Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у Наума Грамотника"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Максимчук Нина Петровна

Знакомство с Наумом Грамотником, повторение основных правил курса русского языка начальной школы,  звуковой состав слов, части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_nauma_gramotnika.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку в 3-их классах

«В гостях у Наума Грамотника».

Цель: повторить основные правила курса русского языка начальной школы,

       звуковой состав слов, части речи.

Задачи: формировать потребность в образовании, познакомить детей с русскими  

              традициями;

         развивать у детей интерес к истории Отечества, развивать мотивацию к      

         изучению православной культуры, память, смекалку, активизировать и  

         обогащать словарь воспитанников;

              воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и

              культурному наследию;

Оборудование: карточки с заданиями, конверты с заданиями, «сердцевинки» и «лепестки» цветов, листочки для работы детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  1. Психологический настрой.

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Подарим свои улыбки нашим гостям.

 2. Вступительная беседа.

Цель: доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа; познакомить с Наумом Грамотником.

- Добрый день, мои дорогие ребята. Сегодня наше внеурочное занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной  науке грамматике.  Русский   язык – необыкновенный язык.   Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали  многие писатели и поэты, ученые и философы. Перед вами много высказываний писателей о русском языке.

 (Таблички развешены) 

Слайд 2.

- А ещё мы побываем в гостях у Наума. Почему я выбрала такое странное имя? Может кто-то догадался? (Созвучие слов (ум и Наум).

Слайд 3.

- С давних времен пророк Наум почитался на Руси наставником, помощником и покровителем у людей умственного труда: «Батюшка Наум, наведи на ум». В школах и училищах его ещё звали Грамотником.

Слайд 4.

- 14 декабря - день Наума Грамотника.  Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью. Зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты - больше. Перед началом занятий всегда испрашивали благословения у пророка Наума. Ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи.

Слайд 5.

- Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку.

Слайд 6.

- Чтобы у ученика всё получилось, принято было говорить такие слова: «Наум, Наум, наведи меня на ум!» Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи.

Слайд 7.

Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. Очень хорошо об этом времени написала Кончаловская в своём стихотворении. Послушайте пожалуйста.

Слайд 8.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Слайд 9.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Слайд 10.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Слайд 11.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о Родине своей.      (Н. Кончаловская)

Слайд 12.

- Целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги. И лишь на третий год учёбы начинали читать.

- Догадайтесь какое слово получится: добро + есть + твердо + и = ? (дети)

- Подумайте и скажите, почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи»?

( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)

Слайд 13.

- Обратите внимание с каким желанием учились дети!

- Ребята,  освоить русский язык -  трудное дело. Надеюсь, я вас не испугала и вы не боитесь трудностей на пути  к знаниям.

3. Правила работы.

- Баллы у нас особенные - достоинством в «1 ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше. А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно столько, сколько вы заработаете. Последний пункт  нашей игры  –  Подсчет умов. Команда, набравшая больше всех «умов», получит звание умника.  

- Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждение.

4. Представление команд.

Цель:  научить адекватно взаимодействовать  с партнёрами в рамках учебного диалога, контролировать своё поведение и общение с нормами социума.

- Давайте познакомимся с командами, которые пришли к нам, чтобы показать какими знатоками родного языка являются и как им владеют.

- Приветствуем команду «Знатоки», 3 а класса.

               «Знатоки»

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прятки.

Мы правила знаем и их применяем!

- Приветствуем команду «Умники и умницы», 3 в класса.

        «Умники и умницы»

«Нет ошибкам!»  - наш девиз.

Мы грамотны – и это лучший приз!

- Приветствуем команду «Глаголики», 3 б класса.

                 «Глаголики»

«Глаголить» - значит говорить.

По – русски говорить умеем,

По – русски пишем без труда.

Мы русским языком владеем!

  1. Основная часть – конкурсная.

Цель: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению, адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Слайд 14.

- Чтобы у нас всё получилось, проговорим  такие слова: «Наум, Наум, наведи меня на ум!»

- Итак, начинаем!

  1. Конкурс «Разминка». - Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание – 1 «ум». Максимально можно получить 6

«умов» - 7 мин.

Слайд 15 - проверка.

  1. Конкурс «Помогите». Слайд 16.

- У двери нашего класса я нашла пакет, а в нём записка:

                   К вам, ребята, мы спешили,

                   Познакомиться решили.  

                   Но вчера упали с кочки

                   И распались на кусочки.              

                   Помогите! Помогите!

                   Из кусочков нас сложите.

В конверте  «сердцевинки»  цветов:  звук,  слово, части речи – и лепестки  звонкий,  глухой,  твёрдый, мягкий, согласный,  окончание, приставка,  корень, суффикс,  прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, союз.

Каждая команда должна собрать свой цветок. Какой цветок нужно собрать, вам поможет «сердцевинка».

 - За правильно составленный цветок даётся 5 «умов».

Конкурс «Тарабарский язык».  Слайд 17.  

- Благодаря тому что все слова в русском языке относятся к какой – нибудь части речи, появляются такие весёлые стихи.

- Определите части речи во втором предложении.

 

 

- За каждое правильное определение части речи даётся 1 «ум». (Максимальное количество 11 «умов» - 5 мин)

Дети сверху над словами  надписывают части речи.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, контролировать своё поведение и общение с нормами социума.

  1. Конкурс «Слово делится на части». Слайд 18.

                 - Ах! Какое это счастье!

                 Может каждый грамотей

                 Делать слово из частей.

- «Соберите» слово. Осторожно, возможны ловушки!

- За каждое правильно составленное слово даётся 1 «ум».  (3  «ума»)

  1. Конкурс «Угадай пословицу». Слайд 19.

- Каждое слово имеет свой смысл, значение. А  некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: лёгкий-тяжёлый, весёлый- грустный. Как называются такие слова?

- Перед вами пословицы-перевёртыши. Кто сможет прочитать их? Подчёркнутые слова не изменяются.

Слайд  – проверка.

Новый враг хуже старых  двух.

- За каждую правильно составленную пословицу даётся 1 «ум».

(Старый друг лучше новых двух.)

- Как вы их понимаете?

  1. Конкурс «Крылатые выражения».

- Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения. Вам нужно закончить четверостишие и объяснить, когда так говорят:

                 1) Ежата – детки хоть куда!

                 И что же тут дивиться!

                 Ведь мама держит их всегда

                 В ежовых ….(рукавицах).

Слайд20.  (Строго обращаться с кем-либо.)

                                        2) Как это принято у змей,

                                        Кусают за ногу гадюки.

                                        А потому при встречи с ней

                                        Берите, дети, ноги … (в руки)!

Слайд 21. (Незамедлительно приступать к выполнению каких-либо действий)

              3)  За обедом в разговоре

                Лез в бутылку, с нами споря.

                А потом сказал:

                - Друзья,

                Не в своей … (тарелке) я!

Слайд 22. (Испытывать чувство неловкости, смущения (чувствовать себя).

- За правильно выполненное задание – 1 «ум».

  1. Заключительная часть. Подведение итогов конкурса.

Цель: понимание собственных достижений и достижений команды, навыки взаимодействия в коллективе.

- Молодцы!  Вы настоящие знатоки русского языка. Пока наше жюри подведёт итоги конкурса, мне бы хотелось закончить занятие пословицами об учении, грамоте, уме. Какие пословицы вы знаете?

Слайд 23

- Прочитаем хором:

  • Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

•  Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

•  Корень учения горек, да плод сладок.

•  Ученье - свет, а неученье – тьма.

•  Грамоте учиться — всегда пригодится.

•  Неученый, что слепой — веди куда хочешь.

Награждение победителей.

Слайд 24.

Литература:

  1. Бырылкина, Л.П.  Внеклассные мероприятия 2 класс [Текст]/Л.П. Барылкина, Л.Н. Яровая, Т.И. Цыбина. – 2-е изд. доп. – Москва:Вако, 2005. – 208 с.
  2. Макеева, В. Конкурс знатаков русского языка [Текст]/ В.Макеева// Первое сентября. – 2004. - №22. – с 12-13.
  3. Максимова, Т.Н. Классные часы в школе 2 класс [Текст]/ Т.Н. Максимова – Москва:  «Вако», 2009. – 268 с
  4.  Радионова, Е. Мы искали и нашли – три склонения прошли! [Текст]/ Е. Радионова// Первое сентября. – 2004. - №22. – с 14-15.
  5. Савинова, С.В. Праздники в начальной школе [Текст]/ С.В. Савинова – Волгоград: Учитель, 2003. – 103 с

       Конкурс  «Загадочный диктант».  

Слайд 16.

- А сейчас послушайте текст (читаю).

- Возьмите карточку 2. Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь  ответить на вопрос текста: откуда взялись кости?

- Команда получает 1 « ум» - 2 мин.

(Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой.)

6. Конкурс «Исправьте ошибки».

- Команды получают карточки с текстом, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается 1 «ум». (12 б)

Слайд 6.

Записать отгадки к загадкам. Составить из первых букв ответов фразу.

Закутан  ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

По горам, долам ходят шуба да кафтан. (Овца)

На пяти проводах отдыхает стая птах.  (Ноты)

Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня.  (Крапива)

Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке,

На себе её везёт, очень медленно ползёт.  (Улитка)

Под водой живёт народ,  ходит задом наперёд.   (Раки)

На сучках висят шары, посинели от жары.  (Сливы)

Ящик на коленях скачет- то поёт , то громко плачет.  (Гармонь)

Зубов много, а ничего не ест.  (Расчёска)

Листья клёна пожелтели, в страны юга улетели.

Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи?  (Август)

Рогатый, а не бодается.  (Месяц)

Без  крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.  (Облака)

Живёт в нём  вся Вселенная, а вещь обыкновенная.  (Телевизор)

Зимой и летом  одним цветом.  (Ель)

Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый  год.  (Ежиха)

Кто зима холодной  бродит злой, голодный?   (Волк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Все падежи в гости к нам"

Запомнить название падежей и их особенности поможет внеклассное занятие....

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;-прививать любовь к предмету, используя народные тради...

Внеклассное занятие на тему «В гостях у сказки»

Внеклассное занятие на тему «В гостях у сказки»...

Внеклассное занятие по ПДД «В гостях у Светофорчика»

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "В гостях у Светфорчика"....

Внеклассное занятие по экологии "В гостях у Старичка - Лесовичка".

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у Старичка - Лесовичка"....

Конспект внеклассного занятия «Правила поведения в гостях».

Цель: расширить представления учащихся о правилах поведения в гостях, о роли гостеприимного хозяина....