Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
рабочая программа

Борисова Наталья Викторовна

Основной формой работы являются внеклассные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование компьютерных технологий). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti_literaturnaya_gostinaya.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

Пояснительная записка

 Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

- изменение характера чтения;

- преобладание «делового» чтения над «свободным»;

- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

 Сопровождение программы осуществляется на основе:

  • научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;
  • изданий краеведческой литературы;
  • фонда художественной литературы школьной и личной библиотек при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов;
  • Интернет.

Программа «Литературная гостиная» ставит своей целью углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
  • сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;
  • развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме;

Способы и средства достижения целей.

Основной формой работы являются внеклассные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование компьютерных технологий).

В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов:

- обзоры новых поступлений детских книг, периодических изданий;

- практические занятия;

- экскурсии, виртуальные;

- диспуты, читательские конференции;

- громкие чтения;

- литературно-музыкальные композиции;

- викторины, интерактивные викторины;

- читательские дневники;

- конкурсы рисунков и чтецов.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Программа «Литературная гостиная» разработана на 1 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 68  часов.

Программа «Литературная гостиная» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Литературная гостиная» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

- обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

- читать и пересказывать текст;

- учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты

- воспринимать на слух художественный текст;

-знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;

- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

- иметь представление о различных видах литературы.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

Читательский дневник является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. При ведении Читательского дневника ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой. Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение. Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Ежегодно проводится конкурс на лучшего читателя, где оценивается техника чтения «Лестница достижений», посещения школьной и городской библиотек, количество прочитанных книг и участие в литературных мероприятиях.

Тема

Практическая работа

1

Где живут книги?  Из чего состоит книга?

Экскурсия в библиотеку.

2

Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, скороговорки, песенки, небылицы, потешки.  

Разучивание скороговорок

3

Малые фольклорные жанры:   небылицы, потешки.  

 Сочинение небылиц. Инсценировка русских народных небылиц.

4-8

Русские народные сказки (по выбору учащихся)

Чтение учителем, слушание аудиозаписей, инсценировка эпизодов.

 9-12

Инсценировка сказки «Маша и медведь». Теневой театр

 Изготовление героев,  декораций.

 Распределение ролей, репетиции сказки.

 Показ сказки первоклассникам.

13

 Презентация своей любимой русской народной  сказки.

14 -15

 Составление кроссворда «Русские сказки»

 Придумывание вопросов.

 Оформление  кроссворда.

16-20

 Знакомство с творчеством  А.Л. Барто

Чтение учителем, учащимися, слушание аудиозаписей, инсценировка эпизодов.

21

Конкурс рисунков  « Мой любимый герой стихотворений  А.Л. Барто»

22-24

Проект «Я рисую книжку» (по произведениям  А.Л.Барто)

25

Знакомство с биографией А.Л.Барто

Составление кроссворда по произведениям А. Барто

26-30

 С. Михалков и дядя Степа.

Чтение учителем, учащимися,слушание аудиозаписей, инсценировка эпизодов. Характеристика героев.

31-32

 Знакомство с  творчеством С. Михалкова  

Конкурс  «Угадай героя Михалкова» (рисунок, пластилин)

33

Читательская конференция «Будь Человеком» (по произведениям С. Михалкова)

34-38

Знакомство с поэзией С.Я. Маршака

Чтение учителем, учащимися, слушание аудиозаписей, инсценировка эпизодов. Характеристика героев.

39

Создание иллюстраций к «Сказке о глупом мышонке» С.Я.Маршака.

40

Конкурс чтецов  (произведения Маршака)

41-44

Знакомство с творчеством К.И.Чуковского»

Чтение учителем, учащимися, слушание аудиозаписей, инсценировка эпизодов. Характеристика героев

45-46

Создание книжки малышки «От  двух до пяти. Милая детская речь»

47-48

Выпуск литературной газеты  «Чуковский детям»

 Работа в группах, изготовление коллажа  «Любимые герои»

49-50

Знакомство с детскими журналами «Мурзилка» и «Веселые ребята»

51-54

Сказки-несказки В.Бианки

Инсценировка эпизодов.

55

Конкурс кроссвордов по произведения В.Бианки.

56

Конкурс на лучшего читателя. Презентация читательского дневника.

6 часов

Посещение драматического театра г. Прокопьевска и музея театра

Обсуждение спектакля, обмен впечатлениями.

6часов

Посещение кукольного театра г. Новокузнецка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Чтение. Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе

Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литературная гостиная"

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литературная гостиная" с пояснительной запиской....

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...