Сказка о царе Салтане
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Евтушенко Елена Ивановна

Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_tsare_saltane.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Класс: 3 класс

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.

Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Воспитание критического мышления.

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование: 

  1. презентация « Пушкин и его сказки »;
  2. экран, проектор, компьютер;
  3. выставка книг   Пушкина   (у доски);
  4.  «Сказка о царе Салтане…»

Ход урока

Примечания

  1. Организация класса.

  1. Актуализация знаний. Обозначение темы урока .

Учитель:

  • Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные буквы.

Учитель: - Как звали друга Пятачка?

      Дети: – Винни-Пух.

Учитель: - Запомните вторую часть имени.

Учитель: - человек слышит …

Дети: - Ухом.

Учитель:  -  Назовите 1 букву в слове.

Дети: – «У».

Учитель: - Отгадай загадку:

            Не яблоко, а растет

           На ветке без листьев,

          А плодов много

Дети:  – Шишка.

Учитель:  - Назовите 3 букву в слове.

Дети: - «ш».

Учитель: - Еще одна загадка:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка. 

Дети: - Снеговик.

Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.

Дети: - «К».

Учитель: - Чем шьют портные?

Дети: - Иголкой.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «и».

Учитель: - Он в Африке живет,

И с собою рог несет
Он большой, кряжистый, толстый

Кто мне зверя назовет?

Дети:  - Носорог.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «Н».

Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.

Дети: - Пушкин.

Учитель: - Да, сегодня мы будем читать книги замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина

  1. Выставка книг.

Учитель: - На какие группы можно разделить

                   книги на выставке?

Дети: - Книги- сборники и книга – одно

            произведение.

  1. Рассказ об авторе.

Учитель:

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Учитель:

  • Кем же был Пушкин, кроме того, что был поэтом? (историком, сказочником).

  1. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
  1. Рассматривание иллюстраций.     
  • Кто автор этой сказки?
  • Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?
  • О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку?
  • Кто еще является героями сказки?

  1. Чтение сказки учителем.

  1.    Беседа о прочитанном.

Учитель: - Понравилось ли вам произведение?

                - Что вам понравилось?

Дети: - Как Гвидон городом управлял и в комара превращался

Учитель: -  Что вам не понравилось?

Дети: - Царь Салтан поверил клевете.

           - Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича.

Учитель: - Докажите, что это сказка?

Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди.

Учитель: - Какая это сказка?

Дети: -  Волшебная сказка.

  1. Составление модели (кластера)

Учитель: - Кто главный герой в сказке?

Дети: - Гвидон.

Учитель: - С чего начинается сказка?

Дети: - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.…

Учитель: - Почему использовали

                  двустороннюю стрелку?

Дети: - Девицы разговаривают друг с другом

Учитель: - Как это явление называется в

                 литературе, в русском языке?

Дети: - Диалог.

Учитель: - Что было дальше?

Дети: - Родился Гвидон

Учитель:

  • Поверил ли Салтан наговору?

Дети: - да.

Учитель: - Что потом случилось с Гвидоном?

Дети: - Их бросили в море.

Учитель: - Как Гвидон стал царем?

Дети: - спас Царевну-Лебедь.

Учитель: - С кем произошла встреча дальше?

Дети: -  С купцами.

Учитель: - Куда отплыли купцы?

Дети: - К царю Салтану.

Учитель: - Что потом Гвидон делал?

Дети: - Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана.

Учитель: - Чем окончилась сказка?

Дети: -  "Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

Учитель:

       - А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?

Дети: -  Нехорошо врать, клеветать.

Учитель:

       - Да. Это и есть главная мысль сказки.

  1. Чтение сказки  хорошо читающими детьми и учителем.

  1. Проверка рассматривания и чтения книги.

Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор?

Дети: -  А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

  1. Работа с иллюстрациями.

Учитель: - Давайте перелистаем еще раз сказку

                  вместе. Вспомним, кто помогал

                 Гвидону?

Дети: - Царевна-Лебедь, богатыри, белка,            

Учитель: - Благодаря своим друзьям, их

                  помощи Гвидон смог вернуться  

в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!

  1. Составим синквейн.
  1. Пушкин
  2. Весёлый, добрый.
  3. Думает, сочиняет, творит.
  4. Его книги любят все.
  5. Сказки.

  1. Итог, дом.задание.
  • Мы познакомились со  сказкой А.С. Пушкина.
  • Выучить отрывок  сказки.

Слайд 3

Проектор выключить.

2-3 ученика работают у доски.

Слайд 2

Слайд 3

План рассматривания сказки можно предложить детям на карточках.

Слайд 4-7

Слайд 8-10

Дети работают в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...

Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....