Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мандалак Ирина Леонидовна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Ф.И.Тютчев "Весенние воды", презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Людиново Калужской области

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

   

 Подготовила

учитель начальных классов

Мандалак Ирина Леонидовна

Людиново, 2021

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Цели: 

продолжить знакомить учащихся с творчеством Ф.И.Тютчева; познакомиться со стихотворением «Весенние воды»; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное; воспитывать любовь к природе и русской поэзии.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (составители: М. И. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. И. Климанова);

учебная презентация,

аудиозаписи шума ручья, романса С. Рахманинова «Весенние воды»;

портрет Ф.И. Тютчева; карточки «олицетворение», «метафора», «звукопись», «эпитет».

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

А теперь садитесь.

2. Введение в тему урока.

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко - красном
Шагает по земле :

Дети (хором): "Весна!"

В народе весну часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?                          (Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)

Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?

Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел «Люблю природу русскую. Весна».

3.Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто написал это стихотворение?

На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Вы подготовили выразительное чтение стихотворения и нарисовали рисунки.

4. Работа по стихотворению Ф.И. Тютчева "Весенние воды"

А) Формулирование темы, целей урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева, прочитаем его стихотворение «Весенние воды»

Давайте вместе сформулируем цели урока:

  1. Мы познакомимся… со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
  2. Будем учиться…читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации; представлять картины весенней природы; находить в стихотворении слова, которые помогают представить эти картины;
  3. Будем объяснять… слова и выражения в стихотворении.

Тютчев написал стихотворение в 1830 году в Германии, где встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.

Б) Слушание аудиозаписи стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)

Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых дней.)

Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта – начало апреля. Это время, когда тает снег).

 Какие картины весенней природы вы представили, когда слушали стихотворение?

В) Самостоятельное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. (жужжащее чтение)

Г) Словарная работа.

Брег - берег (Брег - это тоже самое что и берег. Это старая, церковно-славянская форма данного слова. Еще Брег - это река в Германии)

Гласят – говорят, кричат, возвещают.

Гонцы – те, кто несет весть, новость.

Толпится - стоит в очереди.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ВЕСНА ПРИШЛА»

Солнце, солнце высоко. (на цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (лёгкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (приседание),

Звонко побежал ручей, (бег на месте).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните (перешагивание на месте).

Д) Чтение и анализ стихотворения.

Прочитаем стихотворение по строчке.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. 

Что показывает поэт в этом четверостишии? Какова главная примета весны в этом стихотворении?  (Весенние воды, ручьи)

 Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной)

Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.)

Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)

Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходе.

Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. Он пишет, что они «гласят». Что это значит? (Гласят, значит у них есть голос, т.е они разговаривают)

А что говорят ручьи? Прочитайте.

  «Весна идет, весна идет!

     Мы молодой весны гонцы,

     Она нас выслала вперед!»

 Ребята, а на самом деле ручьи говорят? (Они журчат, звенят, как будто говорят)

Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов?

Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.)

Тютчев использует в стихотворении скрытое сравнение – МЕТАФОРУ. Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами.

А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; весенние воды шумят, бегут, гласят; берег спит.)

 Третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Какие слова создают радостное настроение и у читателя? ("Весна идёт, весна идёт!")

Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.)

 Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?

Какие красочные слова – эпитеты- использует поэт? (Эпитеты – “сонный брег”, “молодая весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”)

Е) Подведение итога работы по стихотворению.

- О чем нам рассказывает Тютчев в стихотворении? Чем хочет поделиться с нами?

Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё.

Описывая происходящие в окружающем мире перемены, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях ещё лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придёт и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает в сердце человека радость.

Ж) Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)

З) Слушание романса С.В. Рахманинова «Весенние воды» (Исполняет Дмитрий Хворостовский. Советский и российский оперный певец. Народный артист Российской Федерации.).

Это стихотворение настолько понравилось знаменитому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову, что он написал один из своих романсов на стихи Тютчева.

В современное время романс достаточно часто звучит с известных оперных и эстрадных сцен. К самым известным исполнителям произведения относятся Иван Козловский, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Любовь Казарновская, Муслим Магомаев.

5. Подведение итога урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

- Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?

Закончите предложения:

На уроке мы познакомились…

Стихотворение написал…

На уроке я учился (училась)…

На уроке я узнал (узнала)…

Понравилось на уроке…

Меня удивило…

Было трудно…

Расскажу дома, что…

6.Домашнее задание:

1.Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....