Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Ольга Николаевна

Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"

Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку, проведённое на неделе открытых уроков учителем 3 «В» класса Козловой О.Н.

Игра по станциям: «Путешествие с крылатыми словами».

Цель:

Показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с крылатыми выражениями, научить употреблять их в речи.
  2. Способствовать формированию образности речи.
  3. Воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование:

Эмблемы команд, оформление станций, маршрутные листы, грамоты.

Линейка.

 Мы приветствуем сильнейшие команды, которые отправятся в путешествие за крылатыми словами в страну «Фразеологию». Наш язык один из богатейших в мире. Наша задача – научиться умело им пользоваться и помнить о том, что «острый язык –дарование, а длинный язык – наказание».

Приветствие команд.

«Знатоки»

Всем, кто любит наш язык,

Шлём большой привет.

Предстоит сегодня здесь

Нам держать ответ.

«Знатоки» желают вам

Правила все знать.

На вопросы отвечать

Лишь всегда на «5».

«Профи»

Наша команда очень простая,

Она не волшебная, не золотая.

Но только одно желанье у нас,

Выиграть игру эту здесь и сейчас!

«Риторики»

Своих соперников сегодня рады видеть.

И, чтобы слов на ветер не бросать.

Желаем им все конкурсы осилить,

А главное – победу одержать.

«Фразеологи»

Все команды уважаем.

В игре победы вам желаем.

Мы говорим всем с оптимизмом

Вперёд! Нас ждут фразеологизмы!

«Следопыты»

Всё разведать, всё узнать.

Лёгких тропок не искать!

«Непоседы»

Кто весел, тот смеётся,

Кто хочет, тот добьётся.

Кто ищет, тот всегда найдёт.

Вручение маршрутных листов. На станциях работают старшеклассники. Каждая станция 5 минут.

1.Фразеологическая викторина.

2.Толкователи фразеологизмов.

3.Фразеологизмы в картинках.

4.Синонимы. Антонимы.

5.Проверь своё внимание.

6.Фразеологический Парнас.

Фразеологическая викторина.

1.Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Её набирают в рот, когда молчат.

Ею нельзя разлить неразлучных друзей.

В неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят  из неё сухими. (Вода)

2.Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело.

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.

Её просит рваная обувь.

Она в голове у вечных путаников. (Каша)

3.Иногда в них пускают пыль.

Их можно сделать большими.

Они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза)

4.Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

5.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает.

На него бросают деньги и слова те, кто их не ценит.

(Ветер)

6.Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить.

Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко.

За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться.

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

7.Не цветы, а  вянут.

Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.

А ещё на них можно вешать лапшу. (Уши)

Кого по осени считают? (цыплят)

Кого на мякине не проведёшь? (воробья)

Что должен знать всяк сверчок? (свой шесток)

В какие сани не следует садиться? (не в свои)

Где обычно советуют искать ветра? (в поле)

Каково количество пядей во лбу у умника? (7)

К кому обычно призывают вернуться? (к нашим баранам)

С чем обычно бывает кровь у здоровяков? (с молоком)

Что обычно выкидывают оригиналы? (коленце)

В чём иногда пытаются носить воду? (в решете)

Кто на безрыбье может стать рыбой? (рак)

Каким бывает сезон? (бархатным)

Где раздаётся глас вопиющего? (в пустыне)

Что любят деньги? (счёт)

Что знает кошка? (чьё мясо съела)

Чем долг красен? (платежом)

Что не вырубишь топором? (что написано пером)

Какой конь борозды не портит? (старый)

Толкователи фразеологизмов.

Слово фразеология происходит от двух греческих слов: «фразис» -выражение, «логос» - учение.

А что говорит о фразеологизмах толковый словарь?

Крылатые выражения – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом.Они употребляются в переносном значении и взяты из художественной литературы.

Фразеологизмы делают нашу речь яркой и образной.

Нужно хорошо уметь пользоваться этим богатством.

Вспомни фразеологизм.

Бездельничать – бить баклуши.

Говорить зря, необдуманно, без пользы – бросать слова на ветер.

Успокоиться, сдерживать себя – взять себя в руки.

Находиться в мечтательном состоянии – витать в облаках.

Очень вкусно – пальчики оближешь.

Очень строго и сурово обходиться с кем-то – держать в ежовых рукавицах.

Одержать полную победу над кем-то – положить на обе лопатки.

Сделать кому-то выговор, замечание, наказать за проступок – задать головомойку, намылить шею.

Кто лишён музыкального слуха – медведь на ухо наступил.

Быть удачливым, счастливым – родиться в рубашке.

Постоянно что-то требовать от кого-либо, вести себя бессовестно – сесть на шею.

Расправиться с кем-то – стереть в порошок.

Быть крайне невнимательным – считать ворон.

Скажи кратко.

1.Кривить душой (лгать)

2.Кожа да кости (худой)

3.Вставлять палки в колёса (мешать)

4.В двух словах (коротко)

5.Зарубить на носу (запомнить)

6.Язык проглотить (молчать)

7.Клевать носом (дремать)

8.Гонять лодыря (бездельничать)

9.Мастер на все руки (умелец)

10.Водить за нос (обманывать)

11.Идти в ногу (действовать согласованно)

12.Бросать слова на ветер (говорить зря)

13.Говорить сквозь зубы (неохотно)

14.Одна нога здесь, другая там (быстро)

15.Засучив рукава (хорошо)

16.Во весь дух (быстро)

17.В час по чайной ложке (медленно)

18.Себе на уме (хитрый)

19.Раз, два и обчёлся (мало)

20.Заячья душа (трус)

21.Куры не клюют (много)

22.Ушки на макушке (внимательно)

23.Повесить голову (печалиться)

24.Рукой подать (близко)

25.Во все лопатки (быстро)

26.Витать в облаках (мечтать)

27.Играть первую скрипку (быть главным)

28.Стреляный воробей (опытный человек)

29.Делать из мухи слона (преувеличивать)

30.Перемывать косточки (сплетничать)

31.Спустя рукава (плохо)

32.Сломя голову (быстро)

Фразеологизмы в картинках.

Мультимедийная презентация.

Синонимы. Антонимы.

Найти синонимические группы.

1.Выйти из себя.

2.Довести до белого каления.

3.И бровью не шевельнул.

4.И в ус не дует.

5.Как с гуся вода.

6.Махнуть рукой.

7.Метать громы и молнии.

8.Ноль внимания.

9.Под горячую руку.

10.Рвать и метать.

11.Устроить сцену.

12.Хоть трава не расти.

Выбери антонимические пары.

Кот наплакал.              Куры не клюют.

Слова не вытянешь.   Рта не закрывает.

Чесать языком.            Держать язык за зубами.

Семи пядей во лбу.     Олух царя небесного.

Дать маху.                      Попасть в точку.

Взять себя в руки.         Выйти из себя.

Брать быка за рога.       Ходить вокруг да около.

В двух шагах.                   За тридевять земель.

Проверь своё внимание.

Сейчас я прочитаю вам текст. Вам нужно запомнить как можно больше крылатых выражений.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами сходим, поохотимся. Рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел».

Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке на воскресенье.

Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться.

Вот пустомеля, всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки, конечно, слёзы в три ручья.

Ничего, ребятишки, успокоил дед, со мной пойдём рыбу ловить. Рыбу поймали, костёр развели. А уха была, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)

Закончи фразеологизм.

1.Два сапога …(пара)

2.Кусать …(локти)

3.Волчий …(аппетит)

4.От корки до… (корки)

5.За семь вёрст …(киселя хлебать)

6.Ждать у моря…(погоды)

7.Принять за чистую …(монету)

8.Проще пареной…(репы)

9.Не в бровь, а в …(глаз)

10.Еле-еле …(душа в теле)

11.Голод…(не тётка)

12.Топтаться на …(месте)

13.Обвести вокруг…(пальца)

14.На сон…(грядущий)

15.Черепашьим…(шагом)

16.Овчинка…(выделки не стоит)

17.Сулить золотые…(горы)

18.Не видеть дальше…(собственного носа)

19.Краем уха…(слышать)

20.Вилами по воде…(писано).

Фразеологический Парнас.

Попробуем себя в роли поэтов.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу

Окажешь….

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут,

От этой песни …

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле…

Бежали …

Из леса Стёпа с Федей:

Увидели средь бела дня

В малиннике медведя.

Ни за что из магазина

Уходить не хочет Зина,

Что же ей купить не знает,

Целый день перебирает.

Игрушками всеми она восхищается,

У девочки просто

По грибы Егор пошёл,

Собирал их здорово:

Два гнилых сморчка нашёл,

А наврал…

Я люблю …

Раз, два, три, четыре, пять!

Шесть – ворона на столбе,

Семь – ворона на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят,

Десять – это галка

Ходит у дороги.

Кончилась считалка,

В дневнике две двойки.

Хоть твердят все сердито:

«Скоро ночь настаёт!»

Телевизор Никита

Выключать не идёт,

Он на всех очень зол,

Спать никак не идёт,

Хоть не смотрит футбол,

Только носом …

Говорит Наташе дед:

- Я помочь тебе стремлюсь

И полезный дам совет,

….

Но тотчас ему в ответ

Внучка рассмеялась:

- У меня усов же нет

Ах, какая жалость!

Оказался молодцом

Смог осилить ношу.

Не ударил …

И не сел…

Подведение итогов.

Каждый день мы всё больше открываем завесу над несметным сокровищем родного языка. Обогащаем свою речь новыми словами. А если что-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги словари.

Читайте, овладевайте словом и вы станете мудрее.

Вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ключики к слову". Внеклассное занятие по русскому языку.

Предложите детям поиграть в слова! Это может оказаться очень увлекательным занятием. Ваши дети обязательно полюбят русский язык....

Внеклассное занятие по русскому языку "Слова-близнецы (омонимы)"

Задачи:познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;воспитывать любов...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Состав слова"

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Состав слова" для 2 класса. Цели:1.     Закрепить понятие «однокоренные слова».2.     Повторить правописание сл...

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихс...

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

 Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....

Внеклассное занятие по русскому языку: «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

Внеклассное занятие по русскому языку:«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»...