры.

    Учитель в заключении говорит слова: Мы забыли еще от одном символе нашей страны – гостеприимстве. Так сложилось, что наш народ всегда был хлебосолен. Поэтому мы хотим угостить вас пирожками. Под русские наигрыши на подносах Иван да Мария раздают пирожки гостям и детям.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две безударные гласные"

    Урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока: обогатить учащихся способами проверки безударных гласных в корнях слов....

    Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

    Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

    Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»

    Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта,  одежде, полотенцах как символ оберега от всего ...

    разработка урока по русскому языку по УМК Планета знаний 3 класс по теме "Если в слове две гласные..."

    разработка урока по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две гласные..." полногласие ,неполногласие...

    Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"

    Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов....

    Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

    обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;-прививать любовь к предмету, используя народные тради...