Конспект урока внеклассного чтения "К.И. Чуковский - детям"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, групповой формы работы учащихся.
Ознакомление с творчеством Чуковского. В процессе работы раскрывается идейное содержание некоторых произведений автора, их воспитательное значение. Работа в группах явилась основой для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Презентация к уроку с иллюстрациями из произведений автора и конкурсными заданиями составлена в соответствии с планом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.13 КБ |
![]() | 986.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения.
Ардаханова Ольга Васильевна. Учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Тема. К.И. Чуковский - детям.
Цель: ознакомление младших школьников с К.И.Чуковским и его творчеством
Задачи:
Формирование читательской компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
совершенствование навыков осознанного чтения;
формирование критического мышления, активизация творческой деятельности, развитие устной речи
формирование умения анализировать произведения;
Оборудование: портрет писателя; презентация; выставка детских книг.
Тип урока: урок «открытие» новых знаний
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
- принимать позицию учителя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Коммуникативные:
- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
- принимать участие в обсуждении прочитанного;
- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
- работать в паре, в группе;
- договариваться о совместном выполнении заданий
Познавательные:
- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
Класс делится на 5 групп по 6 человек.
Предварительная проектная работа:
1. Прочитать произведения «Краденое солнце», «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей», «Айболит».
2. Подобрать и подготовить к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского. (Исследователи). -1 гр.
3. Заучивание отрывка из произведения Чуковского. (Чтецы) -2 группа
4. Инсценирование отрывка. (Актерская группа). 3 гр.
5.Иллюстрирование. (Иллюстраторы) -4 гр.
6. Подбор вопросов для викторины. (Эксперты) 5 гр.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
На доске разрозненная пословица.
на, летать, крыльях читать.
- Соберите пословицу из слов.
-Что получилось?
-Читать – на крыльях летать.
- Раскройте смысл этой пословицы. (Летать на крыльях – знакомиться с миром, видеть его со всех сторон. Крылья – знания, которые помогают человеку долететь до цели, многое узнать, многому научиться)
- Пословица будет девизом нашего урока
ΙΙ. Актуализация знаний.
Слайд 1.
«Ох, не лёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота!»
- Кому принадлежат слова?
- Из какого они произведения?
- Эти слова стали крылатым выражением. Употребляются их не в прямом, а в переносном смысле.
- Когда так говорят? (Когда выполняют трудную работу, так говорят в шутку)
- Какую работу нам сегодня предстоит выполнить? (Работать над произведениями К.И. Чуковского, узнать что-то новое об авторе и его литературных героях)
- В заключении мы проведём викторину по произведениям К.И. Чуковского
- Сформулируйте тему урока. (Дети могут сказать «Произведения К.И. Чуковского».
- Какие произведения читали? (Использование приёма «Кластер»)
«Краденое солнце» «Путаница»
«Тараканище» К.И. Чуковский «Мойдодыр»
«Айболит»
«Бармалей»
- Для работы над произведениями Чуковского мы создали творческие группы. Представьтесь, пожалуйста.
1. (Исследователи). -1 гр. Подбирали и готовили к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского.
2. (Чтецы) -2 группа. Учили наизусть отрывки из произведений Чуковского.
3. (Актерская группа). - 3 гр. Инсценировали отрывки.
5. (Иллюстраторы) - 4 гр. Иллюстрировали произведения.
6. (Эксперты) 5 гр. Составляли вопросы для викторины.
В гости дедушка Корней (показываю на портрет)
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят…,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать
- Мы совершим путешествие по страницам книг К.И. Чуковского.
ΙΙΙ. Знакомство с биографией К.И. Чуковского.
Выступление группы 1( исследователей).
Слайд 2. «Портрет К.И.Чуковского»
Выступление учащихся (научных сотрудников) из каждой группы.
1) Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Учеба в то время была платная, и все же сына удалось отдать в гимназию, но мальчика все равно отчислили из 5 класса, не было возможности платить за обучение.
2) Чтобы помочь семье, мальчик работал, а в каждую свободную минуту занимался в библиотеке. Он очень много читал и учебу закончил экстерном. На рынке ему удалось купить учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве. Английский язык ему очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.
экстерном -
являющейся в учебное заведение на экзамены, но не состоящий воспитанником этого учебн. заведения;
3) Настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков. Николай очень любил посещать различные выставки картин. И затем свои мысли о картинах он записывал. Когда ему было всего 19 лет, его пригласили работать в газету критиком. С тех пор он имел постоянный заработок и стал жить отдельно от семьи. А вскоре женился.
Словарные слова: критик
Пояснение (Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.)
4) Детским поэтом-сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так. Заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Так родился знаменитый …
Эта сказка была самой первой.
5) И другой случай. Утром плакала дочка, она не хотела умываться. Он вышел из своего кабинета, взял ее на руки и сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» Так появился его знаменитый «Мойдодыр»
- С ранних лет его стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без стихов К.И.Чуковского.
ΙV. Работа над произведением «Муха-Цокотуха»
- К. И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой - то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о … (Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом). В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
- О каком произведении речь?
-«Муха-Цокотуха». (Слайд 4)
- Кого пригласила на свой день рожденья Муха-Цокотуха?
- Что случилось на празднике?
- Как повели себя гости?
- Кто спас именинницу? Найдите отрывок, в котором говорится о победе комара над пауком. Прочитайте (с.12-13)
- Чему учит эта сказка?
- Подберите пословицу к этому произведению.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Прочитайте наизусть отрывок из этого произведения.
- В каких ещё произведениях небольшому, но храброму герою удаётся победить злодея или зло? (Воробью в сказке «Тараканище», бабочке в небылице «Путаница». В сказках К. И. Чуковского часто героем оказывается вовсе не тот, от кого можно было бы ожидать смелости, героизма; писатель делает героем самого маленького, самого слабого физически.
V. Работа над произведением «Мойдодыр».
- На доске записана пословица.
Чистота - залог здоровья.
- К какому произведению подходит эта пословица?
(«Федорино горе», «Мойдодыр»)
(слайд 3)
- Почему сбежали вещи от мальчика?
- Как его называет автор?
- Подберите синонимы к слову грязнуля (неряха, замарашка)
- Чему учит нас это произведение?
- Прочитайте призыв автора к читателям ( с.46)
- Кто выучил наизусть отрывок из этого произведения?
VΙ. Работа над произведением «Айболит».
- К какому произведению эта иллюстрация? (Слайд 5)
1. Беседа над содержанием
- О ком произведение?
- Какую работу выполнял доктор Айболит
- Куда позвали доктора по телеграмме?
- Какие трудности ему пришлось преодолеть? (преодолевать леса, моря и горы)
- Кто ему в этом помогал? (Волки, кит, орлы)
- Каким был доктор Айболит? Как называется профессия доктора Айболита в реальном мире? (Ветеринар)
- Кому из вас приходилось обращаться со своим питомцем к ветеринару, с какой целью?
- Я раз в год хожу в ветлечебницу, чтобы сделать собаке прививку от опасных болезней
Задание актёрской группе 3.
(Инсценирование отрывка из произведения «Айболит» с использованием игрушек-животных.)
Задание 2 группе:
Прочитать наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Айболит»
VΙΙ. Выступление творческой группы 4.
- Какие иллюстрации вы нарисовали дома к этим произведениям?
(Выставка рисунков)
VΙΙΙ.Викторина.
1. Расположить иллюстрации (Слайд 5) в нужном порядке.
- Сделать записи на листочках. Кто закончит, руки поднять и всем вместе сомкнуть.
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Проверка. (Слайд 6, 7)
2. Игра. Соедини имя героя с действием (Слайд 8.)
Айболит Воробей Крокодил Комар Федора Медведь Бабочка Лисички | Зажгли море. Проглотил солнце. Вымыла свою посуду. Вернул солнце в небо. Потушила море. Спас Муху – Цокотуху. Съел таракана. Вылечил зверей. |
3. Задания Группы 5. Эксперты.
(Дети 5 группы зачитывают вопросы викторины, которую составили дома, остальные дети отвечают на вопросы)
VΙΙΙ. Итог урока
- Что нового вы узнали из жизни К.И. Чуковского и его творчестве?
Вопросы по группам. (Слайд7.)
- С чего началась литературная деятельность Чуковского?
- Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского?
- Для кого писал К. Чуковский?
- Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему?
- Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского?
- На этом наше путешествие по страницам произведений К. Чуковского подошло к концу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею -
Слушаться надо того, кто умнее.
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было интересно…
Мне бы хотелось …
Приложение
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
- С чего началась литературная деятельность Чуковского?
- Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского?
- Для кого писал К. Чуковский?
- Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему?
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
- Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корней Иванович Чуковский (1882-1969)
1 2 3 4 5
Расположи иллюстрации в нужном порядке 1 2 2 3 3 1 4 5 5 4
1 2 3 4 5
Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил В ымыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей.
С чего началась литературная деятельность Чуковского? Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского? Для кого писал К. Чуковский? Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему? Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Произведения К.И. Чуковского"
Конспект урока внеклассного чтения "Произведения К.И. Чуковского" джля детей....
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.
В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...
Конспект урока внеклассного чтения К. И.Чуковский «Доктор Айболит» (произведение в прозе).
Задачи: - расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского- вызвать интерес ребят к предложенной книге, являющемся лучшими образцом детской литературы, привлечь их к акти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-494202-1454338473.jpg)
Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349202-1384966137.jpg)
Конспект урока внеклассного чтения. Г.Х.Андерсен "Сказки для детей".3 класс.
Конспект урока внеклассного чтения по сказкам Андерсена....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-778120-1462359327.jpg)
Конспект урока по чтению «К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока - 3 класс...
Конспект урока литературного чтения "К. Чуковский "Телефон"
Урок соответствует ФГОС....