Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению

Статья раскрывает  методику, которая строится на использовании современных технологий обучения.   Осмыслить результаты своей работы, стать полноправным участником образовательного процесса способствует  использование технологии формативного оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriallnyy_sposob_otsenivaniya.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.

Осмыслить результаты своей работы способствует критериальный подход к оцениванию. Он основан на выделении элементов работы и их поэлементное оценивание. В данном случае совокупность критериев выступает как алгоритм решения, ориентировочная основа действий. Поэлементный подход к оцениванию помогает также увидеть сильные и слабые стороны выполненной работы. Учащиеся делают для себя выводы: «Это я уже умею», « Это я знаю недостаточно, надо учиться». Критерии согласуются с учениками и могут являться как универсальными для разных видов деятельности на уроках литературного чтения или разрабатываются для оценивания по определенному произведению. Во время обсуждения дети и педагог выясняют - для того чтобы подготовить выразительное чтение необходимо уметь:

  • определить важные мысли,
  • голосом выделять ключевые слова в каждой части
  • правильно ставить ударения в словах,
  • соблюдать интонацию в конце предложений и  внутри высказывания,
  • выбрать верный темп чтения.

Из перечня умений дети формулируют критерии чтения. Критерии удобнее всего оформить в таблицу, так как кроме колонки с критериями должны быть колонки для самооценки ученика и оценки учителя.

Табица№2 Критерии выразительного чтения

Критерии выразительного чтения

Ученик

Учитель

1. Понимание содержание текста

2. Выделение голосом ключевых слов

3.Соблюдение интонации в конце и внутри высказывания

4. Правильная постановка ударения в словах

5.Чтение без пропусков и без замен слов в высказываниях

6.Передача голосом настроения героя, рассказчика

7. Правильный выбор темпа чтения.

Подобная таблица может быть как индивидуальной для каждого ученика, так и общей на большом формате, если ребенок читает и оценивает себя у доски. Для оценки можно выбрать два любых знака, например "+" и "-". Дети, оценивая свое чтение, ставят "+" в колонке "Я" к тем критериям, которые они соблюдали, а "-" рядом с критериями, которые не получилось продемонстрировать на высоком уровне. После оценки своего чтения ученик формулирует задачу на перспективу и может записать её себе в дневник или тетрадь. Он видит и называет умения, над которыми еще предстоит работать, на что в дальнейшем надо обратить больше внимания. Только после самооценки ученика, учитель может, оценить его работу, согласившись с мнением ученика, либо нет и дать те советы, которые не прозвучали.

Табица№3 Критерии выразительного чтения

Критерии чтения

Ученик

Другой ученик

Учитель

прогноз

После чтения

Работая с таблицей такого вида можно развивать у детей не только видение плюсов и минусов своей работы, но и адекватность самооценки. Для этого колонка "Я" разбивается на две: прогностическая (прогноз, предположение оценки перед чтением) и ретроспективная (оценка после выполнения работы). Ученик, при сравнении этих двух оценок с учительской оценкой, видит адекватность или неадекватность самооценки.

После того, как дети осознают критерии выразительного чтения, этот компонент включается обобщенно в анализ других видов деятельности. Табица№4 Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть.

Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть

Ученик

Учитель

1.Знание автора

2. Название стихотворения

3. Точность воспроизведения

4. Выразительность воспроизведения

5. Выполнение задания в срок

Табица№5 Критерии чтения по ролям

Критерии чтения по ролям

Ученик

Учитель

1.Своевременное вступление героев

2. Точность воспроизведения

3. Выразительность воспроизведения

4. Передача голосом настроения героя

5. Чувствуется развитие сюжета

 Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки. Поэтому, в процессе самооценки важно работать по алгоритму: вопросы, на которые отвечает ученик

1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

 В тетрадях приклеивается листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.

Табица№6  Вопросы для рефлексии.

Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Предметные

Я могу…

Я умею…

Я понимаю…

Я знаю…

Я придерживаюсь…

Я соблюдаю…

Я применяю…

Я использую…

Я стараюсь…

Активное включение учащихся в процесс оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.

«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....

Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...

Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе....

Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....

Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описывается последовательная реализация деятельностного метода на уроках литературного чтения, условия развития у младших школьников читательских навыков, сочетание деятеьностного метода с со...

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

АннотацияВ статье рассмотрены основные особенности реализации формирующего оценивания, обеспечивающего повышение образовательных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.  Пр...

Дипломная работа "Развитие обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе посредством формирующего оценивания"

Работа посвящена изучению возможностей формирующего оценивания в развитии младших школьников на уроках литературного чтения. В первой главе был выделен методологический аппарат работы. Были раскрыты: ...