Мастер-класс Тема: Планирование информационного поиска. Прием «Дерево предсказаний на примере индийской сказки «Золотая рыба».
методическая разработка по чтению (3 класс)

Тупицына Елена Викторовна

Ознакомление учителей начальных классов с приемом работы " Дерево предсказаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер - класс41 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Мастер-класс

Тема: Планирование информационного поиска. Прием «Дерево предсказаний на примере индийской сказки «Золотая рыба».

                              Подготовила: учитель начальных классов

                                Тупицына Е. В.

                                                                                           

2019 г.

МАСТЕР - КЛАСС

Цель: Ознакомление учителей начальных классов с приёмом « Дерево предсказаний (из опыта работы)

Задачи:

расширить понятие о планировании информационного поиска и приеме         «Дерево предсказаний;

показать прием в своей практической работе.

Оборудование: презентация.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Планирование информационного поиска. Прием «Дерево предсказаний». 

Позвольте представиться. Меня зовут  Тупицына Елена Викторовна, я учитель начальных классов МОУ Школы№34 
Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.  

(Слайд 1 «Планирование информационного поиска. Прием «Дерево предсказаний»).

- Сначала  немного теории.  

Слайд 2 В стандарте начального и общего образования обязательной компетентностью у детей является развитие информационной компетенции.

Информационная компетенция имеет две составляющие: информационная культура и информационная грамотность   Я хочу остановиться на понятии информационная грамотность.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена

О формировании информационной грамотности на этапе планирования информационного поиска я расскажу на примере  работы с приемом «Дерево предсказаний»

Этот прием  был разработан американским ученым Джорджем. Беллансом  для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте он впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления . Прием "Дерево предсказаний" может использоваться на любом этапе  уроке. Использование данного приема на практике позволяет детям учиться умению выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, работать с увеличивающимся  и постоянно обновляющимся информационным  потоком в разных областях знаний.

 Правила  работы  с приемом таковы:

Алгоритм работы с приемом

На доске изображен силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно…", "Вероятно…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). Все   версии   должны   быть   аргументированы,   основываясь   на предложенном  тексте,  а  не  на  своих  домыслах.  В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.

 Практическая часть мастер-класса 

- Сейчас я предлагаю вам попробовать самим составить «Дерево предсказаний».Работать будем в группах. У вас на столах лежит лист с изображением  дерева, а также текст индийской сказки. Сказка  взята из учебника по литературному чтению для 3 класса по программе ПНШ. ( Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст индийской сказки, по которому участники группы будут работать).

Слайд 3. Индийской сказки

- Вы уже обратили внимание на то , что у сказки нет названия

- Давайте познакомимся со сказкой и попробуем догадаться, как она называется. (Читается начало сказки).

- Вы уже догадались как называется эта сказка? (« Золотая рыба»).  Запишите название сказки на стволе вашего дерева.

Слайд 4. Индийской сказки «Золотая рыба»

- Вы можете предположить , что будет дальше?

- Сейчас мы снова поработаем в группах. Вам необходимо сейчас обсудить в группе продолжение сказки и ее возможное окончание. А затем  свои предположения записать на ветвях дерева.

- Какие предположения у вас возникли?.

- Как мы это  проверим? (Дочитаем сказку).

- Какие предположения  подтвердились ?

- Запишите аргументы на листиках тех ветвей, где предположения оправдались.

Обобщение

-Давайте подведем итог нашей работы .Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю высказаться о сегодняшнем занятии и о приеме   « Дерево предсказаний». А для этого раскрасьте листочки в зеленый цвет если вам понравился этот прием и ваши ожидания оправдались,  в желтый цвет – если не совсем то , что вы ожидали.

- Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"

Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

тест по сказке "Золотая рыба"(индийская народная сказка)

Тест по сказке « Золотая рыба»( индийская народная сказка)1.Что делали старик со старухой, когда старику не удавалось поймать рыбу?Ели кашуШли на базарГолодали...