Рабочая программа внеурочной деятельности «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
рабочая программа по чтению (4 класс)

Потемкина Людмила Леонидовна
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника. Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире. «Литературная гостиная» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей. Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Занятия предназначены для детей среднего школьного возраста (4 класс). В программе работы поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_gostinaya.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пречистенская средняя школа

                  Утверждено

                                                  приказом директора

от  «___»____________№ ____                                          

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»

                               Общеинтеллектуальное направление

Учитель: Потемкина Л.Л.

2018 год

Пояснительная записка

Программа  курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой  общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.

Данная программа является  актуальной  на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

    Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.      

    «Литературная гостиная»  предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.

   Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют  к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Занятия предназначены для детей среднего школьного возраста (4 класс).

   В программе работы  поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Основные принципы организации :

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

  Цель:

 развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление, развитие литературных, творческих способностей школьников.

 Задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • Развивать творческие способности;
  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
  • Приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
  • Развитие сочинительства;
  • Воспитание литературной грамотности.

                 

                  Формы проведения занятий:

  • беседы;
  • диспуты;
  • практические занятия «Творение слова»;
  • олимпиады;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • игры;
  • защита проектов.

Перечень упражнений, используемых на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.

         Методы и приёмы:

  • активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
  • пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • эвристический

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:

   В ходе занятий кружка  учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
  • уметь находить необходимые сведения в Интернете
  • уметь создавать кроссворд, тест

Описание места занятий на кружке  в учебном плане:

В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, 40 минут занятие для учащихся 4 класса.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Изучение кружкового курса обеспечивает:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;

— развитие литературного вкуса;

— осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;

— способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей  

Ожидаемые результаты:

занятия  должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие  термины,   анализировать  литературное произведение.  (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).

  • создавать и совершенствовать собственные творческие работы.

      Положительные результаты сформированности УУД  на занятиях кружка проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
  • в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
  • в формировании критического мышления;
  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные  результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 

Метапредметные результаты: 

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Предметные результаты: 

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию. 
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.


Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 

Материально-техническое обеспечение:

  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Тематическое планирование занятий  «Литературная гостиная»

Тема занятий

Кол-во часов

УУД

1

Вводное занятие «Сказочный указ».

О книге и библиотеке.

1

Регулятивные УУД

•Проговаривать последовательность действий на занятии.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

•Уметь пользоваться навыками литературного  языка:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им.

• Учиться согласовано  работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные результаты

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

2

 Рассказы Льва Николаевича Толстого, русского писателя

1

3

Рассказы Владислава Петровича Крапивина советского и российского детского писателя.

1

4

Рассказы Николая Николаевича Носова, русского писателя

1

5

Знакомство с детскими журналами. 90 лет назад (1924 г.)  вышел первый номер детского журнала  «Мурзилка»

1

6

Стихи Фёдора Ивановича Тютчева, русского поэта.

1

7

Рассказы русского писателя Павла Петровича Бажова

1

8

Басни Ивана Андреевича Крылова, русского писателя, баснописца

1

9

Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя

1

10

Международный день детской книги

1

11

Сбор  информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

2

12

Стихи и сказки  А.С.Пушкина.

1

13

Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок.

1

14

По дорогам сказок. Сказки народные.

2

15

Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»

1

16

Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»

1

17

Конкурс чтецов Стихотворений о войне.

1

18

По дорогам сказок. Сказки литературные.

2

19

Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина

1

20

Эрудит – лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева»

1

21

Брейн – Ринг «Басни И. А. Крылова»

1

22

Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.

1

23

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»)..

1

24

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

1

25

Занимательное литературоведение

1

26

Литературное казино

1

27

Библиотечная мозаика

1

Итого

34

Календарно –поурочное планирование  занятий

 «Литературная гостиная»

п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Тема занятия

1

08.09.

Вводное занятие «Сказочный указ».

О книге и библиотеке. Основные правила пользования библиотекой. Понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация».

2

15.09.

 Рассказы Льва Николаевича Толстого, русского писателя

3

22.09.

 Рассказы Владислава Петровича Крапивина советского и российского детского писателя.

4

29.09.

 Рассказы Николая Николаевича Носова, русского писателя

5

06.10.

Знакомство с детскими журналами. 90 лет назад (1924 г.)  вышел первый номер детского журнала  «Мурзилка»

6

13.10.

«Сердцу милая сторонка». Стихи Фёдора Ивановича Тютчева, русского поэта

7

20.10.

Рассказы русского писателя Павла Петровича Бажова

8

27.10

Басни Ивана Андреевича Крылова, русского писателя, баснописца

9

10.11.

 Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя

10

17.11.

Международный день детской книги.

11

24.11.

Сбор  информации о героях России, оформление по-стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

12

01.12.

Стихи и сказки  А.С.Пушкина.

13

08.12.

Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок.

1

14

15.12.

По дорогам сказок. Сказки народные.

15

22.12.

Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»

16

29.12.

Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»

17

12.01.

Конкурс чтецов. Стихотворения о войне.

18

19.01.

По дорогам сказок. Сказки литературные.

19

26.01.

Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина

20

02.02

Эрудит – лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева»

21

09.02.

Брейн – Ринг «Басни И. А. Крылова».

22

16.02.

Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.

23

01.03.

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

24

15.03

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

25

22.03.

Занимательное литературоведение

26

05.04

Литературное казино

27

12.04.

Библиотечная мозаика

28

19.04.

Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.

29

26.04.

Сказочный кроссворд.

30

03.05.

Тест « Работа с информацией».

31

10.05.

День славянской письменности и культуры. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент).

32

17.05.

Путешествие в страну Читалию!

33

24.05.

Путешествие по словарям «От А до Я»

34

30.05.

Отзыв на прочитанную книгу, дневник чтения. Подведение итогов.

Литература:

1.. О. Г. Черных Игровые уроки по литературе: 4 класс. – М.:ВАКО, 2008.

2.Маранцман В. Г. Изучение литературы. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997

3.Интернет-ресурсы

4.  О. А. Еремина. «Литературный кружок в школе. 4 класс».М., Просвещение 2011г

5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. М., Дрофа, 2008 

6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. М., Дрофа, 2008 

7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. М., Просвещение.1982г

8. Т. В. Матвеева. От звука до текста. М., У – Фактория. 2003г

9. Л. Е. Тумина. - Москва : Перспектива,   1995.

10. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литературная гостиная"

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литературная гостиная" с пояснительной запиской....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 4 класса....

внеурочная деятельность - литературная гостиная "В мире книг"

предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "В мире книг" для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостинная"

Рабочая программа внеурочной деятельности "литературная гостинная" для 2 класса. Программа расчитана на 1 год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Основной формой работы являются внеклассные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия вк...