Внеклассное занятие по русскому языку "Все падежи в гости к нам"
классный час (3 класс) по теме

Запомнить название падежей и их особенности поможет внеклассное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.3_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель начальных классов  МОУ «СОШ№7»

   г.Колпашева Томской области

 Мартемьянова Ольга Викторовна.

    Внеклассное занятие по русскому языку  в 3 классе.

                                     «Все падежи в гости к нам».

Цель.

 1.Прививать интерес к русскому языку.

 2.Закрепить  знания  грамматических значений падежей.

 3.Развивать творческие способности детей.

Оборудование.

1.Таблички с названиями падежей, падежных вопросов, предлогов.                           2.Пословицы записаны на доске.

3.Корона для короля русского языка, надписи для глашатаев и костюма    ошибок.

4.У детей карточка с любым падежным окончанием.

Ведущий. Ребята, сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку. Я вам прочитаю стихотворение В.Левина, а вы определите, о чём мы будем говорить.

Я прилагаю всё старанье, хочу понять правописанье.

Но очень часто, тем не менее, я прихожу в недоумение.

«Сидят на ветке воробьи. Болтают про дела свои.

Вспорхнули с ветки воробьи.

Сидят на Е, вспорхнули с И. А почему?»

Я прилагаю всё старанье, я проявляю прилежанье,

Но вызывает, тем не менее, правописанье удивление.

-Да, сегодня мы будем говорить о падежах. Это одно из грамматических значений в русском языке. Для чего надо знать падежи?

Нам посчастливится побывать на параде падежей. Итак, слушайте.

                                (выходят глашатай, пажи -падежи, король Русский язык)

  1 глашатай.

  У слова есть шесть падежей, шесть верных маленьких пажей.

  Они проходят чередой. За слово в бой готов любой.

  Вверяют окончаниям судьбу и жизнь свою

  И про своё призвание на ушко им поют.

 2 глашатай.

  Я - грозное склонение! Вношу я изменения!

  Велю я существительным стоять, сидеть, скакать.

                                                           -1-

  Я доброе склонение. Всем людям без сомнения

  Я помогаю в жизни друг друга понимать.                        

 3 глашатай.

   Мои славные падежи! Скорее сюда!

   Пора начинать парад в честь его Величества Русского языка!

   Глашатаи, собрали ли вы на наш праздник помощников,

   отличников и эрудитов?

 4 глашатай.

 Внимание, внимание! Его Величество Русский язык приглашает всех жителей королевства Выдумляндии, Фантазерии и островов Стихосложения на праздник!

Сегодня праздник творчества! Вы все приглашены!

Из города, деревни, из любой страны!

Сегодня праздник творчества! Вас приглашаю я!

Все прыгайте в кареты и в гости к нам, друзья!

Спешите фантазировать, спешите сочинять,

Ведь праздник быстро кончится и можно опоздать!

Ошибка 1.

Ну что, собрались? Отличники! Разрядились как новогодние ёлочки ! А про нас, лучших друзей русского языка, забыли? Даже приглашение на праздник не прислали.

Ошибка 2.

А ведь нас так любят, так уважают! А некоторые дети без нас совсем прожить не могут. Смотрите, какой костюмчик я себе на праздник сшила!

(на костюме надпись «ашипка»)

Ошибка 1.

Кстати, жи-ши тоже пишется через ы. Ну, ладно, как говорят великие труженики «Меньше дела, больше слов». Давай-ка, им праздник испортим, перепутаем все падежные вопросы.

(путают карточки на доске и убегают, по очереди входят пажи- падежи)

И.п.

Я - именительный падеж и нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают и в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю с собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто.

Падеж я самый главный, служу я вам исправно.

И вы мне помогите, вопросы мне верните!

А так же предложение где я есть отыщите!

                                                  -2-

    (Дети ставят правильные вопросы к табличке с названием И.п. падежа.  Находят пословицу, в которой существительное «дело» в И.п. Подписывают падеж над словом «дело».  Аналогично и другие падежи.)  

Р.п.

А я падеж родительный, характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я. Предлоги часто мне друзья.

Кого же нет? Я очень беспокоюсь.

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите! Ко мне мои вопросы скорее возвратите!

Д.п.

Я щедрый, расточительный и самый удивительный.

Я всех всегда благодарю и всем дарю, дарю, дарю!

Собаке – кость, а стенке- гвоздь, а  Кате, Мише, Лёше, Пете

Дарю по сказочной конфете.

Кому отдать, к чему призвать – лишь только я могу сказать.

Меня вы полюбите, вопросы отыщите.

В.п.

А я винительный падеж и я во всём виню невежд.

Люблю я всем пенять и многих обвинять.

Я обвиню погоду – не вовремя с дождями!

Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями!

Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь запомнит эту фразу!

Зато отличников люблю, для них пятёрки я ловлю!

И их на помощь позову вопросы отыскать.

Т.п.

А я творительный падеж, исполнен всяческих надежд.

Я умелец и творец! Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент – чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть? Хорошим настроением!

А ещё друзьями, что ищут мне вопросы, которые ошибка сумела утащить.

П.п.

А я падеж предложный. Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил. О ком, о чём я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять, о том, вопросы, где искать?

Пословицы для предыдущих стихов. Написаны на доске.

*Дело шуток не любит.

*От слова до дела целая верста.

                                                  -3-

*Не по сути  дело, а по делу суть.

*Ты за дело, а дело за тебя.

*Велик телом, да мал делом.

*И умён, и пригож, и в деле гож.                    

Входят ошибки: -Посмотри-ка, исправили всё , что мы им понапутали. Знатоки! А мы на помощь привели предлоги. Если вы всё так хорошо знаете, то расставьте предлоги к тем падежам, с которыми их можно употребить.

                        Игра «Предлог плюс падеж – сладкая парочка».

Дай в руки пажам – падежам карточку с предлогом, падеж придумывает сочетание слова с этим предлогом.

Ведущий. Молодцы, ребята. А вам, ошибки, надо исправиться. Не мешайте детям правильно писать падежные окончания. Иначе над вами также посмеются, как и над Лежебокиным, из стихотворения Г.Граубина.

                                Ленительный падеж.  Г.Граубин.

Спросили Лежебокина:

-А ну-ка расскажи, за что так ненавидишь ты, не любишь падежи?

Давным-давно все школьники их знают назубок.

Их за два года выучить лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено: - В том не моя вина.

Пусть им сперва учёные изменят имена.

Ведь я падеж творительный нарочно не учу.

Трудиться, а тем более творить я не хочу.

Такой падеж как дательный  я с детства не терплю.

Давать, делиться  чем-нибудь с друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный и вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые придумать имена?

-Давно придумал: взятельный , грязнительный, лежательный.

Грубительный, ленительный и, наконец, простительный!

Ведущий.

-Почему Лежебокин не любил падежи?

-Какие новые названия он придумал?

-А какие вы предложите новые названия падежей?

       Раньше в древнерусском языке  был седьмой падеж. Он назывался звательный. Подумайте, почему его так называли? Да, его употребляли при

                                                         -4-

 обращении. Формы звательного падежа встречаются в художественных текстах. «Чего тебе надобно, старче?», читаем мы у А.С.Пушкина. Слово «старче» стоит в форме звательного падежа. В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него только звательной интонацией.

                                                       

А теперь поиграем в игру «Грамотей». У вас заготовлены карточки с окончаниями. Я беру карточку слова без окончания, подхожу к любому падежу. Ко мне должен подойти тот ученик, у которого окончание этого падежа, а потом, если возможно, подходит предлог. У нас должно получиться грамотно написанное слово.

избушк…      вагон…    кроват…  звезд…  автобус..   метел…

Итог.   – Какое настроение у вас сейчас?

            - Что интересного узнали о падежах?

             -Почему важно знать падежи?