Формирование читательской компетенции
статья по чтению

Кузнецова Галина Михайловна

Повышение уровня читательской компетентности зависит от возрастания читательской активности до степени, соответствующей адекватной адаптации людей в современной информационной среде. Социально необходимый уровень читательской компетентности подразумевает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_chitatelskoy_kompetentsii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Г.М.

Учитель начальных классов школы-интерната  №22 ОАО «РЖД»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В настоящее время обсуждается вопрос о модернизации образования на основе компетентностного подхода, а это значит, что в основу содержания образования будут положены «ключевые компетентности».

 Сейчас на рынке труда требуется «новый человек», который является не только хорошим специалистом, но и обладает ключевыми компетентностями. Такой человек способен добиться успеха в жизни, то есть реализовать свои способности и возможности;  должен уметь находить решение в нестандартных ситуациях, самостоятельно выбирать и принимать решения, отвечать за них;  должен нести ответственность за себя и своих близких; овладеть приёмами самообразования; обладать сформированной целостной картиной мира; владеть современными информационными технологиями; уметь адаптироваться в любом социуме и влиять на него иметь способность к толерантности; владеть речью как средством общения; уметь соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; уметь сознательно действовать в границах нормы, выбирая оптимальные условия.

Для того чтобы человек обладал всеми  этими умениями необходимо сформировать в школе ряд компетенций, в том числе - читательскую.  Нет необходимости доказывать, что созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя – «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Но в России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу.

Что же такое читательская компетентность и как проследить процесс её формирования у школьников?

Это определение перекликаются с хорошо известным определением функциональной грамотности, сформулированным А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

А вот с другой частью вопроса немного сложнее – как оценить качество обучения чтению. Обычно в начальной школе происходит проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность, выразительность), но этого недостаточно для оценивания сформированности читательской компетенции, ведь это понятие намного шире, чем просто техника чтения. Я думаю, для проверки качества сформированности читательской компетентности необходимы такие тесты, какие использовали в международных сравнительных исследованиях качества чтения PIRLS. Они  составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного):

- вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

- сделать прямые умозаключения из этой информации;

- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

- оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

- умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

И если с начальной школы отслеживать качество формирования именно этих умений, то в дальнейшем проблем с чтением станет меньше, а вот читательская грамотность начнёт расти. Повышение уровня читательской компетентности зависит от возрастания читательской активности до степени, соответствующей адекватной адаптации людей в современной информационной среде. Социально необходимый уровень читательской компетентности подразумевает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной жизни.

В начальной школе мы обучаем детей чтению, но в дальнейшем (с 5-го класса) начинается чтение для обучения, чтение для самообразования: это получение нового знания и новых идей с помощью так называемых информационных или объяснительных текстов, и приобретение нового эмоционального опыта, в первую очередь с помощью художественных текстов. В статье Г.А.Цукерман, Г.С.Ковалёва, М.И.Кузнецова «Хорошо ли читают российские школьники?»  пишут: «Текст, письменная речь, письменная коммуникация остаются в современном мире важнейшим источником самообразования. Освоение письменной речи, понимание текста — процесс стадиальный. Его ранние стадии, приходящиеся на первые годы школьного образования, в основном обеспечены педагогически: взрослые знают, как помочь практически каждому ребенку приобрести читательские компетентности, необходимые для понимания текстов с относительно знакомым содержанием, т.е. научиться читать. Тот печальный факт, что эти знания не всегда применяются в педагогической практике, не снижает ценности знания о том, как научить почти каждого ребенка технике чтения. Тем острее ощущается дефицит знания о том, как помочь ребенку преодолеть следующий читательский барьер: научиться учить себя с помощью текстов. Эмпирически показано, что читательские успехи в начальных классах не гарантируют успешного освоения письма на следующих ступенях образования. Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5-м классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы».

Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
(общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:

- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);

- выделять главную мысль текста;

- описывать устно объект наблюдения; и т.д.

Все эти умения и есть «площадка» для чтения в целях самообразования.  В связи с этим изменяются требования к обучающим эффективному чтению, то есть к учителям, в первую очередь – учителям начальных классов.

На начальных стадиях формирования читательской компетентности, наступающих после того как учащиеся овладеют первичными навыками чтения, обучающие должны привить им навыки рационально выстраивать план чтения, отвечать на вопросы:

- с какой целью выбран для чтения именно это текст;

- что в нем для читателя самое важное или интересное;

- как нужно читать выбранный текст;

- как следует контролировать процесс чтения.

В соответствии с этим  можно выделить основные навыки обучающих, позволяющие формировать у учащихся социально необходимый уровень читательской компетентности:

- знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач, значимых для учащихся;

- иметь представление о строении культурно-коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях;

- осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования;

- создавать благоприятные условия для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач;

- знать основные теории и концепции, которые относятся к формированию социально необходимого уровня читательской компетентности, владеть соответствующими технологиями и методиками, уметь подбирать их применительно к этапам социализации и личностным характеристикам ее субъектов;

- консультировать школьников, их родителей;

- организовывать внеучебные мероприятия, связанные с реализацией приобретенных учащимися читательских знаний и навыков, в формах праздников книги, читательских соревнований, викторин, дискуссий, организованных вокруг учебной и дополнительной рекомендованной литературы;

- владеть техниками развития речевых (риторических) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения;

- строить программу обучения чтению так, чтобы стимулировать и развивать познавательный, образный, оценочный и креативный компоненты отношения учащихся к прочитанному;

- способствовать самоидентификации учащихся как читателей;

- стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что учителя должны пересмотреть отношение к урокам литературного чтения и к анализу литературных текстов в частности. Нужна новая стратегия чтения.

Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;

- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.

Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.

Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.

Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.

Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.

Послетекстовая составляющая предполагает: использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости; трансформации текста.

Стратегии чтения разрабатываются и используются для обучающихся различного возраста, уровня владения языком, освоенности материала, культурной компетентности. Они помогают одновременно осваивать несколько направлений работы со словом: риторика, письмо, расширение лексического запаса и т.п.

Такого рода рациональные способы обучения чтению помогают формированию уровня читательской компетентности. Если на начальных этапах приобретения навыков эффективного чтения рефлексия в отношении совершаемых процедур требует специальных интеллектуальных усилий, то в дальнейшем их использование переходит на уровень автоматизма. Соответственно, можно говорить о технологии чтения. Имеется в виду освоенная последовательность, алгоритм операций, совершаемых в процессе работы с текстом:

– осмысление цели чтения в определенной ситуации;

– поиск и отбор нужного материала;

– первоначальное ознакомление с ним;

– установление последовательности чтения;

– прочтение текста с выделением его ключевых содержательных позиций.

Овладение несколькими технологиями такого рода позволяет комбинировать их в зависимости от цели чтения, характера письменных источников и их содержания.

Итак, в современном модернизирующемся российском обществе в рамках систем образования и просвещения необходимо изменить отношение и учащихся, и учителей к грамотности, чтению, работе с письменными текстами с точки зрения повышения общекультурной, в первую очередь читательской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.

Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которо...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).

В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...