Люблю природу русскую. Осень.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Алиева Эльмира Наримановна

Люблю природу русскую. Осень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyublyu_prirodu_russkuyu._osen.doc94.5 КБ
PDF icon materialy_k_uroku.pdf2.06 МБ
PDF icon nash_zhurnal.pdf1.19 МБ

Предварительный просмотр:

2021год

Технологическая карта

обобщающего урока литературного чтения во 2 классе

Тема: «Люблю природу русскую. Осень».

Цель деятельности учителя

Создать условия для  обобщения и систематизации знаний по данному разделу, развития устной речи учеников, их творчества, воспитания мотивации к самостоятельному чтению, любви к  литературе.

Тип, вид деятельности

 Урок методологической направленности.

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся умеет:  умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, читать наизусть изученные произведения;  умеют воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов, участвуют в обсуждении, умеют пользоваться простейшим анализом поэтического текста.

Универсальные предметные действия

(метапредметные)

Личностные:

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства ответственности;
  • формирование умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения группы учащихся.

 Регулятивные (уметь):

  • принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, товарищами;
  • планировать и организовывать свою деятельность;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Познавательные (уметь):

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  • самостоятельно и коллективно находить пути решения для ответа на поставленный вопрос;
  • наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные:

  • умение отвечать на поставленный вопрос;
  • умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса;
  • аргументировать свои высказывания;
  • четко выражать свои мысли;
  • умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формы и методы работы

Формы: фронтальная, групповая, парная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование

Мультимедийная система, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

  • Цветные карандаши, карточки с заданием, листочки с заданиями.
  • Выставка книг с произведениями об осени.
  • Репродукции картин русских художников об осени, фотографиями осенних пейзажей.
  • Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года. Осень»
  • Портреты поэтов
  • Карточки с загадками
  • Презентация

Этап (элемент) деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методический

приём, формы работы

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

I. Организа- ционный  момент.

Эмоционально - психологическая готовность к занятию. Организация внимания всех учащихся. (Музыка «Времена года»)

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает листок.

- Ребята, мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Проверить готовность к занятию. Внутренне мобилизуются и организуются на работу.

Приветствуют учителя.

Фронтальная беседа

Регулятивные: контролируют свои действия.

Личностные: проявляют желание учиться, интерес к изучаемому предмету и приобретают мотивацию к процессу обучения.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать учителя.

III. Самоопределение к деятельности

(прогнозирование темы урока).

- Перед вами лежат тексты, прочтите их про себя.

-О чем ваш рассказ?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Что будем делать сегодня на уроке?

- Мы закончили изучение раздела по литературному чтению «Люблю природу русскую. Осень.»

Сегодня на уроке мы с вами создадим журнал.

-Кто знает, что такое журнал?

-Давайте обратимся к словарю, какой словарь нам растолкует слово «Журнал»?

-Давайте подумаем, какое название мы придумаем нашему журналу?

 На доске появляется название журнала «Золотая Осень» (Слайд 2)

- Почему осень называют золотой?

-«Золотая» -это прямое или переносное значение слова?

. Отвечают на вопросы учителя. Предполагают цели и тему урока.

Обращаемся к толковому словарю.

Ответы детей

Фронтальная.

Межпредметная связь.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнёров, при необходимости корректируют её.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

самостоятельное оценивание своих достижений и группы.

 Познавательные:  отвечают на  вопросы, строят логические умозаключения.

III. Речевая разминка.

Чтение скороговорки.

1 страница журнала -скороговорки

- Осень на ваши парты рассыпала листочки. Но для чего? (Это разные задания.)

- Правильно! Осень принесла много листочков с заданиями. Давайте подуем на листочек (когда учащиеся дуют на листочек, то на экране он растворяется) и посмотрим какое же первое задание принесла Осень. (Слайд № 3)     

Чтение скороговорки. (Слайд № 4)

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурм, Шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и ребёнок.

- Какие слова выдумал поэт? А зачем так много слов, в которых повторяется звук [ш]? (Автор хотел показать шелест листьев.)

– А сейчас мы будем читать скороговорку все вместе. (Работа над чётким проговариванием; чтение вполголоса, громкое чтение, чтение с быстрым темпом).

- А теперь задание. Каждая группа должна чётко, в быстром темпе прочитать скороговорку.

-Ребята, скороговорки можно поместить в наш журнал?

-Это первый лист в нашем журнале. - Молодцы! Оформили первый лист нашего журнала.

Анализируют звуковое оформление текста, выражают

эмоциональную оценку

Учатся правильному чтению скороговорки.

Коллективное чтение и оценивание деятельности группы. Занесение результатов в лист самооценивания.

Располагаем скороговорку на доске.

Фронтальная.

Групповая.

IV.Работа по теме урока.

Загадки.

2 страница. «Загадки»

-На доске остался осенний листочек, давайте посмотрим, что на нем.

Отрываю лист, на обратной стороне надпись «Загадки»

-Разгадаем загадки?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

 

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

 

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

 

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

 

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

-Давайте оформим вторую страницу нашего журнала.

Дети разгадывают загадки об осени.

Дети размещают загадки с ответами-картинками на доску.

Коллективная работа

Регулятивные: осуществляют контроль,  корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; устанавливают причинно-следственные связи. Строят цепочку рассуждений.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

Коммуникативные:  умеют грамотно выражать свои мысли, умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Работа с текстом.

3 страница. «Картины осени»

- Вот и вторую страницу нашего журнала мы с вами создали А чтобы выполнить следующее задание необходимо внимательно рассмотреть картины,

(Слайд № 5, 6, 7). Они также лежат на столе у каждой группы. (Учащиеся внимательно рассматривают картины и отвечают на вопросы).

Вопросы:

- Какое время года изображено на картинах? (Осень.)

- Какой бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя.)

- Какая осень изображена? По каким приметам определили?

Работа с текстом. У каждой группы на столе лежат карточки с текстом (Слайд 5.)

- А теперь дуем на третий листочек и узнаем задание.

- Необходимо выбрать из текста предложения, относящиеся к золотой и поздней осени и подчеркнуть их разными цветами.  Предложения золотой осени – жёлтым цветом, поздней осени – красным.
Текст. На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки.

Проверка выполненного задания .

 (Слайд № 8)

Давайте разместим наши картины на третьей странице нашего журнала.

Рассматривание картин: И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень», И. Левитана «Осенний день Сокольники».

Коллективная работа с текстом по заданию. Оценка своей деятельности с занесением результатов в листы самооценивания.

Групповая работа.

Физкультминутка

Физминутка «Осень» (Слайд № 9)

Выполняют элементарные физические упражнения под музыку.

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют свои действия , соотнося их с действиями на экране.

Игра «Кто

быстрее».

4 страница

«Писатели об осени»

- Ну, ребята, чур, молчок!

Продолжаем наш урок!

Мы сюда пришли учиться,
 Не лениться, а трудиться.
 Работаем старательно,
 Слушаем внимательно.

- Поэты в своих произведениях изображали красавицу осень. Давайте вспомним произведения и авторов, с которыми мы познакомились.  Назовем автора и найдем его портрет. Именно это задание принесла нам осень на следующем листочке

1. Вянет и желтеет травка на лугах

   Только зеленеет … на полях.

(Алексей Николаевич Плещеев)

 (Слайд № 10)

2. С вечера всё спится, на дворе темно,
Лист ... валится, ночью ветер злится, да стучит в окно. (А. Фет.)
(Ласточки пропали) (Слайд № 11)

3. Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё, ... везде.   (Ф. Тютчев)

(Есть в осени первоначальной)

 (Слайд № 12)

4. Осень. Обсыпается весь наш ... сад.
Листья пожелтелые по ветру летят. (Алексей  Константинович  Толстой)
(Осень)

 (Слайд № 13)

Соединяют отрывки произведений с авторами и выразительно по памяти продолжают чтение.

По итогам задания группы проводят оценку своей деятельности.

Находят портрет поэта  данного произведения и оформляют страницу 4 нашего журнала.

Коллективная работа.

Регулятивные: осуществляют контроль,  и оценку своей деятельности.

Личностные: развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

Коммуникативные: умеют   грамотно выражать свои мысли, воспроизводить по памяти заученные произведения, умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Выразительное чтение  изученного произведения.

5 страница

«Мои любимые стихи»

- Мы изучили много разных красивых произведений об Осени.. Прочитай любое произведение об осени.

 

Дети читают стихотворения об осени. И закрепляют их на доске.

Фронтальная работа

 «Подбери эпитеты»

6 страница

«Листопад»

- Осень очень рада вашей работе на уроке и она приготовила вам последнее задание. (Слайд № 9.)

-Давайте подберем эпитеты к словам. Слова спрятаны на листиках. (осень, дождь, месяц, небо, солнце)

Напишите на них свои ответы и поместим на 6 странице нашего журнала.

Дети в парах раскрывают листья и подбирают эпитеты к словам, пишут на листочках.

Украшают 6 страницу нашего журнала листиками с ответами.

Работа в парах

V. Рефлексия.

7 страница

«Наши работы»

- Вот и не осталось больше листочков, а значит, все задания мы с вами выполнили.

- А кто нам принёс листочки? (Осень). Зачем она их нам приносила? (Чтобы проверить  какие произведения об осени мы изучили и как их знаем)

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень»?

- Какие произведения вы запомнили из данного раздела и кто их авторы?

-Давайте нарисуем свои картины осени. И разместим на последней странице нашего журнала. (Слайд № 13) 

           Звучит Шопен «Осень»

Ответы на вопросы учителя.

Оценивание работы группы с помощью смайликов (каждый участник группы поднимает свой смайлик, а общий вывешивается на доску).

Дети рисуют картинки под музыку осени, размещают их на странице 7

Фронтальная работа.

Коммуникативные: умеют  грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: осуществляют контроль и оценивание своей деятельности

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

VI. Домашнее задание.

- Мы изучили много произведений об осени.  Дома попробуйте сочинить свое произведение об осени.

Запись домашнего задания в дневники.

Индивидуальная.

Использованные источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/12/15/osennie-zagadki-dlya-detey-s-otvetami 
  2. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=ПЛЕЩЕЕВ&pos=9&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0200%2F00074177-94bb5834%2Fimg0.jpg&rpt=simage
  3. https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-litchteniyu-na-temu-lyublyu-prirodu-russkuyuosen-3702483.html 
  4.   https://resh.edu.ru/subject/lesson/5029/conspect/286477/ 

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю природу русскую. Осень.

Тест по теме "Осень" к учебнику Л.Ф.Климановой...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...

Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".

Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....

Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы....

Урок по литературному чтению "Люблю природу русскую.Осень.Закрепление"

Обобщение знаний по разделу "Люблю природу русскую. Осень"...