Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Боровлева Вера Владимировна

обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;

-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;

-прививать любовь к предмету, используя народные традиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №10

Внеклассное занятие

по русскому языку во 2- классе

«В гостях у слова»

                                             Учитель

                                                  Боровлёва В.В.

Цели:

-закрепить и проверить знания учащихся по пройденным темам;

-обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;

-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;

-прививать любовь к предмету, используя народные традиции.

Оборудование:

Костюмы для хозяина и хозяйки, карточки со словами «фразеологизмы», карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Слайд 2).

- Сегодня мы проводим с вами внеклассное мероприятие, цель которого обогатить нашу речь фразеологическими оборотами.

- Издавна на Руси было принято в праздничные дни ходить в гости к родственникам, близким, знакомым, соседям. Там пели песни, водили хороводы, отгадывали загадки. Представьте себе, что мы пришли в гости к нашим друзьям Машеньке и Ванюше. (Слайд 3).

(Появляются хозяйка Машенька и хозяин Ванюша)

Хозяйка:

-Пожалуйте,  гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин:

-Веселья вам да радости!

Хозяйка:

-Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин:

- У нас для каждого найдётся и местечко  и словечко!

Хозяйка:

-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому загадку да игру.

Хозяин:

-Удобно ли вам гости, дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей:

- Гостям – то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин:

-В тесноте да не в обиде.

Хозяйка:

- А не начать ли нам с загадок?

* На дворе горой,

А в избе водой.  (Снег)

* Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

  • Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

*Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок,

Белые реснички.  (Ромашка)

Хозяин:

- Понравились загадки? А что в них интересного?

-Ребята, объясним Ванюше секрет загадок.

(В каждом слове – отгадке есть парный  согласный звук. Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй! Снег – снега, медведь – медведи, ложка – ложечка, ромашка – ромашечка)

-Ванюша, садись! На вот конфеточку покушай да сказочку послушай! (Слайд 4).

Пришло письмишко мне.

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук и я лижу»

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут..

На днях в лису нашёл я грусть

И очень был доволен»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся, надо подлечить:

Заставить правила учить…

Хозяин:

Ничего не пойму. Ребята, помогите разобраться! Какое правило не знает Миша?

(Безударный гласный? Стоп! Писать опасно!Слуху ты не доверяй – удареньем проверяй!)

Сценка «Урок русского языка» (Слайд 5).

Учитель:

- Поставьте ударение в слове «девочка».

Шапокляк:

Я не могу – девочек ударять нельзя. Хотя очень хочется! Хи – хи – хи!

Учитель:

- Придумайте предложение со словом «уха».

Шапокляк:

-У Маши на голове два уха.

Учитель:

- Какие вы знаете знаки препинания?

Шапокляк:

-Восклицательный, успокоительный, точка с хвостиком. Правильно?

Учитель:

Не совсем. Ребята вас сейчас поправят. А сейчас измените, пожалуйста глагол «идти».

Шапокляк:

- Я иду, ты идёшь..

Учитель:

-Побыстрее, пожалуйста!

Шапокляк:

-Он бежит, мы бежим, вы бежите!

Ох, устала я,ребята!

Мне учиться трудновато.

А вы, конечно продолжайте,

Тайны знаний открывайте!

Хозяйка:

-Ребята, распределите данные слова в два столбика: в первый – слова с непроверяемыми безударными гласными, во второй – слова с проверяемыми безударными гласными. (Слайд 6).

1 – вариант: леса, дворы, сорока, голова, берёза, деревня, дома, город.

2 – вариант: гора, поля, ворона, капуста, лиса, корова, вода, петух.

Ключ:

1 – вариант                            2 – вариант

сорока   леса                     ворона      гора

берёза    дворы                 капуста     поля

деревня  голова                корова      лиса

город      дома                   петух        вода

Хозяйка: (Слайд 7).

-Выходи, честной народ,

Не пыли дорожки.

Выходи в дружный круг

Поиграть немножко.

Учитель:

-Поиграем в игру «У медведя во бору». Один учащийся – медведь, остальные игроки произносят слова: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». Медведь произносит слово с безударным гласным. Один из играющих должен ответить словом, проверочным для данного.

Хозяин:

-Играй, играй, да дело не забывай! (Раздаётся стук в дверь)

Хозяйка:

-Кто там? А?

Странник:

-А, да а! Ворона тебе кума!

Хозяйка:

-Как зовут тебя, мил человек?

Странник:

- Зовут то? Летом – Филаретом, зимой – Кузьмой.

Хозяйка:

-Куда путь держишь, божий человек?

Странник:

-НА Кудыкину гору, лягушек ловить, да любопытных кормить!

Хозяйка:

-А где бывал ты?

Странник:

-Где был, там нет!

Хозяйка:

-А когда вернёшься?

Странник:

-Когда рак но горе свистнет! А, вообще, любопытной Варваре на базаре нос оторвали! Давайте теперь я вас попытаю.

Хозяин:

- Заварила ты, жёнушка, кашу, сама и расхлёбывай.

Хозяйка:

-Мне гости помогут. Да сядь ты. Не путайся под ногами.

Учитель: (Слайд 8)

- Ребята, как вы понимаете выражения: «Когда на горе рак свистнет», «Заварила кашу, сама и расхлёбывай», «Не путайся под ногами»?

-Такие устойчивые неделимые словосочетания называются фразеологизмами.(Карточка на доску)

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, крылатые выражения. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительнее. Сегодня мы наблюдали, как богата ими речь наших хозяев, как умело они ими пользуются.

-Странник приготовил для вас задание. Он хочет проверить ваше умение объяснять фразеологические обороты.

Странник:

 -Когда говорят  «Лежачего не бьют»?

(Издавна на Руси были кулачные бои, когда мужчины, соревнуясь в ловкости и силе, бились без оружия, одними кулаками. Если во время боя один из участников падал, другой по правилам, его в это время не трогал. Бились только в равном положении, пока оба держались на ногах и могли сражаться. В специальном Указе (1726г.) были записаны некоторые наставления любителям кулачных  поединков. Одно из них запрещало бить того, кто упадёт. Человека, попавшего в беду или пострадавшего, щадят, жалеют.)

- Как понять выражение «На воре шапка горит»?

(Это выражение возникло из рассказа о том, как обнаружили вора. Будто бы кто – то в толпе закричал: «На воре шапка горит!» Вор схватился за голову и тем выдал себя. Человек, виноватый в чём – либо, не в состоянии скрыть свою вину. Говорится, когда кто – либо, чувствуя за собой вину, своим поведением или словом невольно выдаёт себя.)

- Что значит «Бить баклуши»?

(Праздно проводить время, бездельничать; заниматься пустяковым делом.)

-Что значит «Вертеться, как белка в колесе»?

(Говорится о том, кто непрерывно суетится, хлопочет, постоянно занят (часто без видимых результатов)

Учитель:

- Смотрю, вы уверенно справились с заданием. Я рада за вас. Какие вы ещё знаете фразеологические обороты?

Гость 1:

- Утро вечера мудренее.

Гость  2:

-Это ты о чём?

Гость 1:

-Да всё о том. Посмотри, хозяева сидят, носом клюют. Засиделись мы.

Гость 2:

-Пора и честь знать.

Хозяин:

- Зато я понял, что такое фразеологизмы. Верно, хозяйка?

Хозяйка:

-Да, верно.

Учитель:

-Развеселим хозяев задорной частушкой! (Слайд 9).

1.Я в тетрадь слова писала,

Удареньем проверяла.

Ударяла, ударяла,

Так, что парту разломала!

  1. Ох, устала я, устала –

Корней много откопала.

Не в лесу и не на грядке,

А в словах в своей тетрадке!

3. Я с заглавной буквы «вова»

Не  намерена писать,

Пусть сначала перестанет

Нас, девчонок, обижать!

4.Ох, ушам своим, ребята,

Не должны мы доверять.

Хоть мы «а» порою слышим,

Букву «о» должны писать!

5. Ох, не помню я опять,

Слово «чаща» как писать!

С буквой «я»? А может, без?

Напишу –кА лучше «лес»!

6. Как писать и «жи» и «ши»

Знают твёрдо малыши!

А про «ча» и «ща» и «чу»

Я пока что промолчу.

7. Ох, слова словарные

Очень уж коварные!

Без проверочной родни

В словаре живут они.

8. –Я бегу и он бежит,

Что за время, Гена?

Генка думал наш недолго:

-Это – перемена!

Хозяйка: (Слайд 10).

-Приходите в гости к нам ещё! Мы вам будем рады!

  1. Итог занятия. Рефлексия. (Слайд 11).

-Какое у вас было настроение? Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке в жизни?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное занятие по русскому языку во 2- классе «В гостях у слова» Учитель Боровлёва Вера Владимировна МОУ СОШ №10 Г.Воронеж

Слайд 2

«В гостях у слова»

Слайд 3

Кому сказку, кому правду, кому загадку да игру.

Слайд 4

Пришло письмишко мне. Гляжу – из лагеря, от Мишки… «Здесь чудный лук и я лижу» Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно шутит плут… Читаю дальше: «Здесь лиса, красивый длинный прут… На днях в лису нашёл я грусть И очень был доволен»

Слайд 5

Сценка «Урок русского языка»

Слайд 6

1 – вариант: леса, дворы, сорока, голова, берёза, деревня, дома, город. 2 – вариант: гора, поля, ворона, капуста, лиса, корова, вода, петух. 1- вариант 2 – вариант сорока леса ворона гора берёза дворы капуста поля деревня голова корова лиса город дома петух вода

Слайд 7

Выходи, честной народ, поиграть немножко!

Слайд 8

Фразеологизмы. «Когда на горе рак свистнет» «Заварила кашу, сама и расхлёбывай» «Не путайся под ногами» «Лежачего не бьют» «На воре шапка горит» «Бить баклуши» «Вертеться, как белка в колесе»

Слайд 9

Частушки

Слайд 10

Мы вам будем рады!

Слайд 11

Итог занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ключики к слову". Внеклассное занятие по русскому языку.

Предложите детям поиграть в слова! Это может оказаться очень увлекательным занятием. Ваши дети обязательно полюбят русский язык....

Внеклассное занятие по русскому языку "Все падежи в гости к нам"

Запомнить название падежей и их особенности поможет внеклассное занятие....

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихс...

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у Наума Грамотника"

Знакомство с Наумом Грамотником, повторение основных правил курса русского языка начальной школы,  звуковой состав слов, части речи....

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

 Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....

Внеклассное занятие по русскому языку: «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

Внеклассное занятие по русскому языку:«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»...