ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дарбаидзе Анастасия Павловна

Аннотация

В статье рассмотрены основные особенности реализации формирующего оценивания, обеспечивающего повышение образовательных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.  Представлены фрагменты технологических карт по литературному чтению, которые разработаны автором на основе принципов и методов  формирующего оценивания.

 Статья входит в сборник, который размещён в РИНЦ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_14_2.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дарбаидзе Анастасия Павловна

студент 4 курса заочной формы обучения, ОмГПУ, РФ, г. Омск

Научный руководитель: Савина Наталья Викторовна

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства, ОмГПУ, РФ, г. Омск

Аннотация

В статье рассмотрены основные особенности реализации формирующего оценивания, обеспечивающего повышение образовательных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.  Представлены фрагменты технологических карт по литературному чтению, которые разработаны автором на основе принципов и методов  формирующего оценивания.

Одна из актуальных задач, которая стоит перед современной школой - это грамотная организация системы оценивания результатов обучающихся.  

В соответствии требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учитель начальных классах на уроках должен использовать оценивание, как для получения итоговых результатов, так и для развития знаний, умений, навыков учеников. То есть производить комплексную оценку: суммирующую и формирующую [7].  При этом необходимо обратить внимание на то, что оценивание, которое образовывает постоянную обратную связь, способствует повышению качества образовательных результатов, но достаточно много педагогов проявляют недостаточное внимание к такому виду оценивания.

Чаще всего на уроках литературного чтения в начальной школе контроль знаний проводится по окончанию изученного текста или темы с целью определить уровень знаний содержания того или иного рассказа, раздела.  На наш взгляд, такая оценка не способствует мотивации обучающихся к познавательной деятельности, не помогает определить и устранить возникающие затруднения и т.п.

Проанализировав вышеизложенную проблему, мы пришли к выводу, что необходимо сформировать представление об основных особенностях реализации формирующего оценивания, обеспечивающего повышение образовательных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.  

Оценивание – процесс определения степени освоенности знаний, умений и навыков [2].

Оценивание на современном уроке должно способствовать:

  • улучшению мотивации обучающихся к познавательной деятельности и положительному отношению к предмету;
  • развитию навыков самооценивания и самоконтроля у учащихся;
  • своевременному определению возможных трудностей;
  • формированию умения анализировать полученные результаты, сравнивать их;
  • пониманию учениками собственной ответственности за учебный результат [8].

Всем вышеперечисленным требованиям соответствует формирующее оценивание. Под формирующим оцениванием мы понимаем способ реализации текущего контроля знаний, умений, который способствует созданию активной обратной связи, мотивации к обучению, диагностике уровня знаний и умений обучающихся.

 Доктор педагогических наук О. Е. Лебедев считает, что объектом формирующего оценивания является процесс образовательной деятельности обучающегося. Данный вид контроля необходим не для оценивания обучения, а для самого обучения [4].

Изучив научно-педагогическую, методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что образовательная деятельность в рамках формирующего оценивания включает в себя следующие принципы:

  • совместная формулировка, принятие учебных целей педагогом и учениками;
  • демонстрация критерий, моделей, эталонов, к которым должны стремиться дети;
  • наличие этапов самооценивания и взаимооценивания;
  • обратная связь;
  • совместная рефлексия;
  • показ прогресса каждого ученика;
  • самоинициатива учеников;
  • соответствие оценивания особенностям предмета и возможностям обучающихся;
  • коррекция образовательных маршрутов [1,3,5].

Для реализации формирующего оценивания педагогу необходимо внедрить в учебный процесс методы данного вида оценивания. М. А. Пинская выделяет следующие методы:

  • карта понятий – сюда входят кластеры, карты причин, карты следствий. С помощью карт обучающиеся учатся составлять причинно-следственные связи. Дети соединяют понятия друг с другом зависимости от связи, иерархии и т.п.;
  • метод неоконченных предложений – данный метод лучше всего использовать в конце урока. Ребята продолжают фразы, тем самым оценивают собственную работу на уроке. Например, сегодня у меня получилось (не получилось) …;
  • составление тестов – учащиеся, с помощью учителя или самостоятельно составляют вопросы к тесту по изученной теме;
  • перевод информации – преобразовывают один вид информации в другой. Например, текст в картинку, текст в таблицу и т.п.;
  • листы самооценки;
  • аффективный опросник – напоминает лист самооценки. Содержит вопросы и шкалу оценивания. Например, я умею ставить учебную задачу: 1 балл, 2 балла, 3 балла, 4 балла, 5 баллов. Данный метод помогает оценить метапредметные результаты;
  • критериальное самооценивание и взаимооценивание - дети заранее знают критерии. Они разрабатываются совместно с учениками. Отличие в том, что взаимооценивание проводится при оценке групповой работы;
  • а также: таблица показателей правильного выполнения заданий; индекс-карточки; одноминутное эссе; поиск ошибок; речевые образцы; рассуждение по алгоритму и другие [6].

Учёт вышеперечисленных принципов и использование представленных методов формирующего оценивания возможно на уроках литературного чтения в начальной школе.

Представим разработанные нами фрагменты технологических карт литературного чтения, которые соответствуют принципам и методам формирующего оценивания в таблицах 1,2,3.

Таблица 1 – Фрагмент технологической карты литературного чтения в 3 классе по теме «Сказка М. Горького «Случай с Евсейкой»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация

Даны понятия, относящие к сказке. Вам необходимо с соседом по парте составить кластерную карту, используя только эти термины:

сказка – это один из жанров литературы; авторская сказка – произведение о необычных, волшебных героях, действиях, которое имеет конкретного автора; народная сказка – произведение УНТ, о волшебных и чудесных героях, предметах, событиях. У народной сказки нет конкретного автора; сказка о животных – произведение, где главными героями являются животные; волшебная сказка – произведение, в котором рассказывается о волшебных, чудесных, необычных героях, предметах, событиях; бытовая сказка – это сказка о жизни, быте человека.

Сверяем с эталоном.

Выявление мест затруднения. И их устранение.

Работают в парах. Составляют кластер.

Проверяют по эталону.

Выявление мест затруднения. И их устранение.

Во фрагменте технологической карты представлен этап актуализации знаний, которые предполагает использование метода, формирующего оценивания: кластер (карта понятий). Знание и понимание терминов кластера необходимы для анализа нового произведения. Данный метод помогает развивать умение выстраивать логические цепи рассуждений; умение работать с текстом: анализировать, выделять главное и т.д.

Таблица 2 – Фрагмент технологической карты литературного чтения в 3 классе по теме «А. Куприн «Слон»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Пересказ прочитанного текста

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Важно определить критерии, по которым будет оцениваться ваш пересказ. То есть эти пункты вы должны обязательно учесть при подготовке к пересказу.

Критерии вы определите сами. Посмотрите, на экране мальчик Саша, который тоже подготовил пересказ, но что –то у него не получилось. Давайте определим его ошибки.

Презентация. 1 слайд: мальчик Саша начал пересказывать, но учительница и ребята не поняли, что он пересказывает. Почему?

2 слайд: мальчик говорит: «Жили старик со старухой в новой избе, с новым корытом. Пошёл старик ловить рыбу». Одноклассники и учительница смотрят удивленно. Почему?

3 слайд: Саша рассказывает о том, что поймала рыбка рыбака и просит исполнить желание. Одноклассники смеются. Почему?

4 слайд: Ученик рассказывает, а его одноклассники заскучали. Зевают. Почему?

5 слайд: Саша закончил пересказ. Но он не рассказал, чем закончилась сказка. Это правильно?

Молодцы! Вы составили критерии, по которым будем оценивать ваш пересказ. Надеюсь, что вы и мальчик Саша будете их учитывать при подготовке пересказа.

После пересказа и самооценки ученика. Учитель отмечает то, что лучше всего получилось и то, над чем нужно работать.

Пересказать рассказ.

Составляют критерии.

  1. Необходимо указывать автора и название произведения;
  2. События должны рассказываться последовательно. Как в произведении.
  3. Важно не допускать логических нарушений;
  4. Ответ должен быть выразительным, передавать настроение героев.
  5. Пересказ должен быть полным.

Готовятся к пересказу по критериям.

Пересказывают. Оценивают свой пересказ.

Исправляют ошибки.

В данном фрагменте продемонстрирован метод критериального самооценивания. Метод способствует развитию мотивации к учебной задаче; формированию осознания ответственности за свои учебные действия; развитию умения оценивать свои результаты, находить ошибки и исправлять их.

Таблица 3 – Фрагмент технологической карты литературного чтения в 3 классе по теме «К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Чтение и анализ произведения

Мы с вами проанализировали сказку. Теперь вам необходимо заполнить таблицу показателей правильного выполнения заданий. Напоминаю, что это уже вторая сказка, которую мы проанализировали в этом разделе.

Сравним полученные результаты с предыдущими.

Заполняют таблицу.

Навыки

1 урок

2 урок

3 урок

Определение жанра и вида текста

-

+

Определение главного героя

+

+

Выделение темы текста

+

+

Выделение главной мысли текста

+

+

Сравнивают результаты с предыдущими.

Совместно с учителем: определяют, что хорошо получается, а что не получается. Выстраивают маршрут по устранению пробелов. 

Фрагмент показывает вариант применения метода «Таблица показателей правильного выполнения заданий». Предполагается, что данная работа проводится при изучении каждого нового текста. Таблица позволяет наглядно увидеть ученикам свой прогресс, а учителю – своевременно определить трудности обучающегося.

Таким образом, важно, чтобы учителя начальных классов имели представление об особенностях реализации формирующего оценивания: учитывали принципы; внедряли методы. Это поможет сделать уроки литературного чтения (и другие) активными, интересными, разнообразными, а главное, более эффективными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Витковский А. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности / А. Витковский, М. Пинская. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
  2. Воротникова А. Педагогический словарь справочник: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / А. Воротникова, Т. Кремнева. - Издательство: Директ-Медиа, 2017.
  3. Крылова О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова. – СПБ: КАРО, 2015. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. 2-е изд.  // М.: Просвещение, 2014.
  4. Лебедев О. Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-otsenivat-obrazovatelnye-dostizheniya-uchaschihsya (дата обращения: 04.11.2021).
  5. Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа: пособие для учителей, руководителей образовательных организаций / М. А. Пинская, И. М. Улановская. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
  6. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М. А. Пинская. – М.: Логос, 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. Приказов от 31 мая 2021 г. N 286.
  8. Шакиров Р. Х. Оценивание учебных достижении учащихся: методическое руководство / Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. – Бишкек.: Билим, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Формирующее оценивание на уроках в начальных классах.

В своей работе я раскрываю особенности формирующего оценивания на уроках в начальных классах согласно требованиям ФГОС. Также в статье помещен практический материал по данной теме,который я применяю н...

Формирующее оценивание на уроках в начальных классах.

В своей презентации я останавливаюсь на соём опыте работы по внедрению формирующего оценивания на уроках в начальной школе....

Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе

      Особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения и оценивания знаний учащихся. Начиная работу на любом уровне обучения, учителю необходимо прогнозировать ...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологииформирующего оценивания и возможность применения её методов на уроках вначальной школе.Ключевые слова: формирующее оценивание, условия формиру...

«Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы)

Методические рекомендации (изопыта работы) по формированию системы оценивания на уроках математики в начальнойшколе...