Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Грищенкова София Кирилловна

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 08.04.2021

Класс: 2

Дисциплина: литературное чтение

Учитель: Николаева Алла Александровна

Практикант: Грищенкова София

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Тип урока: открытия нового знания

Цели:

Содержательная: углубление представлений учащихся о творчестве Б. Заходера;

Деятельностная:.формирование умения определять главную мысль стихотворений  

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение читать выразительно, осознанно, без искажений, передавая своё отношение к прочитанному передавая своё отношение к прочитанному;

2. Развивать умение объяснять смысл пословицы

3. Развивать умение соотносить иллюстрации учебника с текстом произведения

Развивающие:

1. Развивать умение понимать смысл произведений;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

4. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

Воспитательные:

1 Воспитывать любовь к чтению, понимание значения книг в жизни человека.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, понимание того, что планета Земля - наш общий дом.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать выразительно, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному передавая своё отношение к прочитанному;

2. Развивать умение объяснять смысл пословицы

3. Развивать умение соотносить иллюстрации учебника с текстом произведения

Личностные:

1. Понимание значения книг в жизни человека.
2. Понимание того, что планета Земля - наш общий дом, надо бережно относиться к природе

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение понимать смысл произведений.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

Оборудование: слайды презентации, учебник,  книги Б. Заходера

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 130-133

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

2.2. Рассказ об авторе

2.3. Просмотр мультфильма

2.4. Выставка книг

3. Этап выявления места и причины затруднения

Формулирование проблемы урока

4. Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения Б. Заходера «Товарищам детям»

5.1. Антиципация по заглавию стихотворению

5.2. Выразительное чтение учителем

5.3. Проверка первичного восприятия

5.4 Беседа по содержанию стихотворения

5.5. Работа с иллюстрацией учебника

5.6. Выразительное чтение стихотворения по частям

6. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения Б. Заходера «Что красивее всего?»

6.1. Антиципация по заглавию

6.2. Чтение стихотворения про себя

6.3. Проверка первичного восприятия

6.4. Беседа по содержанию

6.5. Чтение с остановкой

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Инсценирование стихотворения «Что красивее всего»

7.2. Сопоставление главной мысли стихотворения и  высказывания А.С.  Пушкина

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия

8.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на

личностно-значимом уровне «Хочу,

потому что могу» ИЛИ: создание

условий для возникновения у

обучающихся внутренней потребности

включения в УД

Приветствие

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

-Меня зовут София Кирилловна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я

1.2. Работа с пословицей

Книги не говорят, а правду сказывают  СЛАЙД

-Прочитает пословицу

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Ребята, для чего нужно читать?

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы?

- Молодцы, проверим немного поздне

Приветствуют

Читают

Объясняют

Фронтальная

ПР2

Л1

К1

2. Этап актуализации и пробного

учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной

деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся,

организация осознания ими внутренней

потребности к построению учебных

действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном

действии.

2.1. Речевая разминка

-Прочитайте отрывок из стихотворения СЛАЙД

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов!

-Как вы думаете, почему я взяла именно эти строчки?

-О чем вы подумали, прочитав эти строчки?

-Как бы вы прочитали эти строчки?

-прочитаем тихо,

- прочитаем громко,

- прочитаем ласково

- прочитаем строго

Какое чтение вам больше понравилось?

2.2. Рассказ об авторе

-Опишите, каким вы представляете автора этого отрывка

-Как вы думаете, кто написал этот отрывок?

-А я вот знаю, кто написал это стихотворение.

-Догадались кто это?!

-Тогда даю подсказку (портрет)

СЛАЙД

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d37/000020be-f0b3400c/img37.jpg

-Как зовут писателя?

-Какие произведения этого писателя вы читали СЛАЙД

В детстве Б. Заходер,  был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Зато он все время читал и еще очень любил животных. Поэтому Борис не разлучался со знаменитой книгой немецкого ученого Альфреда Брема «Жизнь животных» и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Начал Б. Заходер с переводов. Настоящего Винни-Пуха придумал Алан Александр Милн, английский писатель, а перевел эту книгу Б. Заходер,.

2.4. Просмотр мультфильма

-Ребята, посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, кто его перевел его на русский язык?

2.5. Выставка книг

-Как вы видите, Б. Заходер много написал книг. Б. Заходер не только писал, но и переводил.

Читают с разной интонацией

-добрым, любит животных

Заходер Борис Владимирович

слушают

Б.В. Заходер

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР1

Л1

К1

К1

3. Этап выявления места и причины

затруднения

Задача: организация анализа учащимися

возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или

способностей

Формулирование проблемы урока

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем занимать на уроке?

(будем читать произведения Б. Заходера)

-Какова же проблема нашего урока?   (узнать, о чем эти стихотворения, какова главная мысль)

-Откройте учебники с.130-131

-У нас будет не 1 стихотворение, а 2 стихотворения

-будем читать произведения Б. Заходера

узнать, о чем эти стихотворения, какова главная мысль

 Фронтальная

Р1

К1

4. Этап построения проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей учебной

деятельности и на этой основе – выбор

способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

-Какова же тема урока?

Произведения Б. Заходера «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»

4.2. Формулирование цели урок

-Какую цель мы перед собой поставим?

Познакомиться с произведениями Б. Заходера «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»  и понять главную мысль произведений.

4.3. Планирование своей деятельности

-Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

 

Произведения Б. Заходера «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»

Познакомиться с произведениями Б. Заходера «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»  и понять главную мысль произведений.

будем прочитаем выразительно, отвечать на вопросы

Фронтальная

 

К1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения Б. Заходера «Товарищам детям»

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Антиципация по заглавию стихотворению

-Как вы думаете, о чем будет говориться в стихотворении?

-Давайте проверим ваши предположения

5.2. Выразительное чтение учителем

5.3. Проверка первичного восприятия

-Какое настроение передает нам автор?

-Что радует поэта?

 5.4 Беседа по содержанию стихотворения

-Какой секрет открыл читателям поэт?

-Когда становится светлее на свете?

-Что об этом говорится в стихотворении?

-Как автор обращается к детям?

-Почему Б. Заходеру нравится, когда смеются дети?

5.5. Работа с иллюстрацией учебника

-Рассмотрите иллюстрации.

-Подходят ли иллюстрации к нашему стихотворению?

-Помогают ли иллюстрации, передать настроение стихотворения?

  Художник намекает на то, что чтение книг - это такое же увлечение, как и игра с игрушками

5.6. Выразительное чтение стихотворения по частям 

-Давайте постараемся перечитать текст стихотворения

-С какой интонацией будем читать стихотворение?

-Сколько частей имеет стихотворение?

-1 часть: таинственно, завораживающе, интригующе

-2 часть: весело, радостно

       Дети  читают ***

-Чье выразительное чтение понравилось больше, почему?

Автор нам что-то будет говорить, учить чему-то

Радостное, веселое

То, что дети читают

-Чтение книг: познавательно, увлекательно, интересно

Когда дети читают, т.к. из книг они многого узнают

-«Товарищам детям»: уважительно, обращается, как к взрослому человеку

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

К1

ПР3

ПР1

К1

6. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения Б. Заходера «Что красивее всего?»

Задача: углубление

Восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Антиципация по заглавию

-Как вы думаете, о чем будет говориться в стихотворении?

-Давайте проверим ваши предположения

6.2. Чтение стихотворения про себя

      Дети читают ***

6.3. Проверка первичного восприятия

-Какое настроение передает автор в этом стихотворении?

Почему?

6.4. Беседа по содержанию

-Какой вопрос волнует Бориса Заходера? 

- Почему он решил найти на него ответ? 

- Смог ли Б. Заходер на него ответить?

-Заметили ли вы, что названия животных, трав написаны с большой буквы? Почему? 

- К кому он обратился за помощью? 

- Что считали самым красивым животные и растения, к которым он обращался?   

- Кто мог славить поля? 

- Кто мог сказать, что самое красивое-полярные льды? 

- Кто мог считать самым красивым горы? Степь? Мерцанье звезды? 

- Что вы считаете самым красивым? 

- Так можно ли ответить на вопрос: «Что красивей всего?»

 Каждый из нас считает красивым то, что ему нравится.

6.5. Чтение с остановкой

Что красивее всего?

Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
/ Как вы понимаете выражение  «ни с того ни с сего?» (внезапно)
— А ну-ка скажи,
Что красивей всего?

Да, вот так вопрос:
«Что красивей всего?»
Ответить
Я сам не сумел на него.
 / Почему не сумел ответить (т.к. у каждого из нас свои идеалы)

И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.

Деревья и Травы
Сказали в ответ:
— Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
/ Почему так ответили деревья и травы? (т.к. они живут этим)

— Да что же прекрасней
Ночной темноты?! —
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…
 / Почему так ответили Совы, Сычи и Кроты? (т.к. их жизнь начинается ночью)

— Леса! —
Отвечали мне
Волк и Лиса.
 / Почему так ответили Волк и Лиса?(т.к. это их дом)
Орел свысока
Процедил:
— Небеса
! / Почему так ответил Орел? (потому, что он чувствует себя властелином небес)

— По-моему, море! —
Ответил Дельфин. /
 Почему так ответил дельфин? (т.к. это его дом)
— Мой хвост, без сомнения! —
Крикнул Павлин.
/ Почему так ответил Павлин? посмотрите на картинку, его хвост всеми цветами переливается

Спрошу Мотылька —
Отвечает:
— Цветок! —
/ Почему так ответил мотылек? (т.е. мотылек питается)
Спрошу у Цветка —
Говорит:
— Мотылек! —
 / Почему так ответил мотылек? (т.е. мотылек опыляет цветок, а затем появляются новые цветки, посмотрите на  картинку)

Кто славит поля,  / Предположите,  кто славит поля?
Кто — полярные льды,
/ Предположите,  кто славит полярные льды?

Кто — горы, кто — степь, / Предположите,  кто славит горы, степь?
Кто — мерцанье звезды…
/ Предположите,  кто славит мерцанье звезды?

А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы…

И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?»
/ Так почему же  автор не сумел ответить на этот трудный вопрос?

А как бы вы ответили на этот вопрос « Что красивее всего?»

-расскажут о том, что же красивее всего

радостное

-«Что же красивее всего»

-т.к. его ребенок спросил у автора

нет

 да, т.к. автор относится к ним, как к живым

каждый говорил свое

У каждого из нас свои предпочтения, свои идеалы

Внезапно, неожиданно

Почему не сумел ответить (т.к. у каждого из нас свои идеалы

Почему так ответили деревья и травы? (т.к. они живут этим)

Почему так ответили Совы, Сычи и Кроты? (т.к. их жизнь начинается ночью)

Почему так ответили Волк и Лиса?(т.к. это их дом)

Почему так ответил Орел? (потому, что он чувствует себя властелином небес)

Почему так ответил дельфин? (т.к. это его дом)

Почему так ответил Павлин? посмотрите на картинку, его хвост всеми цветами переливается

Почему так ответил мотылек? (т.е. мотылек питается)

/ Почему так ответил мотылек? (т.е. мотылек опыляет цветок, а затем появляются новые цветки, посмотрите на  картинку

Предположите,  кто славит поля?

Предположите,  кто славит полярные льды?

Предположите,  кто славит горы, степь?
Предположите,  кто славит мерцанье звезды?

Предположите,  кто славит мерцанье звезды?

Так почему же  автор не сумел ответить на этот трудный вопрос?

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

К1

ПР1

П1

К1

К1

ПР1

К1

ПР1

Л2

ПР3

К1

ПР1

К1

Л2

Р1

7. Этап обобщения и

интерпретации

Задача: уточнение идеи

произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Инсценирование стихотворения «Что красивее всего» (14 персонажей)

-Сейчас мы с вами будем главными героями этого стихотворения, но для начала я раздам вам ваши роли.

-Посмотрите внимательно, где вы читаете. Даю вам минуту, чтобы подготовиться.

 «Итак, пьеса по стихотворению Б. Заходера «Что красивее всего» исполняют учащиеся 2 класса Трубчевской гимназии. Начали»!

-Уважаемые зрители, если вам понравилось выступление артистов, то  похлопайте им.

-Ребята, что же хотел сказать этим стихотворением Б. Заходер? (самое красивое то, что ты любишь у всех свои предпочтения)

7.2. Сопоставление главной мысли стихотворения и  высказывания А.С.  Пушкина

-Теперь, ребята, вспомните стихотворение «Товарищам детям» и скажите,  подходит ли выражение А.С. Пушкина к стихотворению «Чтение – вот лучшее учение»? СЛАЙД

-Как вы думаете, можно ли сказать, что  слова А.С. Пушкина отражают главную мысль стихотворения? Почему?

Готовятся

самое красивое то, что ты любишь у всех свои предпочтения

да

да, т.к. читая книгу, мы многое узнаем, это увлекательно, получаем какой-либо урок

 

Фронтальная

Индивидуальная

ПР1

К1

П1

8. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Подведение итогов

-Какова цель урока?

-Чему учит стихотворение «Товарищам  детям»?

-Чему учит стихотворение, какой урок преподал Б. Заходер в стихотворении «Что красивее всего»

-Ребята, давайте вспомним пословицу, которая у нас была в начале урока. Так почему я начала урок с этой пословицы?

Книги не говорят, а правду сказывают

-Подумайте и поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке  

8.2. Домашнее задание

Выразительное чтение обоих стихотворений

Спасибо за урок. До свидания.

-понять главную мысль произведений «Товарищам детям», «Что красивее всего?»

-нужно читать

-каждый из нас имеет свои идеалы, предпочтения, желания

Т.к. читая книги, мы не только узнаем что-то новое, но и учимся чему-то у главных героев

Самооценка

 

Р2

К1

П1

Л2

Л1

ПР2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»...

Технологическая карта урока чтения 2 класс. Б. ЗАХОДЕР «ТОВАРИЩАМ ДЕТЯМ», «ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?»

Создать условия для ознакомления со стихотворениями Б. Заходера.Способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту...

Конспект урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?»» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера;развитие умения работать с текстом, выразительно читать.Планируемые результатыПредметные:знать биографию Б. Заходера и ег...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»" 2 класс

Тема: Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»Цели деятельности: знакомство детей с творчеством Б.В. Заходера; раз­витие и совершенствование навыков выразитель...

Конспект урока на тему: Б. Заходер "Товарищам детям". Что красивее всего?"

Б. Заходер "Товарищам детям". Что красивее всего?...

«Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего»

Технологическая карта урока: «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего»...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...