Конспект урока Чтения в 1 классе (ОВЗ) по теме: Звук и буква "А".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Митько Анастасия Игоревна

Конспект урока Чтения в 1 классе (ОВЗ) по теме: Звук и буква "А". Знакомство учащихся со звуком [а] и буквой А. Дифференциация понятия звук и буква. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение 1 класс (коррекционный класс)

ФИО учителя: Митько Анастасия Игоревна

ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Магнитогорска.

Предмет: Чтение.

Класс: 1.

Тема: Звук и буква «А».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить со звуком [а] и буквой А, учить дифференцировать понятия звук и буква.

Задачи: уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ. Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков. Учить определять позиции звука [а] в слове. Корригировать и развивать фонематический слух учащихся. Познакомить учащихся с графическим написанием букв «А», «а». Воспитывать мотивацию к чтению.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомиться с новой буквой и звуком;

- учиться анализу звуковых и буквенных моделей слов;

- научиться писать печатную букву, используя эталон.

Личностные:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- анализировать собственную работу, находить ошибки

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы,   используя свой жизненный опыт и информацию,   полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Коммуникативные:

 - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать предположения;

Коррекционные задачи:

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие речи, мышления;

- развивать у детей слуховое восприятие, внимание;

- развитие аналитико-синтетической сферы.

Оборудование: счётные палочки, ленточки, карточки с буквой «А», муляжи фруктов, корзина, касса букв, образцы написания букв, Буквари 1 класс (Воронкова В.В., Коломыткина И. В.), презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Речевая разминка.

СА – СА – СА – под кустом сидит лиса.

АС – АС – АС – пили мы из кружки квас

ША – ША – ША – мама моет малыша.

АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш.

3. Дыхательная гимнастика.

«Подуем на листочки».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Учитель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

  1. Сообщение темы урока

1. Знакомство со звуком [а].

- Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Аист нам доставил груз:

Аппетитнейший Арбуз,

Ананасы, мандарины,

Абрикосы, Апельсины!

(дети отвечают буква «А», звук [а])

- Произнесем чётко звук [а]. Попробуем спеть этот звук. (по одному, хором).

- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно. Ему не мешают ни язык, ни зубы, ни губы.

Рот пошире открывай,

Звук погромче распевай.

Петь мы будем, детвора,

Гласный звук веселый [а]!

- Звук [а] – гласный. Его мы будем обозначать красным цветом.

2. Игра «Распредели в корзинки»

- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. В корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).

Дети четко произносят названия фруктов и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.

3. Физкультминутка

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз, два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

III. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с буквами А, а.

- Ребята, мы познакомились со звуком [а], а вот какими буквами на письме он обозначается, мы сейчас узнаем.

- Буквы бывают печатные и письменные.

- Как вы думаете, зачем нужны печатные буквы?

- А зачем нужны письменные буквы?

- Рассмотрите печатные буквы А, а. Сравните их – похожи ли они?

- На что похожа большая буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

- А сейчас составим большую букву «А» из счетных палочек. (Выкладывание буквы «А» из палочек.)

- А еще буквы бывают строчные и заглавные. (Сравнение заглавной и строчной букв.)

- Сложим букву «а» из ленточек. (Выкладывание буквы «а» из ленточек.)

2. Работа с кассой букв

Нахождение буквы «А» в кассах букв.

- Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

3. Работа со страницей букваря.

Рассматривание картинок на странице букваря, чтение «новой» буквы хором, в парах и индивидуально.

- Посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? (аист). Произнесем это слово хором, по одному.

- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

(Разбор следующих предметных картинок: астра, лиса, коза, арбуз – по аналогии.)

IV. Закрепление

Игра “Четвертый лишний”.

- Я называю цепочки слов, отгадайте, какое слово лишнее:

Ананас, абрикос, апельсин, яблоко (лишнее – яблоко, в нем нет звука [а]).

Аня, Ася, Аля, Оля (лишнее – Оля, в нем нет звука [а]).

Алла, Ася, Аня, Артем (лишнее – Артем, имя мальчика).

Арсений, Антон, Артем, Ася (лишнее – Ася, имя девочки).

V. Итог урока.

- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.

- Какой буквой обозначается этот звук? Поднимите карточку с буквой Аа

- Придумайте слова со звуком [а].

VI. Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."

Вид урока: изучение нового материалаЦели урока:   1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные   буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...

Конспект урока для 1 класса. Школа России. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й.

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й. Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слов...

Конспект урока чтения 1 класс Звуки [л], [л\']. Буквы Л л.

Цель: познакомить учащихся с согласными  звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л....

Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....

Конспект урока чтения "Делу время, а потехе час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ."

Конспект урока чтения в 1 кл (букварный период), УМК "Школа Рссии" . Используемые современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, элементы исследователь...