Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кравченко Галина Борисовна

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 1 класс

Тема урока: «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» . Методы: продуктивный, частично-поисковый.

 

Цель: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;

Задачи:

образовательные: учить звуковому и сравнительному анализу слов; способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; расширить знания детей об окружающем мире. развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре; развивать

познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи.

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России; воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuchenie_gramote_1_klass.docx83.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» .

урок разработан в технологии деятельственного метода с учѐтом формирования универсальных учебных действий

Учитель: Рыканцева Ольга Васильевна

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 1 класс

Тема урока: «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» . Методы: продуктивный, частично-поисковый.

Цель: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;

Задачи:

образовательные: учить звуковому и сравнительному анализу слов; способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; расширить знания детей об окружающем мире. развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре; развивать

познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи.

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России; воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • проявление интереса к содержанию урока;
  •         уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения строительства Москвы для развития нашего Отечества;
  • проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю;
  • проявление любознательности к изучаемому материалу;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
  • формировать умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
  • развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
  • выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации;
  • тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.

Регулятивные:

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  • формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;
  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные результаты:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
  • соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
  • уметь моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы;
  • продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку; учебник «Русская Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий, карточки с буквами и слогами, карточки «Составьте слова по схеме».

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Огрмомент. Самоопределение к деятельности.

Цель:

создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в

учебный процесс.

Звенит звонок, зовѐт звонок. Пора нам начинать урок.

Мы умные, мы дружные,

Мы старательные, мы внимательные, Мы в 1 классе учимся.

Всѐ у нас получится.

-Я рада приветствовать вас. Пусть в нашем классе будет светло, будет уютно и очень легко.

-Я улыбнулась Вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

-Поэтому я вас прошу быть внимательными, активными.

- Мы продолжаем путешествие по Стране звуков и букв. Нам предстоит раскрыть тайны родного языка, расширить знания о нашей Родине.

Прозвенел школьный звонок.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Подготовка класса к работе.

Обучающиеся садятся на свои места.

Регулятивные:

обеспечение

учащимся организации их учебной

деятельности.

Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка

Коммуникативные:

планирование учебного

Правила работы: 1.Не выкрикиваем

2.Мы слышим друг        друга. 3.Учимся работать сообща.

- Эпиграфом урока будет одна пословица. А прочитать ее сможете, только поднявшись по ступенькам знаний.

« Мало уметь читать, надо уметь думать».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Хорошо читающий ученик читает пословицу.

Высказывание учеников.

сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

проявление        интереса        к содержанию урока.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме.

Актуализация знаний.

Цель:

организовать подводящий или побуждающий

диалог по проблемному объяснению нового знания.

  • Посмотрите внимательно на доску:

а                мо                му                и                ы        ми у                о                ма                ме

м        е        мы

  • Разделите записи на 2 группы.

-В первую группу – буквы,

- во вторую – слоги – слияния.

Познавательные:

выделение существенных признаков, классификация; сравнивать предметы, объекты;находить общее и различие.

Постановка учебной задачи.

Цель:

работа с буквами.

-Поработаем с буквами. Найдите «лишнюю» букву.

-Какая проблема у нас возникла?

-Что вы будете изучать сегодня на уроке, уже догадались?

-Правильно, вы узнаете о согласных звуках [м] и [мʼ] и буквах «м», «М».

-Какие цели вы сегодня поставите? Что нового хотите узнать?

Называют буквы. Объясняют выбор.

-Встретилась новая буква.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, помогаю формулировать цели занятия.

-Букву М.

Озвучивают цели и задачи урока.

-Цель нашего урока…

-Я хочу узнать…

-Я буду…

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

(определять границы знания/незнания)

Регулятивные: определять и формулировать цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Открытие нового знания.

- Прочитайте слоги. Какое задание вы можете предложить?

-Что общего в этих слогах?

-Давайте разделим их на 2 группы.

Обмениваются мнениями,

слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: формирование умений анализировать,

устанавливать причинно- следственные связи; развивать умение

сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов. Предметные:

соотносить понятия звук – буква, уметь

характеризовать данные звуки, слышать их в слове.

Познавательные: решение проблемы,

конструирование печатных букв.

Коммуникативные:

коммуникация как сотрудничество.

Цель: познакомиться со звуками [м], [м’] и буквой,

обозначающей их на письме.

- По какому признаку выделили группы?

МА        МИ

МО        МЕ МУ

МЫ

Распределяют слоги.

-Назовите слоги, которые являются словами.

Работа с конструированием большой и малой букв «м».

- Ребята, на что похожа буква «м», «М»? (на слайде буква «М» и рисунки)

-мама, мы, мима, маме.

Смотрят слайды, отвечают.

Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали.

         В. Степанов

- Возьмите элементы-шаблоны печатных букв «м», «М» и сконструируйте из них буквы «м», «М».

Конструируют печатные буквы

«м», «М».

- А теперь посмотрите у соседа, правильно ли он выполнил, помогите ему в случае необходимости.

Взаимопроверка.

Физкультминутка

Цель:

смена вида

деятельности учащихся,

формировать ЗОЖ.

Ребята, давайте немножко отдохнем.

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные)

Выполняют упражнения

Личностные:

осознают важность

сохранения и укрепления здоровья.

«Открытие»

учащимися

-Назовите первый звук в слогах правой группы. [м']

Произнесем его. Дайте характеристику звуку.

-Звук [м']

Познавательные:

умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Регулятивные:

умение        работать        по предложенному алгоритму.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других.

нового знания.

- Произнесите этот звук, повернувшись друг к другу лицом. Проследите за артикуляцией.

- [м']  Выполняют действия

Цель: создание условий для усвоение обучающимися нового материала.

  • Какой общий вывод можно сделать?

( Побуждает к высказыванию своего мнения.)

  • Найдите эту букву в алфавите в «Азбуке».

-Что скажете о месте нахождения буквы «М»?

  • Молодцы!

- Звук [м']-согласный, мягкий, звонкий.

-Она согласная.

-Буква М – не парная.

  • А сейчас я предлагаю вам отправиться на экскурсию в очень красивый город - Москву.
  • Произнесите слово «Москва». Что вы заметили?

  • Что вы еще можете сказать об этом слове как о единице речи?
  • Мы с вами уже совершали заочное путешествие по Москве на уроке окружающего мира. Расскажите нашим гостям, что вы знаете о Москве.

-Москва.

-Пишется с большой буквы – имя собственное.

Учащиеся рассказывают о Москве.

Чтение

стихотворения о Москве.

-«Москва»… это слово живет в сердце каждого россиянина. Во все времена поэты и художники воспевали этот прекрасный город.

Познавательные: расширение кругозора младших школьников.

- Послушайте замечательное стихотворение о Москве.

Люблю Москву, люблю Москву За всѐ, что в жизни мне дала!

Люблю Москву – мою Москву: Еѐ высотки, купола…

Еѐ соборы и дворцы, Еѐ театры и музеи,

Весну, когда поют скворцы,

В осеннем золоте аллеи. (Е. Яхницкая)

Создает эмоциональный настрой на прослушивание стихотворения

Личностные: проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю; проявление любознательности к изучаемому материалу.

Рассказ учителя о Москве.

-Более 850 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля.

СЛАЙД

-Он был из толстых дубовых бревен.

СЛАЙД

-А потом его построили из белого камня, и Москва стала называться белокаменной.

СЛАЙД

-Сердцем Москвы является Красная площадь. У Кремля есть 20 башен. Самая красивая из башен Московского Кремля Спасская.

СЛАЙД

  • На территории Кремля находятся        Царь-пушка и Царь- колокол.

СЛАЙД

  • На Красной площади находится Покровский собор, известный всем под другим названием Храм Василия Блаженного.

СЛАЙД

Известна во всем мире своей удивительной коллекцией картин Третьяковская галерея. Москва относится к числу самых крупных городов мира.

Создает эмоциональный настрой на прослушивание информации о Москве

Познавательные: расширение кругозора младших школьников.

Словарная работа.

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

В современном языке часто применяют к Москве такое слово, как «МЕГАПОЛИС».

-Как вы думаете, что означает это слово?

Мегаполис – «мега» - большой, огромный; «полис» - в переводе с древнегреческого языка «город,

государство».

Учащиеся высказывают свои предположения.

Познавательные:

выдвигать гипотезы и предположения; учиться выяснять значение новых слов.

Первичное

закрепление материала.

Цель: усвоение и применение нового знания.

-Откроем азбуку на стр. 24.

-Предлагаю вам вместе с героями нашего учебника Мишей и Машей изучить новый звук и новую букву, научиться читать слоги и слова с буквой «м».

-Произнесем хором звук [м] в слове мыл.

Как располагаются органы речи?

Дети открывают учебник.

-Губы сжимаются, зубы не

соприкасаются, язык находится в свободном положении.

Коммуникативные:

умение работать в парах, группах, контроль, коррекция, оценка

действий.

Встречает ли воздух преграду? Если да, то какую? А раз встречает значит это какой звук?

Что мы слышим при произнесении шум или шум с голосом? Какой это звук звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Дайте характеристику звуку [м].

-Встречает. Губы сжаты.

-Согласный.

-Согласный, твердый, звонкий.

Регулятивные:

самоконотроль процесса и результатов деятельности.

  • Произнесем хором звук [мʼ] в слове мил.
  • Дайте полную характеристику данному звуку. Ответ напишите на листочках (которые уже заранее раздали) Организует работу в парах.

-Составьте слова по звуковым схемам:

-Согласный, мягкий, звонкий.

 

Познавательные: работа с дидактической иллюстрацией, умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения.

 

- А теперь поменяйтесь листочками, и проверьте у своего товарища по эталону.

Взаимопроверка.

А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока:

«Мало уметь читать, надо уметь думать».

- Правы ли оказались мы в своих первоначальных

рассуждениях?

- Удалось ли нам выполнить поставленные в начале

урока задачи?

-Да.

-Значит, вы поднялись еще выше на ступеньку «лестницы

знаний».

Итог урока. Рефлексия.

Цель:

зафиксировать

содержание урока; организовать рефлексию и

самооценку учениками

собственной учебной деятельности

-Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке.

-Я рада, что вы сегодня старались, внимательно выслушивали ответы друг друга, не повторяли ответы других, хорошо анализировали.

  • А вам понравилось, как мы се сегодня работали?
  • Что особенно вам понравилось?
  • Кого вы хотели бы поблагодарить?
  • Что нового узнали?

-Передайте свое настроение с помощью соответствующего смайлика.

Открытость учащихся в

осмыслении своей деятельности.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме .

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной ретроспективной оценки.

Определяют своѐ эмоциональное состояние на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

(Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.)

1.

  1. Аа, Оо, Уу, Мм, Нн…

3.

  • все удалось

  • неплохо поработал, но что-то не совсем получилось
  • сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.

Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'],  буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...

Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.

Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов,  запоминает букву Лл;  читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

Конспект урока по обучению грамоте "Сопоставление согласных звуков [г,г\'] [к,к\']"

Данная разработка поможет учителю объянить первоклассника понятие"парные звонкие и глухие согласные"....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: " Звук [й\'] и буква й" 1 класс

Технологическая карта урока обучение грамотеТема: " Звук [й\'] и буква й"Цель:·        Научать характеризовать звук [й‘].·        З...