Рабочая программа Родному (русскому) языку 1-4 класс Школа России 2021\2022
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Романова Ирина Сергеевна

РП по предмету. 1 час в неделю (1кл  - 33 недели, 2,3,4 - 34 недели) Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoy_russkiy_yazyk_1-4_klassy.docx58.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык для 1-4-х классов составлена в соответствии со  следующими документами:

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);;\
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», утверждённого от 20.05.2020 № 254 (с изменениями);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ»;
  • основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «ЯСШ № 15», утвержденной приказом директора от 26.08.2021 г. №235 (с изменениями).

Рабочая программа рассчитана:

  • в 1 классе: на 1 час в неделю, 33 часа в год и составлена в соответствии с учебником «Русский родной язык. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др.М.: Просвещение, 2020.
  • во 2 классе: на 1 час в неделю, 34 часа в год и составлена в соответствии с учебником «Русский родной язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др.М.: Просвещение, 2020.
  • в 3 классе: на 1 час в неделю, 34 часа в год и составлена в соответствии с учебником «Русский родной язык. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др.М.: Просвещение, 2020.
  • в 4 классе: на 1 час в неделю, 34 часа в год и составлена в соответствии с учебником «Русский родной язык. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др.М.: Просвещение, 2020.

РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Освоение программы по учебному предмету «Родной (русский) язык»  обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» обеспечивает достижение обучающимися на уровне начального общего образования следующих личностных результатов:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-4-х классах на уровне начального общего образования является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; 
  • интерес к изучению языка.

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.
  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; 
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; 
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; 
  • формирование духовных и эстетических потребностей; 
  • воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; 
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы. 

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Обучающиеся научатся:

на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающиеся научатся:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке. 
  • Учиться работать по предложенному учителем плану. 
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. 

Обучающиеся научатся:

на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); 
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Обучающиеся научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Обучающиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

Обучающиеся научатся:

  • Уметь донести свою позицию до собеседника; 
  • Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). 
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. 
  • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

1 класс

2 класс

3 класс

  1. класс

Обучающиеся научатся: 

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения; 
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 
  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; 
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 

 

Обучающиеся будут знать: 

  • антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • типы текстов: повествование, описание

уметь: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения; 
  • определять прямое и переносное значение слова;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
  •  восстанавливать деформированный текст;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
  • составлять планы различных видов.

Обучающиеся будут знать: 

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
  • структуру текста рассуждения

 уметь:

распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 
  • определять тему текста и основную мысль;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
  • определять грамматические значения заимствованных слов;
  • строить словообразовательные цепочки.

 

Обучающиеся будут знать: 

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  •  типы текстов;
  • основные элементы композиции текста.

уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; 
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Основные содержательные линии программы для 1-4 классов  (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы: 

  1. Русский язык: прошлое и настоящее.
  2. Язык в действии: слово, предложение.
  3. Секреты речи и текста.

             Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

             Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

            Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

            Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. 

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. 

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. 

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 

  1. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 
  2. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках.

Проектное задание. Словарь в картинках.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой  ); 

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк,  навершник, душегрея, салоп,  кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава,  один салопчик да и тот подбит ветром).

Проектное задание: «Русский народный костюм»

Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница); 

слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. 

Раздел 2. Язык в действии 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). 

Смыслоразличительная роль ударения. 

Слово и его значение

Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.

Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. 

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

Раздел 3. Секреты речи и текста 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Типы текстов: описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).

Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. 

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. 

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.


Раздел 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по Родному (русскому) языку для 1-4 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО через изучение Родного (русского) языка:

•        развитие ценностного отношения к своей малой и большой Родине;

•        развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение и музыка на русском языке, искусство и театр, творческое самовыражение;

•        развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.

1 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практическая часть

1.

Раздел 1. Секреты речи и текста

9 ч.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

2.

Раздел 2.  Язык в действии

10 ч.

Проектная работа. Словарь в картинках.

3.

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее

12 ч.

4.

Повторение

2 ч.

ИТОГО

33 ч

Календарно-тематическое планирование

по родному (русскому) языку в 1 классе

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

Раздел 1. Секреты речи и текста (9ч)

  1. 1

1.1

Вводный урок. Как люди общаются друг с другом. Устная и письменная речь.

  1. 2

1.2

 Как люди общаются друг с другом. Устная и письменная речь.

  1. 3

1.3

Вежливые слова

  1. 4

1.4

Вежливые слова

  1. 5

1.5

 Как люди приветствуют друг друга

  1. 6

1.6

Зачем людям имена.

  1. 7

1.7

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов.

  1. 8

1.8

Спрашиваем и отвечаем.

1.9

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Раздел 2. Язык в действии. 10 ч.

2.1

Выделяем голосом важные слова.

2.2

Выделяем голосом важные слова

2.3

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

2.4

Как можно играть звуками.

2.5

Где поставить ударение.

2.6

Где поставить ударение

2.7

Где поставить ударение..

2.8

Где поставить ударение,

2.9

Как сочетаются слова.

2.10

Как сочетаются слова

                          Раздел  3. Русский язык: прошлое и настоящее. 12 ч.

3.1

Как писали в старину?

3.2

Как писали в старину

3.3

Как писали в старину.

3.4

Как писали в старину,

3.5

Дом в старину: что как называлось.

3.6

Дом в старину: что как называлось

3.7

Дом в старину: что как называлось?

3.8

Дом в старину: что как называлось,

3.9

Во что одевались в старину

3.10

Во что одевались в старину.

3.11

Во что одевались в старину?

3.12

Секреты речи и текста. Сравниваем тексты

                          Раздел  4. Повторение 2 ч.

4.1

Повторение.

4.2

Представление проектных заданий. Итоговый урок

2 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практическая часть

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

15 ч.

Проектная работа. Словарь «Почему это так называется».

2.

Раздел 2.  Язык в действии

9 ч.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

8 ч.

4.

Повторение

2 ч.

ИТОГО

34 ч

Календарно-тематическое планирование

по родному (русскому) языку во 2 классе

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15ч)

  1. 1

1.1

Вводный урок. По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

  1. 2

1.2

 По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети

  1. 3

1.3

Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

  1. 4

1.4

Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину

  1. 5

1.5

 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

  1. 6

1.6

Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

  1. 7

1.7

Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину

  1. 8

1.8

Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы

1.9

Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы.

1.10

Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки.

1.11

Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки

  1.12

В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь.

1.13

В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь

1.14

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

1.15

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Проектная работа. Словарь «Почему это так называется».

Раздел 2. Язык в действии. 9 ч.

2.1

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.

2.2

Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста

2.3

ля чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

2.4

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму

2.5

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

2.6

Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов.

2.7

Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. §14

2.8

Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте  §14

2.9

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

                          Раздел  3. Секреты речи и текста. 8 ч.

3.1

 Учимся вести диалог.

3.2

 Учимся вести диалог

3.3

 Составляем развёрнутое толкование значения слова.

3.4

 Составляем развёрнутое толкование значения слова

3.5

Устанавливаем связь предложений в тексте

3.6

Устанавливаем связь предложений в тексте.

3.7

Создаем тексты-инструкции и тексты- повествования

3.8

Создаем тексты-инструкции и тексты- повествования.

                          Раздел  4. Повторение 2 ч.

4.1

Повторение.

4.2

Представление проектных заданий. Итоговый урок

3 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практическая часть

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

19 ч.

Проектная работа. «Русский народный костюм».

2.

Раздел 2.  Язык в действии

8 ч.

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

5 ч.

4.

Повторение

2 ч.

ИТОГО

34 ч

Календарно-тематическое планирование

по родному (русскому) языку в 3 классе

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (19ч)

  1. 1

1.1

Вводный урок. Где путь прямой, там не езди по кривой §1

  1. 2

1.2

 Где путь прямой, там не езди по кривой §1

  1. 3

1.3

Кто друг прямой, тот брат родной §2

  1. 4

1.4

Кто друг прямой, тот брат родной §2.

  1. 5

1.5

 Дождик вымочит, а  красно солнышко высушит §3

  1. 6

1.6

Дождик вымочит, а  красно солнышко высушит §3.

  1. 7

1.7

Сошлись два друга – мороз да вьюга §4

  1. 8

1.8

Сошлись два друга – мороз да вьюга §4.

1.9

Ветер без крыльев летает §5

1.10

Ветер без крыльев летает §5.

1.11

Какой лес без чудес §6

1.12

Какой лес без чудес §6.

1.13

Дело мастера боится §7

1.14

Дело мастера боится §7.

1.15

Заиграйте, мои гусли §8

1.16

Заиграйте, мои гусли §8

1.17

Что ни город, то норов §9.

1.18

У земли ясно солнце, у человека – слово §10

1.19

У земли ясно солнце, у человека – слово §10. Проектная работа «Народный костюм»

Раздел 2. Язык в действии. 8 ч.

2.1

Для чего нужны суффиксы? §11

2.2

Для чего нужны суффиксы? §11

2.3

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? §12

2.4

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?§13

2.5

Как изменяются имена существительные во множественном числе? § 14

2.6

Как изменяются имена существительные во множественном числе? § 14

2.7

Зачем в русском языке такие разные предлоги? §15

2.8

Зачем в русском языке такие разные предлоги? §15. Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

Раздел  3. Секреты речи и текста. 5 ч.

3.1

 Создаем тексты-рассуждения §16

3.2

 Учимся редактировать тексты §17

3.3

 Учимся редактировать тексты §17.

3.4

 Создаем тексты повествования §18

3.5

Создаем тексты повествования §18

                          Раздел  4. Повторение 2 ч.

4.1

Повторение.

4.2

Представление проектных заданий. Итоговый урок

4 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практическая часть

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

12 ч.

Проектная работа. «Русские слова в языках других народов».

2.

Раздел 2.  Язык в действии

6 ч

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста.

12 ч

Проектная работа. Пословицы с устаревшими словами в картинках. 

4.

Повторение

4 ч.

ИТОГО

34 ч

Календарно-тематическое планирование

по родному (русскому) языку в 4 классе

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12ч)

  1. 1

1.1

Вводный урок. Не стыдно не знать, стыдно не учиться §1

  1. 2

1.2

 Не стыдно не знать, стыдно не учиться §1

  1. 3

1.3

Вся семья вместе, так и душа на месте §2

  1. 4

1.4

Вся семья вместе, так и душа на месте §2.

  1. 5

1.5

 Красна сказка складом, а песня - ладом §3

  1. 6

1.6

Красна сказка складом, а песня - ладом §3.

  1. 7

1.7

Красное словцо ложь §4

  1. 8

1.8

Красное словцо ложь §4.

1.9

Язык языку весть подаёт §5

1.10

Язык языку весть подаёт §5.

1.11

Проектная работа. Русские слова в языках других народов

1.12

Проектная работа. Русские слова в языках других народов

Раздел 2. Язык в действии. 6 ч.

2.1

Трудно ли образовывать формы глагола? §6

2.2

Трудно ли образовывать формы глагола? §6.

2.3

Можно ли об одном и том же сказать по-разному? §7

2.4

Можно ли об одном и том же сказать по-разному? §7.

2.5

Как и когда появились знаки препинания? §8

2.6

Как и когда появились знаки препинания? §8.

Раздел  3. Секреты речи и текста. 12 ч.

3.1

 Создаем вопросы в диалоге §9

3.2

 Создаем вопросы в диалоге §9.

3.3

 Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста § 10

3.4

 Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста § 10.

3.5

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста § 10..

3.6

Учимся составлять план текста § 11

3.7

Учимся составлять план текста § 11.

3.8

Учимся составлять план текста §11. Проектное задание «Пословицы с устаревшими словами в картинках»

3.9

Учимся пересказывать текст §12

3.10

Учимся пересказывать текст §12.

3.11

Учимся оценивать и редактировать тексты §13

3.12

Учимся оценивать и редактировать тексты §13.

                          Раздел  4. Повторение 4 ч.

4.1

Повторение.

4.2

Повторение

4.3

Повторение..

4.4

Представление проектных заданий. Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России" (Канакина)

Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Школа России.

рабочая программа по русскому языку 2 класс. Канакина...

Рабочая программа по русскому языку в 3 классе "Школа России", 170 часов

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по русскому языку В.П. Канакина и В.Г. Горецкий 3 кл по ФГОС...