«Утёс», «Осень» М.Ю.Лермонтов 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utyos_osen_m.yu_.lermontov_3_klass.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: литературное чтение

Дата проведения: 27.11.2020

Класс: 3 «В»

Школа: МАОУ «СОШ № 1»

Студент: Шушкова А.М.

Учитель-наставник: Карих И.А. _________

Методист: Фомин В.П. _________

Тема: «Утёс», «Осень» М.Ю.Лермонтов

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с произведениями М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Осень»

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией М.Ю.Лермонтова, со стихотворениями;

2. Развивать устную монологическую и диалогическую речь;

3. Воспитывать интерес к творчеству и любовь к литературе.

Планируемые результаты урока:

Предметные: формирование представлений о мире; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Основные понятия: утёс, лазурь, пахарь, бор и др.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение», 3 класс 1 часть, учебная презентация, аудиозапись, карточка с заданием, «телефон» для рефлексии.

г. Черепаново 2020

Ход урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Реализация УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент. Мотивация.

Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Фронтальная работа, словесный

- Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем

- Все готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем!

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

-

-

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности

2. Актуализация знаний и постановка целей урока

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока.

Словесный, наглядный, фронтальная

Давайте выполним дыхательное упражнение: вдыхаем и обнимаем свои плечи. Наши лёгкие расширяются и глубоко втягивают воздух. А теперь расцепляем руки и выдыхаем. Повторим ещё два раза.

Подготовим речевой аппарат к чтению:
1)  Упражнение «Часики». Необходимо приоткрыть рот и кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. Выполнять под ритмично, под счёт. 2)  «
На рынке Кирилл крынку и кружку купил.»
Прочитайте:
- про себя;
- вслух орфоэпически, орфографически;
- шёпотом, громко;
- быстро, ещё быстрее.
- Речевой аппарат готов к чтению.

Ребята, послушайте факты и попробуйте отгадать о ком они.
1) Великий русский поэт, писатель и художник
2) Прожил двадцать семь лет, но написал множество прекрасных стихов и поэм.
3) В детстве маленького поэта звали Мишелем.
(Если не догадались, то показать стихотворение, которое они изучали на прошлом уроке.)

- Ребята, вы догадались, творчество какого автора мы будем продолжать изучать сегодня на уроке? Что ещё вы помните о Михаиле Юрьевиче? Какие его произведения знаете?

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по его произведениям.

Давайте разгадаем шифр:
«ХЯЮЭУТЁСАПР» - «Утёс»
«ОЪОСЕНЬАРПМ» - «Осень»

- Какие слова у вас получились? Как вы думаете, что это такое? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М.Ю.Лермонтова «Утёс» и «Осень»

Выполняют дыхательное упражнение.


Подготавливают речевой аппарат к чтению.



Слушают учителя.

Угадывают поэта по фактам.


Высказывают предположения, беседуют.

Слушают учителя.



Разгадывают шифр.



Беседуют, размышляют, анализируют, самостоятельно определяют тему урока, формулируют цель и задачи.

презентация

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности.

3. Открытие новых знаний и умений

Открыть новое через учебное действие.

Словесный, наглядный, фронтальная, игровой, индивидуальная

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на слайде. Прочитайте автора и названия картины.
- Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину?

Живопись и рисование – страстное увлечение Лермонтова, которое сопровождало поэта всю его жизнь. Мы догадываемся, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал и любил это место.

 - Можно ли по картине догадаться, о чём пойдет речь в стихотворении? Каким настроением будет проникнуто стихотворение?
Мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.

Откройте учебник на странице 116.

- Ребята, а вы знаете, что такое утёс? Утёс – это высокая каменная скала.

- Давайте я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Понравилось вам стихотворение? Ваши впечатления от прочитанного? Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»?

-Давайте прочитаем еще раз стихотворение, будем читать по цепочке – по две строчки, первый человек начинает читать, а остальные следят.

-Кто прочитает первое четверостишие выразительно?
О чём Лермонтов говорит в этом четверостишии? (О тучке)
Тучку поэт изображает как живую, докажите. Дайте словесную характеристику тучке. Найдите слова в тексте. 

Как называется этот приём в литературе? 
(Олицетворение – художественный приём, при котором неодушевленному предмету или явлению придаются человеческие свойства) 

Есть ли в тексте незнакомые слова?  (Лазурь – светло-синий цвет, синева) Почему поэт назвал утёс «великаном»? (Потому что утёс – это высокая скала, она похожа на человека-великана.»

- Кто прочитает второе четверостишие выразительно?
О чём идет речь в четверостишие? (Об
утёсе). С кем сравнивает Лермонтов утёс? (С одиноким человеком)
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.

- Кто прочитает выразительно, соблюдая знаки препинания всё стихотворение?

- После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс? (Утёсу стало хуже; его тоска, одиночество усилились.)

Закройте глаза, представьте на миг, что вы композиторы. Какую музыку вы бы сочинили к этому стихотворению? Ребята, я бы тоже сочинила музыку печальную, протяжную, медленную.

Прослушивание аудиозаписи романса.

- Утёс и тучка – это главные образы в стихотворении. У вас на столе лежат карточки, давайте вместе дадим характеристику утёсу и тучке.

- Какая тема затронута в этом стихотворении? (Тема одиночества)

Физкультминутка:
Начинается разминка. 
Встали, выровняли спинки. 
Вправо-влево наклонились 
И еще раз повторили. 
Приседаем мы по счету, 
Раз-два-три-четыре-пять. 
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать. 
А теперь рывки руками 
Выполняем вместе с вами. 
Раз - рывок и два рывок. 
Продолжаем наш урок.

Прослушивание стихотворение Лермонтова «Осень». (аудиозапись)

- Это стихотворение было написано поэтом в 14 лет. Именно в своём родовом имении Михаил Юрьевич смог оценить красоту русской природы, её величие и роскошь. Он смог найти в осени удивительное очарование.

- Начнём читать стихотворение цепочкой по две строчки, попытайтесь при чтении и прослушивании стихотворения представить картину описываемого.

- Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

-Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении «Осень»? (Картины тихо увядающей природы)
-Зачитайте строки, с помощью которых поэт создаёт определённой настроение.

-Что по вашему мнению хотел показать поэт, создавая это произведение?
Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора? (Неторопливо, напевно, спокойно, стараясь передать печаль)

Теперь, когда мы так много заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.

Открывают учебник, рассматривают картину.

Слушают учителя.




Высказывают мнение, отвечают на вопросы учителя




Слушают стихотворение.



Высказывают мнение.


Отвечают на вопросы.


Чтение по цепочке.



Чтение первого четверостишия.

Анализ первого четверостишия.

Беседуют, отвечают на вопросы, зачитывают ответы из текста, анализируют.



Чтение второго четверостишия.

Анализ второго четверостишия.

Беседуют, отвечают на вопросы, зачитывают ответы из текста, анализируют.

Чтение стихотворения выразительно.

Отвечают на вопросы.

Представляют музыку к стихотворению.


Прослушивание аудиозаписи романса.



Дают характеристику утёсу и тучке.





Отвечают на вопрос.

Выполняют физминутку.


Слушают аудиозапись.

Слушают учителя.



Чтение стихотворение по цепочке.




Работа с непонятными словами.


Отвечают на вопросы, беседуют, зачитывают строки.





Анализируют, отвечают на вопросы.

Читают стихотворение выразительно.

Учебник, презентация, карточка с заданием, аудиозапись

формирование представлений о мире; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

4. Закрепление знаний

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Словесный, фронтальная

- Наш урок подходит к завершению.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? Кто их автор? Какое произведение вам понравилось больше всего? Что вам показалось наиболее интересным на уроке?

Отвечают на вопросы.

-

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

5. Итог урока и рефлексия

Дать качественную оценку 
работы класса и отдельных 
учащихся, инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесный, индивидуальная

- Ребята, я предлагаю оценить вам свою работу на уроке.

Рефлексия «SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или однокласснику сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке, свои впечатления.


-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 115 – выучить.

- Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен.

Проводят самооценку своей деятельности на уроке.






Записывают домашнее задание в дневник.

«телефон» для рефлексии

-

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Сценарий осеннего праздника в начальных классах "Осень".

Сценарий осеннего праздника в начальных классах. Участвуют все начальные классы. Родители - зрители....

Сценарий осеннего утренника для 1 классов "До свиданья, Осень!"

Сценарий праздника для параллели первоклассников, включающий стихи, песни, конкурсы на осеннюю тематику....

Сценарий осеннего бала для начальных классов «Осенний КВН «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»

Конкурс по возрастным категориям  1-2 классы и  3-4 классы с использованием костюмов известных героев мультфильма. Участники готовят домашнее задания по положению и соревнуются командам...

М.Ю.Лермонтов "Утёс", "Осень"

Урок составлен на основе ФГОС...

Осень,осень.Праздник для 1 класса

Сценарий мероприятия для 1-2 класса....