Рабочая программа по литературному чтению.
рабочая программа по чтению (3 класс)

Сатыбалова Елена Александровна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старосуркинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № _____

от «___» ____________2020г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

Сергиванова Л.В. /_________/

«___» ____________ 2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы                             Ильдукова В.В. /___________/

Приказ № ______

от «___» ____________ 2020 г.

Рабочая программа

по литературному чтению

в 3 классе

учителя  I квалификационной категории

Сатыбаловой Елены Александровны

Количество часов в неделю - 4, в год -  136

РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                             на заседании педагогического

                                                                                                                                           совета школы

                                                                                                                                              Протокол № _______

                                                                                                                                                  от «____» ____________ 2020 г.

2020 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты

 В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  •   Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;
  •   Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. 

Работа с художественным произведением. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). 

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). 

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия Родина, представления, проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. 

Умение говорить (культура речевого общения). Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. 

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление o жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды контроля с указанием кол-ва часов

Вводный урок

1 ч

1

Книги – мои друзья

4 ч

Проект – 1ч

2

Жизнь дана на добрые дела

17 ч

Контрольная работа – 1 ч

3

Волшебная сказка

15 ч

Контрольная работа – 1 ч

4

Люблю всё живое

20 ч

Контрольная работа – 1ч

5

Картины русской природы

12 ч

Сочинение – 1ч

6

Великие русские писатели

30 ч

Сочинение – 1ч

Контрольная работа – 1ч

7

Литературная сказка

19 ч

Сочинение – 1ч

Контрольная работа – 1ч

8

Картины родной природы

18 ч

Сочинение – 1ч

Итого

136 ч

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Часы

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

по плану

фактически

1 четверть

Вводный урок (1 ч)

1

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

1 ч

02.09

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги

Книги- мои друзья (4 часа )

2

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха

03.09

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём

представлены. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изреченияиз  Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения

3

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

05.09

4

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии

07.09

5

Проект «Мы идём в музей книги»

09.09

Жизнь дана на добрые дела (17 часов)

6

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг

10.09

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на  прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

7

Пословицы разных народов о человеке и его делах

12.09

8

В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа

14.09

9

Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка

16.09

10

Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя

17.09

11

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»

19.09

12

М.Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка

21.09

13

М.Зощенко «Не надо врать». Пересказ

23.09

14

Л.Каминский «Сочинение»

24.09

15

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе

26.09

16

М.Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя

28.09

17

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях

30.09

18

Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача»

01.10

19

Семейное чтение. Притчи

03.10

20

 В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование

05.10

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

07.10

22

Контрольная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела»

08.10

Волшебная сказка (15 часов )

23

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы

10.10

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной

сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.  Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

24

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки

12.10

25

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки

14.10

26

В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине

15.10

27

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

17.10

28

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки

19.10

29

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог

21.10

30

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки

22.10

31

Русская сказка «Морозко». Пересказ

24.10

32

Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки

26.10

33

Русская сказка «Белая уточка». Пересказ

28.10

34

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

29.10

35

Контрольная работа по теме «Волшебная сказка»

31.10

2 четверть

34

Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование.

09.11

35

Русская сказка «По щучьему велению». Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах

11.11

Люби всё живое (20 часов)

38

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература

12.11

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодические издания. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую

периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

14.11

40

К.Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста

16.11

41

К.Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Барсук (из энциклопедии)

18.11

42

В.Берестов «Кошкин кот». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение

19.11

43

Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения

21.11

44

В. Бианки  «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки

23.11

45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой

25.11

46

О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ

26.11

47

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения

28.11

48

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

30.11

49

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов

02.12

50

Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности

03.12

51

Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ

05.12

52

Семейное чтение. Н.Носов «Карасик». Смысл поступка.

07.12

53

Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения

09.12

54

Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов

10.12

55

56

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

12.12

14.12

57

Контрольная работа по теме «Люблю всё живое»

16.12

Картины русской природы (12 часов)

58

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности

17.12

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

59

И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине

19.12

60

Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение

21.12

61

М. Пришвин «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа

23.12

62

Ф. Тютчев «Листья».  Контраст как средство создания образа

24.12

63

А.Фет «Осень». Настроение стихотворения

26.12

3 четверть

64

И.Бунин «Первый снег». В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи

11.01

65

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

13.01

66

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки

14.01

67

Семейное чтение. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…». Краски осени

16.01

68

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «Парк». А.Саврасов «Зима»

18.01

69

Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Обобщение по разделу

20.01

Великие русские писатели (30 часов )

70

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация

21.01

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И. А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. Объяснять смысл басен И. А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

71

Великие русские писатели. В.Берестов «А.С.Пушкин». Краткий пересказ

23.01

72

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

25.01

73

И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи

27.01

74

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

28.01

75

Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и произведения живописи

30.01

76

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи

01.02

77

В.Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине

03.02

78

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».  Сравнение с народной сказкой.

04.02

79

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».  Нравственный смысл литературной сказки

06.02

80

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности сюжета. Структура сказочного текста

08.02

81

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев произведения

10.02

82

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности языка литературной сказки

11.02

83

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».  Приём звукописи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи

13.02

84

Сказки А.С.Пушкина

15.02

85

И.Я.Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина

17.02

86

И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова

18.02

87

И.А.Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни

20.02

88

И.А.Крылов «Чиж и голубь».  Особенности структуры басни

22.02

89

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи

24.02

90

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета

25.02

91

Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана

27.02

92

Л.Н.Толстой «Акула».  Смысл названия. Составление плана

01.03

93

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.Пушкин, Л.Толстой, И.Крылов

03.03

94

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра

04.03

95

Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра

06.03

96

Наш театр. И.А.Крылов «Квартет». Инсценирование

10.03

97

Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Обобщение по разделу

11.03

98

Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Что такое согласие?

11.03

99

Контрольная работа по теме «Великие русские писатели»

13.03

Литературная сказка (19 часов)

100

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ

15.03

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

101

В.Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой

17.03

102

В.Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки

18.03

103

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко»

20.03

4 четверть

104

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев

31.03

105

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

01.04

106

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения

03.04

107

Переводная литература для детей

05.04

108

Переводная литература для детей. Б.Заходер «Вини – Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы

07.04

109

Р.Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы

08.04

110

Р.Киплинг «Маугли». Герои произведения

10.04

111

Дж.Родари. «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы

12.04

112

Дж.Родари. «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки

14.04

113

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки

15.04

114

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка»

17.04

115

Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

19.04

116

Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование.

21.04

117

Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Обобщение по разделу

22.04

118

Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

24.04

Картины родной природы (18 часов )

119

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

26.04

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения

120

Б.Заходер «Что такое стихи?»

28.04

121

И.Соколов-Микитов «Март в лесу»

29.04

122

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса»

03.05

123

А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». Е. Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы

03.05

124

С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом…». В. Борисов - Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы

05.05

125

С.Есенин «С добрым утром!». Выразительное чтение стихотворения

06.05

126

Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа

08.05

127

А.Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства

10.05

128

О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов

12.05

129

М.Пришвин «Золотой луг». Сравнение оэтического и прозаического текстов

13.05

130

А.Толстой «Колокольчики мои…». Авторское отношение к изображаемому  

15.05

131

Саша Черный «Летом». А.Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы

17.05

132

Ф.Тютчев «В небе тают облака…». А.Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы

19.05

133

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

20.05

134

Самостоятельное чтение. Г.Юдин «Поэты»

22.05

135

Я.Аким «Как я написал первое стихотворение»

24.05

136

Обобщающий урок по теме

24.05

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...