Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока  литературного чтения. по теме А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке"  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Технологическая карта

Класс

2

Предмет

Литературное чтение

         На уроке литературного чтения  ученики вспоминают сказки А.С.Пушкина, анализируют  содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», определяют последовательность событий, характеризуют героев сказки на основе их поступков.

                Работа организована в группах по 4 человек. Креативность  проявляется при выдвижении  аргументов при выборе характерных черт героев  на основе их поступков, речи. Критическое мышление при обсуждении и обобщении  разных идей, придуманных  учениками.  

Предпочтительное время проведения активности:

1 урок

Предметно-специфические навыки:

Установление причинно – следственных связей,  решение проблем, выявление особенностей поступков героев,  обобщение  особенностей сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыке»

Учебная программа и цели

Учебные цели

создание пространства для осознания и осмыслениянравственного урока сказки, главного её смысла, выявления знаний о характерах героев, их поступков,  особенностей сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыке»

Критерии оценки

Количество и качество поисковых вопросов в процессе обсуждения

Логическое обоснование способов проверки гипотез с использованием имеющегося материала

Качество вопросов  на этапе обсуждения  и критического анализа полученных результатов

Связь с учебной программой

Тема и главная мысль произведения, построение произведения, последовательность событий,  воспроизведение текста произведения,   уроки сказки.

Связь с другими предметами

Окружающий мир,  русский язык, русский родной язык.

Универсальные учебные действия

Предметные:определять последовательность событий в литературной сказке, характеризовать героев сказки

Личностные: проявлять интерес к творчествк А.С.Пушкина; осознавать, что А.С.Пушкин – великий русский писатель и поэт, гордость России,  проявлять  положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в соответствии с заданием;

Познавательные:   добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт;

сравнивать, находить сходства и различия, выделять существенный признак,

Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

Коррекционно-развивающая: формирование умения  выделять главную мысль;  обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

Используемые оценочные инструменты

Оценочные инструменты (рубрики 4К)

Листы наблюдений

Листы оценивания

Ресурсы

Веб и печатные материалы

Листы групповой работы

Тексты заданий

Учебник

Проектор для демонстрации презентации

Компьютер

Раздаточные материалы

Наглядная демонстрация (таблицы, рисунки, схемы, копии, иллюстрации и др.)

Тексты для речевой разминки

Карточки для работы в группе

Карточка  для закрепления изученного материала

Иллюстрации к сказке

Схема сюжета сказки

                                                                 План реализации

Шаг

Продолжительность

Роли учителя и учащегося

Параметры оценивания

1

7

Эмоциональный настрой.

. -Здравствуйте, ребята. Сегодня  у нас на уроке присутствую гости. Обернитесь и поприветствуйте гостей.  

Садитесь поудобнее… Ни кому не тесно?

Мы постараемся, чтоб Вам было интересно.

 - Думаю, что в каждом из нас присутствует тяга к неизведанному. Согласны? (да) 

- Хотите её реализовать? (да)

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка

Там Баба яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки, горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

- Прочитайте медленно.

- Поделитесь ощущениями.

-Прочитайте с чувством страха, весело, словно убегая.

Критичность

Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы

Количество адекватных

обоснований своего мнения

Желание учащихся участвовать в активной деятельности, умение сотрудничать

2

8

 (На доске коллаж из рисунков, аппликаций  к «Сказке о рыбаке и рыбке», портрет  А..Пушкина)

- Ребята, Над какой сказкой мы работаем?

- Сформулируйте  тему урока.

-Предположите,  о чем сегодня мы будем говорить? - Можно сказать, что мы продолжим знакомство с героями сказки  А.П.Пушкина (О героях  «Сказки «А.С.Пушкина,)

Предлагаю определить задачи урока.(Ученики выдвигают следующие задачи:

- Узнать подробнее о героях произведения, охарактеризовать их). 

- И так, сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим об образах главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. - Я уверена, что для вас это будет очень интересно и увлекательно Готовы? (да)

-Закройте глаза, произнесем волшебное заклинание….   (КЛИК музыкальная заставка «В гостях у сказки»)

- А. С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценных строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы между светлым и тёмным миром, между добром и злом.

- Ребята, давайте вспомним. Что такое сказка? (Сказка – это произведение с выдуманным, фантастическим сюжетом)

- К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»? Докажите.

 -Ребята на сегодняшнем  уроке, будем учиться характеризовать главных героев сказки.

- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе? Думать, размышлять, доказывать. Попробуем выяснить какой характер у каждого героя.

Свои ответы нужно доказать словами из текста.

Желание

принимать и оспаривать чужие идеи.

Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы

Количество адекватных

обоснований своего мнения

3

10

Учитель предлагает выполнить задания. 

Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку

 предлагаю ответить на вопросы по содержанию текста.

Попрошу подойти  представителя от группы за конвертом, познакомиться с листом – инструкцией и выполнить 1-е задание. Отвечать можно своими словами или цитатами из сказки.

Ученики выполняют задания в листах групповой работы.

1-я группа

Ответьте на вопросы.

1. С какой сказкой познакомились?________

2.Где жили старик и старуха? ________________
3. Чем занималась старуха? А старик? _______________
4. За что старуха бранила старика?__________
5. Почему старуху не устраивали дары от рыбки? _________
6. Чем отплатила рыбка старухе?________________

Подумайте, на чьей стороне симпатии автора

2 задание

Восстановите порядок желаний старухи.

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

5) Требует избу.

6) Хочет быть владычицей морскою..

Ответ:  __________________________

3 задание.

1 группа

Подчеркните слова, которыми можно описать старуху: добрая, злая, жадная, завистливая, алчная, своенравная, сварливая. неблагодарная.

Составьте словесный портрет старухи.

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о поступках героя

2группа

Ответьте на вопросы.

1.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?______________

2.Что сделал старик, поймав золотую рыбку?_________

3.Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз….?

4.Почему несколько раз возвращался к морю?__________

5.Почему с каждым разом море волновалось всё больше?_

6. За что наказала старика рыбка? __________

Подумайте, на чьей стороне симпатии автора

2 задание. -Ребята, каким цветом можно передать настроение, состояние моря?

Расположи строки по порядку:

_____ На море сильная буря

_____ Море слегка разыгралось

_____ Не спокойно синее море

_____ Почернело синее море

_____ Помутилось синее море…

3- задание.

Подчеркни слова, которыми можно описать старика: глупый, безвольный, ласковый, покорный, сильный, уважительный, кроткий,

Составьте словесный портрет старика.

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о поступках героя

( Что старик делал плохо?).

Активность в групповой работе Способность аргументированно относиться к противоположному

мнению

Качество представленной презентации.

Качество оценки выполненных другими группами проектов

Количество адекватных

обоснований своего мнения

Качество и количество

вопросов и критических

замечаний в адрес других групп

Количество адекватных

обоснований своего мнения

4

10

-Обсудим:

- Как живут? (бедно)

- Что могло изменить их жизнь?

- Символом чего является рыбка? (случай, шанс, удача,  возможность изменить к новой жизни)

- Как могла бы измениться  история старика и старухи?

- Но сказка – то о рыбаке и рыбке?

-Подумайте, какие взаимоотношения между стариком и старухой?

- Почему отпустил рыбку? (испугался)

Какими словами отпускает рыбку. Прочитайте (Плыви с Богом)

- Во времена Пушкина люди были верующие). «Да убоится жена мужа.. библейское изречение.»

- Как ведет себя старуха? (Бранится, ругает, кричит)

- Зачем  попросила корыто? (хоть бы взял, затем избу..Не знает сама чего хочет)

- Зачитайте  слова и предложения из текста те, которые старуха говорил старик о старухе.

(- Судя по тем словам, которые старик говорит о старухе, какой она была? (вредная, жадная, сварливая, грубая, глупая, требовательная, корыстная, злая).

- А что же старик, хозяин? -Почему старик не откажется ходить к морю или не загадает желание для себя? (Он покорно идет, просит, не перечит, любит жену свою, много лет вместе).

-Всегда ли старик покорный? Подтвердите чтением.

- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

- А почему народ над старичком насмеялся и говорил

“Не садися не в свои сани!”

Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

- Вспомните, что значит «белены объелась»?

- Почему могла насмешить? 

Зачитайте  слова и предложения из текста те, которые старуха говорила о старике.

- Каким, по словам старухи, был старик? Это говорит о нем как о глупом, простоватом человеке? (бедным, безотказном, послушным, ласковым, вежливым, добрым).

- Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

Какую ошибку, на ваш взгляд допустил старик?

Учитель предлагает выполнить  следующее задание, тем самым закрепить материал.

Работаем в группах: Выполнить 3-е задание в листе групповой работы.

-Рассказать какой старик.  (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)

Выступление групп.

- Изменилась жизнь стариков? Почему? Выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно обозначает? 

Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?

- Ребята, подумайте, когда  в каком случае, с человеком перестают разговаривать? Перестают уважать)

- Какой же урок преподал нам великий поэт?

-  Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?   (за трусость и безволие)

 - Безвольность (отсутствие воли) – отрицательная черта. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты только в том случае, если это оправдано. Но в сказке А. Пушкина у старика не хватало смелости противостоять жадной старухе. Он не смел ей перечить, слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

ВЫВОД

- В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки?

Много хочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

 Жадность всякому горю начало.

Ненасытному всё мало

Дайте совет героям сказки. (Кукла надевается на руку)

Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы

Количество адекватных

обоснований своего мнения

5

5

Рефлексия

Я узнал...

Меня удивило...

Мне интересно...

А. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок вы извлекли из сказки?

Сказка заставила меня  задуматься…

.

Фронтально: анализируют и осмысливают, проговаривают достижения.

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение сказки.

1. На уроке я работал:

С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:

Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:

Интересным / неинтересным

ЛИСТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

1-я группа

ЗАДАНИЕ 1

Ответьте на вопросы.

1. С какой сказкой познакомились?________

2.Где жили старик и старуха? ________________
3. Чем занималась старуха? А старик? _______________
4. За что старуха бранила старика?__________
5. Почему старуху не устраивали дары от рыбки? _________
6. Чем отплатила рыбка старухе?________________

Подумайте, на чьей стороне симпатии автора

ЗАДАНИЕ 2

Восстановите порядок желаний старухи.

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

5) Требует избу.

6) Хочет быть владычицей морскою..

Ответ:  __________________________

ЗАДАНИЕ 3

Подчеркните слова, которыми можно описать старуху: добрая, злая, жадная, завистливая, алчная, своенравная, сварливая. неблагодарная.

Составьте словесный портрет старухи.

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о поступках героя

Подготовьте выступление

ЛИСТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

2группа

ЗАДАНИЕ 1

Ответьте на вопросы.

1.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?______________

2.Что сделал старик, поймав золотую рыбку?_________

3.Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз….?

4.Почему несколько раз возвращался к морю?__________

5.Почему с каждым разом море волновалось всё больше?_

6. За что наказала старика рыбка? __________

Подумайте, на чьей стороне симпатии автора

ЗАДАНИЕ 2

  Расположи строки по порядку:

_____ На море сильная буря

_____ Море слегка разыгралось

_____ Не спокойно синее море

_____ Почернело синее море

_____ Помутилось синее море…

 

ЗАДАНИЕ 3

Подчеркни слова, которыми можно описать старика: глупый, безвольный, ласковый, покорный, сильный, уважительный, кроткий,

Составьте словесный портрет старика.

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о поступках героя

( Что старик делал плохо?).

Подготовьте выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема В. Жуковский "Жаворонок"Составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока чтения в 3 классе по теме: "Стихотворение С.В. Михалкова "Если".

Презентация к уроку чтения в 3 классе по программе "Школа России" по теме: " Стихотворение С.В. Михалкова "Если"....

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

технологическая карта урока чтения на тему С. Есенин "Берёза"

Урок содержит подробное описание планируемых результатов (УУД)....

Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

К каждому этапу урока расписаны формируемые у детей УУД. На первом этапе урока, чтобы мотивировать учебную деятельность  ребёнка, я создаю настрой добрыми пожеланиями. На этапе актуализации знани...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...