Татарская народная сказка «Три Сестры»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кудло Елизавета Юрьевна

Цель: прочитать и проанализировать татарскую народную сказку «Три Сестры»

Знать: название произведения, какому народу принадлежало авторство

Понимать: Главную мысль произведения, смысл названия; особенности народной сказки и отличия от других жанров литературы

Применять: Читать произведения выразительно, формирование навыка чтения, находить ответы на вопросы в тексте, выборочное чтение

Анализ: содержания сказки, поступков героев, мотивов их поведения, стилистический анализ текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_sestry.pptx2.42 МБ
Файл literaturnoe_chtenie._kudlo_elizaveta_2-11b.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказки

Слайд 2

Русская народная сказка «Белая уточка»

Слайд 5

«Три сестры»



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения,
проведенного во 2 б классе 489 школы
Тема урока: Татарская народная сказка «Три Сестры»

Санкт- Петербург
2017 год

Тема урока: Татарская народная сказка «Три Сестры»

Цель: прочитать и проанализировать татарскую народную сказку «Три Сестры»

Знать: название произведения, какому народу принадлежало авторство

Понимать: Главную мысль произведения, смысл названия; особенности народной сказки и отличия от других жанров литературы

Применять: Читать произведения выразительно, формирование навыка чтения, находить ответы на вопросы в тексте, выборочное чтение

Анализ: содержания сказки, поступков героев, мотивов их поведения, стилистический анализ текста.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

1. Организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель выполнения заданий.

3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности

4. Определять границы своего знания/незнания

1. Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод.

2.Ориентироваться в изученном материале.

1. Участвовать в беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы учителя и задавать вопросы.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

4. Уметь слушать и понимать речь других.

1.Формировать позитивную мотивацию к учебной деятельности учащихся.

2. Развивать коммуникативные умения, воспитывать культуру общения, сотрудничества

3. развивать память, внимание, мышление, речь.

Ход урока

Время

  1. Организационный момент

1 минута

  1. Подготовительная работа

3 минут

  1. Объявление темы

2 минуты

  1. Первичное чтение

9  минут

Физминутка

1 минута

  1. Постановка учебной задачи анализа

1 минуты

  1. Повторное чтение по частям и анализ

20 минут

  1. Обобщающая беседа

5 минут

  1. Итог и рефлексия урока

2 минут

  1. Организационный момент

1 минута

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный момент

Учащиеся проверяют свое рабочее место.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Закройте свои портфели и повести на крючки. Проверьте готовность к уроку на своем рабочем месте (учебник)

2. Подготовительная работа

Ребята, сейчас я покажу вам иллюстрации к произведению, которое вы уже читали.

- Как называлась это произведение? (Белая уточка)

- К какому жанру принадлежит? (сказка)

- К какому виду она принадлежит? (Волшебная сказка) Почему?

- Эта сказка народная или авторская?

- Что значит «народная сказка»?

 Какие еще народные сказки вы знаете?

Смотрят на слайды, отвечают на вопросы.

3. Объявление темы

Сегодня мы с вами прочитаем татарскую народную сказку. Татарстан – одна из республик нашей страны, России. Татарстан расположен в месте слияния реки Волги и Камы. Столицей Татарской республики является Казань.

Слушают рассказ, смотрят на слайды (Карта России, отмечен Татарстан + флаг и герб республики)

4. Первичное чтение

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Три сестры».

- Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этой сказке? (дети высказывают свои предположения).

- А почему именно три сестры (не две, не четыре)? (это особенность жанра сказки – всегда три сестры, три испытания, три задания и т.п.)

- А какие обычно бывают сестры в сказке? (дети высказывают своё мнение).

- Вот сейчас мы послушаем сказку и вы узнаете, правильно ли вы думали и рассуждали.

Слушайте внимательно, после прочтения я задам вопросы.

Три сестры.

Жила - была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
-
Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
-
Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
-
Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
-
Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
-
Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
-
Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день - деньской собирает пчёлка мёд людямА зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

Понравилась ли вам сказка? О ком она? Перечислите персонажей сказки(о матери, трех дочерях и белочке)

Какой момент показался самым интересным?

Какой герой понравился? Чем?

Слушают, отвечают на вопросы

5. Постановка учебной задачи анализа

Сейчас вы будете читать сказку повторно, по ролям. После прочтения нам необходимо будет ответить на следующие вопросы, чтобы понять значение этой сказки:

Ребята, почему белочка наказала двух сестёр? Подумайте, почему она превращали каждую героиню сказки именно в этих животных.

Физминутка

«Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)

6.Повторное чтение по частям и анализ 

Жила - была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

О чем говорится в первой части? Какими выросли дочки? Найдите в тексте.

- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

- За что белочка наказала старшую?  

-  в кого превратила?

- почему именно в черепаху?

Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

За что наказала среднюю сестру,

в кого превратила,

почему?

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день - деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

Что делала младшая сестра, когда к ней пришла белочка? Как показано, что дочь все бросила и побежала к матери? – найдите эти слова в тексте, прочитайте.

Как народ (создавший сказку) показывает свое отношение к этой героине?

- Почему в сказке говорится не «пчела», а «пчёлка»?

(к этой героине народный сказитель относится ласково, с любовью)

7. Обобщающая часть

Мы прочитали сказку, теперь нам предстоит подумать, чему учит эта сказка:

- За что были наказаны старшие сестры?

- Почему она превратила сестер в черепаху, паука?

- Почему младшую в она превратила в пчелку после смерти? Какую пользу она приносила людям?(она приносила людям мед, за это ее и любили)

8. Итог и рефлексия урока

Какое произведение мы прочитали? С творчеством какого народа познакомились?

Какая это сказка?

  • Бытовая
  • О животных
  • Волшебная

9.Организационный момент

На этом наш урок подходит к концу. Спасибо за работу, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой,  определение времени подачи...

Узнай сказку. Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк.

Открытый урок по литературному чтению для 2 класса. Тема: Узнай сказку. Русская народная сказка "Лисичка сестричка и волк"...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта по литературному чтению "Три сестры" (татарская народная сказка)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки «Три сестры»Задачи урока:Дидактические:1)  Прочитать сказку; знат...