Урок литературного чтения во 2 классе. Тема "Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. Татарская народная сказка "Три сестры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Данилова Ирина Михайловна

Урок соответствует  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_sestry.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. Татарская народная сказка «Три сестры».

Учитель :Казанцева И.М.

Цели урока:

Предметные: формировать умения определять жанр произведения (сказка)

  • дать характеристику героям
  • совершенствовать умение выделять смысловые части речи

Познавательные: уметь отличать виды сказок, составлять синквейн

Метапредметные

Регулятивные:

-осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока,

-ставить перед собой учебную задачу,

-сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.

Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного:

- находить в тексте конкретные сведения , факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

-делить текст на смысловые части;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

-понимать информацию представленную  в неявном виде;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

-использовать различные виды чтения;

Преобразование и интерпритация информации:

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать, находящуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

Оценка информации:

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

Коммуникативные: формировать умения работать в парах и в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.

Личностные: формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник по литературному чтению, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап. (Мотивация)

- Я рада вновь видеть ваши лица лица и глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

II. Актуализация знаний.

1.  акой общей темой  объеденены  произведения, которые мы прочитали  в последнем разделе ? (Тема «Семя и я»)  

- Вспомните произведения каких жанров мы читали в этом  разделе? (Быль, пословицы, рассказы, стихи, песни.)  

 каким жанром мы еще в этом разделе не встречались? (Сказка)

III. Конкретизация темы урока и постановка учебных задач.

1.егодня мы почитаем сказку  на тему очень важную для всех нас, а вот на какую именно вы ответит, прослушав притчу. (Клип «Притча о матери».)

         За день до рождения

       Ребёнок спросил у бога:

- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю ,

что я должен делать в этом мире?

       Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела,

он всегда будет рядом с тобой.

Он будет охранять тебя от всех бед.

- А как его зовут?

- Не важно, как его зовут.

Ты будешь называть его « МАМА»

- О   ком пойдет речь на уроке? (О маме и о её ребенке).

ействительно, мы сегодня будем говорить о взаимоотношениях  между самыми близкими и  родными людьми, между мамой и её детьми, а поможет нам в этом татарская народная сказка «Три сестры». (СЛАЙД 16)

ак вы думаете,  о ком может быть сказка с таким названием? (СЛАЙД 17)

- В какие отношения могут вступать все члены семьи? (они могут помогать друг другу, заботиться друг о друге)

IV. Постановка учебной задачи.

-Какие задачи поставим сегодня на уроке? Вам помогут опорные слова (СЛАЙД 18)

ПОЗНАКОМИМСЯ … ( с татарской народной сказкой)

ПРОВЕРИМ … (своё предположение, о чем или о ком эта сказка)

БУДЕМ УЧИТЬСЯ … (работать с текстом)

V. Усвоение новых знаний.

авайте прочитаем сказку и посмотрим, подтвердились ли наши предположения.

Чтение с остановками

1 часть.

(Читает 1 ученик) (Остановка после 4 абзаца до слов – Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили).

1.Словарная работа.                                                                                                                                                          начение каких слов было непонятно? Объясните значение слов:                                                                                                      тяжко заболела – тяжело                                                                                                                                      поспешили - быстро пришли

2.

- Как женщина заботилась о своих дочерях? Найдите и прочитайте в тексте.

- Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была? (Мама была трудолюбивой)  (КЛИК)                                                                            

 - Почему ей приходилось так много работать? (Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей.)

- Значит как еще можно охарактеризовать мать? (любящая, заботливая) (КЛИК)

- Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со светлой луной? (Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки).(КЛИК)

авайте обратимся к кластеру. О каком герое мы не предполагали? (О белочке)(КЛИК)

- Почему  мать отправила к своим дочерям белочку? (Она заболела. Ей нужна была помощь)

- Прочитайте что сказала мать.

ак вы думаете, как поступят дочери? ( Возможные ответы:1) Дочери поспешат к матери на помощь. Мама самый родной человек. Она все здоровье отдала, чтобы дочерей вырастить.    2) Я думаю, что не все дочери так поступят. Если бы все так поступили, сказка не получилась бы. Но должны все дочери помочь.)

2 часть (Читает 1 ученик)

(Вторая остановка после слов: - и вторая дочь превратилась в паучиху)

- Оправдались ли наши предположения? Чьё предположение оказалось верным?

1.Словарная работа.

онятно ли вам значение слов :

ярмарка – большой торг с увеселениями,  развлечениями,                                                             устраиваемый регулярно в одном и том же месте.  

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

- Как повели себя старшая и средняя дочери, когда узнали печальную весть  от белочки о болезни матери? (Старшая и средняя дочери сначала  огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее.)

 - Как белочка отреагировала? (Наказала их)  (КЛИК)

- За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали? (За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью.)

2.

редлагаю поработать над характерами дочерей. Найдите черты характера присущие каждой сестре на карточках расклеенных по кабинету и прикрепите их  на доску к кластеру.

(Бессердечная, неблагодарная, равнодушная).

Физминутка

Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

3.

ебята, неужели и третья дочь не поспешит к матери?( Я думаю, что младшая дочь поспешит. Во всех сказках младшая дочь добрая, милая, самая любимая.)

3 часть (Читает учитель).

- Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки?     Прочитайте.

 - Что пережила младшая дочь? (Страх, жалость, испуг)

- Почему вы так решили, если младшая дочь ни слова не произнесла?( Она так торопилась, даже руки на обтёрла.)

 2.

ыберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу. (чуткая, отзывчивая, заботливая,  добрая ) (На карточках-по классу) (Кластер)

- Почему люди любили младшую дочь? (За то, что она не бросила мать в трудную минуту)

ак отреагировала  белочка на такое поведение мл. дочери. (Можно сказать, что белочка отблагодарила мл. дочь? (КЛИК)

- Как белочка отблагодарила её? ( долго жила и превратила в пчелку)

- Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок.( - Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям.)

- Правильно ли поступила с дочерьми белочка?

V. Применение знаний и способов действий.

1.Работа с пословицами.

 сейчас давайте, обратимся к народной мудрости – пословице. Поработайте в группах и соберите пословицу к данной сказке. (Пословица «разрезана» на отдельные слова)

ПРОВЕРКА: (СЛАЙД    )

1. Мать кормит детей, как земля людей.

ак понимаете смысл пословицы? (На земле люди выращивают урожай  и за счет этого живут. Так и мать заботиться и кормит своих детей)

 какой части сказки  она относится?

2. Всем хороша, да слепа душа.

- К которой из дочерей можно отнести эту пословицу?

- Почему? ( Они были красивы и трудолюбивы, но выросли чёрствыми, неблагодарными)

3.Тот вовек  не погибнет, кто родителей заботой окружает.

ак понимаете смысл пословицы?

 ( Если дети хорошо относятся к своим родителям, не бросают их на произвол судьбы, то они получают родительское благословение или как говорят у татар – родительскую молитву. Существует поверье,  что родительская молитва или родительское благословение будут охранять его в трудную минуту и даже могут спасти человека.)

- К которой из дочерей можно отнести эту пословицу?

2. КЛАСТЕР

- Сейчас давайте вспомним с чего начался урок и проверим предположение «о чём сказка»? Обратимся к кластеру.

- В чём мы были правы?

- Чего не предполагали в начале урока, но узнали по ходу работы над сказкой?

VI. Подведение итогов.

- Задачи, поставленные в начале урока выполнили?

- Какие качества в людях  научила ценить вас эта сказка? (Чуткость, отзывчивость, внимание к родным и близким, любовь к ним)

- В чем проявляется ваша любовь  и забота к родным,  к маме?

а доске портреты ваших мам. Они действительно выполнены с любовью. Я надеюсь вы навсегда сохраните эту любовь и в трудную  для мам минуту придете им на помощь.

2.*

- Я предлагаю поработать в группах. Составьте синквейн на тему «Мама».

Мама

Любящая, нежная

Ласкает, защищает, заботится.

Будь внимателен к ней!

Берегите!

Мама

Добрая, милая

Ухаживает, воспитывает, любит.

Самый драгоценный человек.

Родитель!

Мама

Красивая, ласковая

Придумывает, рассказывает, смеётся.

Хочется с ней разговаривать и разговаривать!

Друг!

VII. Домашнее задание. (СЛАЙД)

Дома я вам предлагаю поработать творчески. Задания будут двух уровней, по выбору.

1.Творческий. Измените и расскажите сказку так, чтобы все сестры оказались настоящими дочерьми.

2. Повышенный.  Пересказ от лица белочки.

 

Перспектива на следующий урок.

На следующем уроке мы продолжим работу в разделе «Семья и я» и  узнаем в каких ещё поступках  проявляется любовь.

VIII. Рефлексия.

- Наш урок пдходит к концу. Покажите, с каким настроением вы его заканчиваете.

-На столе 2 сердца. Выберите то, которое соответствует вашему настроению и покажите мне его.

- Я вижу,  что урок вы заканчиваете с хорошим настроением.

А я хочу закончить урок таким  пожеланием:

Берегите своих матерей

Как цветы от холодной вьюги.

Их любовь во стократ сильней,

Чем друзей, и любимой подруги!

Материнской любви не объять:

В летний зной, и пургу, и в стружу

Она все вам готова отдать,

Всё до грамма и даже душу!

Не оставляйте их без участия!

Берегите всегда их, дети!

Не бывает полного счастья,

Если матери нет на свете!

Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. Такими, как младшая дочь в татарской сказке «Три сестры». Любите свою маму, помогайте ей во всём всегда!

Урок окончен. Спасибо!

Кластер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта по литературному чтению "Три сестры" (татарская народная сказка)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки «Три сестры»Задачи урока:Дидактические:1)  Прочитать сказку; знат...