Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гумерова Диляра Маратовна

Технологическая катра урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Дата: 14.02.2020

Класс: 2 В

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Н. Носов «Затейники»

Тип урока: ОНЗ

Цель: формирование у учащихся понимания того, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники»

Задачи:

Образовательные:

- учить определять особенности юмористического произведения;

- учить составлять план к тексту;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие:

- развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности, слух, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группах, парах.

Методы и приемы: Коммуникативный, наглядный, проблемный

Ресурсное обеспечение: учебник, презентация, ноутбук, карточки с заданиями, карточки с ребусом.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- демонстрируют умение читать с использованием отдельных средств выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);

- используют ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;

- в устной речи оформляют высказывания на тему прочитанного произведения, приводят примеры из жизни; осмысляют нравственное содержание рассказа.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- умеют читать, используя простейшие виды анализа текста.

Регулятивные УУД:

- формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- используют все доступные речевые средства для передачи своего впечатления, высказывают свое мнение.

Личностные УУД:

- Развивают собственное чувство ответственности за свои поступки на примере героев рассказа.

Практикант: Гумерова Диляра Маратовна

Учитель: Корноухова Светлана Васильевна

Методист: Ларина Ольга Ивановна

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Формы организации

I. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте – ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Диляра Маратовна.

- Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее.

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно:

Паровоз без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?!

Прямо по морю пошёл!

- Кто прочитает стихотворение вслух?

Групповая работа.

- Сейчас мы разделимся на группы: первый ряд – 1 группа, второй ряд – 2 группа, третий – 3 группа.

- Сначала прочитаем все вместе первую строчку с удивлением.

- 1 группа, прочитайте вторую строчку с восхищением.

- 2 группа, прочитайте третью строчку с вопросительной интонацией.

- 3 группа, прочитайте четвертую строчку с восхищением и удивлением.

Коммуникативный

Приветствуют учителя.

Ф

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальногозатруднения в пробном учебном действии

Коммуникативный

Ф

III. Выявление места и причины затруднения

- С какими юмористическими произведениями вы знакомы?

- Кто их автор?

- Кто являются героями?

- А что вы можете сказать о характере этих героев?

- А что помогает нам определить, какие это герои?

- Почему они называются юмористическими?

- А что нам дает понять, что это юмористический рассказ?

- Почему мы смеемся, читая их?

- Поднимите руку, кто любит играть?

- В какие игры вы чаще всего играете?

- Ребята, отгадайте загадку:

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки:

Как зовут его?

- А кто придумал этого литературного героя?

Проблемный

-«Путаница», «Кот и лодырки» и др.

- Чуковский, Маршак, Михалков, Барто.

- Мальчики, девочки.

- Они непоседы, веселые

- Их поступки, действия

- Потому что с главные герои попадают в смешную ситуацию.

- Смеемся из-за забавных ситуаций, в которые попадают главные герои.

Ответы учащихся.

- Незнайка.

- Н. Носов.

Ф

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какая же тема нашего урока?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Коммуникативный

- Н. Носов, юмористические рассказы.

- Читать рассказ, героев, главный смысл, характер рассказа.

- Определять главный смысл, составлять план.

Ф

V. Реализация построенного проекта

1. Подготовка к первичному восприятию текста

 

-рассказ об авторе

- словарная работа

2. Первичное восприятие текста

3. Проверка первичного восприятия текста

4. Мотивация перечитывания и анализ

5. Вторичный синтез

- чтение первой части учеником

- чтение второй части про себя

- чтение третьей части

- чтение четвертой части

6. Обобщающая беседа

7. Концептуальная беседа

- Посмотрите на портрет Николая Николаевича Носова.

- Как вы думаете, каким он был человеком?

- Ребята, отвечая на вопрос – как он стал детским писателем, он сказал так: «Детским писателем я стал потому что, у меня была интересная жизнь, и мне было о чем рассказать людям».

- Ребята, вспоминаем правильную посадку при работе на уроке, сейчас я познакомлю вас с его биографией.

- Николай Николаевич Носов – русский писатель, писал также пьесы. Он родился в Киеве. Писал в то же время, что и К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ – «Затейники» - был опубликован в журнале «Мурзилка». Николай Николаевич написал много рассказов и повестей о ребятах. Обратите внимание на слайд. В 1954 году вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Носов не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, то есть выполнял физически тяжелую работу, землекопом, косарем, то есть косил траву, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт Москвы, когда закончил его, он создавал научные и учебные фильмы. И только после этого стал писателем.

- Откройте учебники на стр. 49. Герои какого произведения изображены?

- Что вы о них можете сказать?

Работа в парах.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Координаты букв на экране. В парах определите, что здесь зашифровано, записывая буквы ниже таблички.

- Какое слово у нас получилось? Как вы его понимаете?

- Что такое затея?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом «Затейники».

-Подберите синонимы к слову затейники. Возможные ответы

-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

-И так, затейник – это организатор веселья  (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки)

На слайде:

 РА- РА- РА- вышла славная               

КИ- КИ- КИ – мы с тобой                 

АХ – АХ – АХ – победили мы свой   

РОК – РОК – РОК – продолжается     

- Сейчас мы познакомимся с рассказом «Затейники». Внимательно слушаем, после прослушивания я задам вам вопросы.

- О чем был рассказ?

- Понравился ли он вам? Что именно понравилось?

- Давайте восстановим действия рассказа. Работать будем вместе, отмечая карандашом части рассказа.

- С чего начинается рассказ?

- Что было дальше?

- Что происходит потом?

- Как заканчивается рассказ?

- Сейчас будем читать рассказ по частям.

- Первую часть начнет читать Адиля.

- Как называют себя ребята?

- Какую сказку они читали?

- Что главное в этой части?

- Как назовем эту часть?

- Что ребята решили сделать?

- Кому пришла идея сделать домик?

- Почему в домике было темно?

- Что главное в этой части?

- Как назовем эту часть?

- Что произошло в этой части?

- Что решили сделать ребята?

- Кто схватил за ногу Петю?

- Как назовем эту часть?

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 51.  Как вы думаете, к какой части она подходит? Почему? Докажите.

- Почему ребята не стали чинить домик?

- Как назовем эту часть?

- Как называли себя ребята?

- В какую игру дети начали играть? Почему именно в нее?

- Почему они затейники?

- Что вы можете сказать о ребятах?

- А кто захотел оказаться в их компании?

- В чем смысл этого рассказа?

- Чему учит рассказ?

Наглядный

Коммуникативный

Метод незаконченного предложения

- Талантливым, образованным и др. ответы учащихся.

Слуховое восприятие

- «Приключения Незнайки».

- Каждый из этих персонажей играет свою роль в произведении. Они похожи на людей в реальной жизни, только они все маленькие.

- Затейники. Люди, которые что-то придумывают, затевают.

- Задуманное дело, занятие для развлечения, забава.

- Чудак, шутник, увеселитель, остряк.

Ответы учащихся.

- Игра.

- Ученики.

- Страх.

- Урок.

- О Пете и Вале, которые читали сказку «Три поросенка» и решили построить дом.

Ответы учащихся.

- Петя с Валей всегда затевают какие-нибудь игры.

- Ребята решили построить дом.

- Кто-то схватил Петю за ногу.

- Ребята не стали больше играть в «три поросенка».

- Ребята называют себя затейниками.

- Они читали сказку «Три поросенка»

- Ребята читали сказку «Три поросенка»

- Мы читали сказку «Три поросенка»

- Построить домик.

- Вале

- Потому что домик был без окон.

- Ребята сделали домик.

- Давай сделаем себе домик.

- Петю кто-то схватил за ногу.

- Держали дверь.

- Валя

- Может быть, это серый волк?

- К третьей части. Потому что на иллюстрации изображено, что Петя вылезает из домика.

- Потому что Валя испугалась, что кто-то еще схватит их за ногу.

- «Так и не стали мы играть в «Три поросенка»».

- Затейниками.

- В «Три поросенка». Потому что они читали эту сказку.

- Потому что они всегда затевают какие-нибудь игры.

- Они выдумщики, но испугались, когда Валя тронула Петю

Ответы учащихся.

- Главная мысль заключается в том, что мы сами придумываем врага в своей голове.

- Нужно быть реалистом, смельчаком и не нагнетать в голове то, чего нет.

Ф

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Почему игра прервалась?

- Прочитаем в парах по ролям, почему игра прервалась.

- Что вы можете посоветовать ребятам?

Коммуникативный

Ребята очень впечатлительные. Они напугали друг друга, даже не понимая этого. Необходимо было всего-то разобраться, кто кого схватил и зачем. В дальнейшем всегда надо сначала успокоиться, а лишь потом выяснять ситуацию, а не сразу паниковать.

- Не паниковать, а спокойно выяснить ситуацию.

Ф

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Вам необходимо написать как зовут главных героев, пронумеровать заголовки частей в хронологическом порядке и ответить на тестовые вопросы, выбрав правильный вариант. Выполняем работу самостоятельно.

- Если у вас все правильно, то поставьте себе 5. Если есть одна – две ошибки, то 4. Если больше двух ошибок – 3.

Частично-поисковый

И

VIII. Включение в систему знаний

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Что вы запомнили из его биографии?

- Какой его рассказ прочитали?

- Почему рассказ так называется?

- Почему рассказ носит юмористический характер? Как мы это узнали?

Коммуникативный

- Н. Носовым

Ответы учащихся.

- «Затейники»

- Потому что главные герои всегда затевали какие-нибудь игры.

- Потому что дети попали в смешную ситуацию.

Ф

IX. Рефлексия учебной деятельности

- У вас на партах лежат 3 смайлика. Поднимите смайлик, который улыбается, если вам всё было понятно, спокойное выражение, если остались затруднения, грустный смайлик, если было непонятно.

Коммуникативный

Ф

Учитель: ________

Методист: _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....