Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №468

Выборгского района

Санкт–Петербурга

Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

Учитель:

Наумова Дарья Тагировна

Категория I

Санкт-Петербург

2021

Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: Создание условия для изучения произведения Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»

Планируемые результаты:

Знать:

ФИО автора

Как называется словарь, где можно посмотреть значение слов

Понимать:

смысл высказываний, поговорок

Применять:

Уметь высказывать свою точку зрения

Оценка:

Оценить свои знания, где они в жизни пригодятся

Задачи формирования УУД:

Предметные:

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;

- использовать средств языка и речи для получения и передачи информации.

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Объяснять смысл поговорок.

Характеризовать героев произведений, соотносить качества с героями произведений.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные:

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Оборудование:

Для учителя:

Учебник литературное чтение 2 класс 2 часть

Презентация

Наглядный материал

Раздаточный материал

Для учеников:

Учебник литературное чтение 2 класс 2 часть

Тетрадь

Ручка, карандаш, дневник


Регламент времени

Ход урока

Время

1.Орг.момент

2 мин

2.Актуализация знаний

5 мин

3.Объявление темы и цели урока

2 мин

4.Изучение нового материала

8 мин

5.Первичное чтение текста

11 мин

6.Проверка первичного восприятия текста

5 мин

7.Подведение итогов

1,5 мин

8.Домашняя работа

1,5 мин

9.Рефлексия

1,5 мин

10.Орг.момент

1 мин


1.Орг момент

Учитель: Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

- А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

Ученики: Они перестанут идти.

Учитель: Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится.

- Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

- Прочитайте глазами;

- Прочитайте медленно вслух;

- Прочитайте с утвердительной интонацией;

- Прочитайте выразительно;

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

2. Актуализация знаний

Учитель: Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде появляется название «И в шутку и всерьёз»).

Учитель: Произведения каких авторов мы читали?

Игра « Назови автора».

- Назовите автора.

3. Постановка темы и цели урока

Учитель: Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? (дети высказывают мнения)

Учитель: А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

4. Изучение нового материала

Учитель: Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

- Что пишет Драгунский? (стихи, сказки, басни, рассказы.)

- Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)

Рассказ учителя (7 слайд)

Драгунский Виктор Юзефович (30 ноября 1913г. — 6 мая 1972г.)  советский актёр и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.  Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актёром, режиссёром. Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном.

Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.

Самое главное придумывать весёлый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.

В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»).

Учитель: Каким был человеком В. Драгунский? (дети высказывают мнения) (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

Учитель: Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы. (дети высказывают свои мнения)

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Учитель: Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе. (вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю)

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

 Словарная работа.

Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»?

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Явное? - Открытое, откровенное.

Учитель: Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным? Ученики: высказывают своё мнение.

Учитель: Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.(Это человек, обладающий большой внутренней культурой). Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Учитель: Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор). - Что значит слово язвительный? (Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

5.Первичное чтение текста

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Учитель: Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

Учитель: Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».
Учитель: Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание рассказа до конца.

7. Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

- В каких словах выражена главная мысль рассказа?

- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Физкультминутка

8. Подведение итогов

Учитель: Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

Учитель: Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

Учитель: Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

Учитель: Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?(высказывания детей)

Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска?

( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

Учитель: Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Учитель: Какая проблема волнует автора?

( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

Учитель: Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

9.Домашняя работа

Составить цитатный план этого рассказа. Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

Впишите в кружки соответствующие цифры.

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

Пересказ, по желанию нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку

9. Рефлексия.

Учитель: Закончите одно из предложений:

Было интересно…

Я понял(а), что…

Меня удивило…

Я сделал(а) вывод, что…

Мне захотелось…

Учитель: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №468 Выборгского района Санкт–Петербурга Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным» Учитель: Наумова Дарья Тагировна Категория I Санкт-Петербург 2021

Слайд 2

«И в шутку и в серьез»

Слайд 3

Борис Владимирович Заходер Валентин Дмитриевич Берестов Песенки Винни-Пуха

Слайд 4

Виктор Юзефович Драгунский

Слайд 5

Драгунский Виктор Юзефович

Слайд 6

не мешке утаишь в Шила. Шила в мешке не утаишь.

Слайд 7

«Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...

конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о жизни и творчестве писателя В. Драгунского; составление плана по произведению «Т...

Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи:- познакомить учащихся с содержанием рассказа- формировать...