Тема: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот», 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Анастасия Сергеевна Шишкина

Конспект по литературному чтению во 2 классе: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshak.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 01.04.2021

Класс: 2

Дисциплина: Литературное чтение

Учитель: Николаева А. А. 

Практикант: Шишкина А. С.

Тема: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: 

Содержательная: углубление представления учащихся о лирическом стихотворении, творчестве С. Я. Маршака

Деятельностная: через анализ произведения помочь понять учащимся идею стихотворения.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3. Развивать умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

4. Развивать умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения;

5. Развивать умение объяснять смысл пословиц.

Развивающие:

1. Развивать умение понимать смысл произведений;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

4. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

Воспитательные:

1. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.  

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3. Умение  объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

4. Умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения;

5. Умение объяснять смысл пословиц.

Личностные:

1.Умение наблюдать, любовь к природе, бережное отношение к ней.  

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение понимать смысл произведений.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

Оборудование: слайды презентации, учебник, видеоролик

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 115

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

2.2. Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Плещеева

2.3. Игра «Шифровщик»

2.4. Рассказ об авторе

2.5. Литературная викторина

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Просмотр отрывка видеоролика «12 месяцев»

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Прослушивание стихотворения в исполнении актера (отрывок из фильма «12 месяцев»)

5.2. Проверка первичного восприятия

5.3. Самостоятельное чтение про себя

6. Этап анализа произведения

6.1. Перечитывание стихотворения с анализом содержания

6.2. Работа с иллюстрацией

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Выразительное чтение стихотворение по строфам

7.2. Выразительное чтение стихотворения целиком

7.3. Словесное рисование

7.4. Работа по картинам

7.5. Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия

8.2. Домашнее задание

        

        

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД.

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Сергеевна.

1.2. Работа с пословицей

- Я хочу наш урок начать с пословицы. Обратите, пожалуйста, своё внимание на слайд. (1 слайд)

- Прочитает пословицу …

Пришёл марток - надевай семь порток

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

(«Марток» - это народное прозвание месяца марта. 

«Семь порток». Портки – это штаны, брюки. В марте бывает тоже еще холодно, поэтому одеваются теплее)

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы?

- Молодцы, проверим немного позднее

Читают пословицу

Объясняют смысл пословицы

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР5

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

- Ребята, с чего мы обычно начинаем урок литературного чтения, что нам помогает формировать выразительность речи?

- Правильно, речевая разминка. Обратите внимание на слайд. (2 слайд)

- Прочитайте отрывок из стихотворения   Галины Новицкой

Вскрылись черные дороги —

Солнце греет горячо,

Но в сугробе, как в берлоге,

Марту дремлется легко.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

- Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот

- Читаем с удивлением.

- Читаем радостно.

- О чём это стихотворение?

- Как бы вы его назвали?

- Автор дал ему название «Марту дремлется легко».

- Почему марту дремлется легко?

- Что означает глагол ДРЕМАТЬ?

Дремать – некрепко спать.

Март – это первый месяц весны.

2.2. Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Плещеева

- С какими произведениями, и каких авторов вы познакомились на прошлых уроках?

- Какое стихотворение вы учили наизусть?

- Какое понравилось вам больше? Кто может рассказать выразительно нам его?

- Молодцы

- Что ты делал, чтобы прочитать выразительно стихотворение?

- За что похвалите?

- Оцени себя

2.3. Игра «Шифровщик»

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о весне, а кто будет автором стихотворения вы должны будите расшифровать

- На слайде русские и английские буквы, вы должны прочитать только русские буквы, чтобы получилась фамилия автора, стихотворение которого мы будем изучать

М j а l р h ш z а v к w (Маршак)

- Что у вас получилось?

- Верно, сегодня мы познакомимся с произведением С. Я. Маршака

2.4. Рассказ об авторе

Что вы знаете о Самуиле Яковлевиче?

- Самуил Яковлевич родился 3 ноября 1887г. в городе Воронеже.

Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Но зато семья Маршака была большая и дружная, в ней было 6 детей, отец с матерью старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми.

Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган.

Будущий поэт рано полюбил стихи, в 4 года он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения.

Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Также увлекался иностранными языками, хорошо знал английский, так как учился в одной из школ Англии.  В 1911 году писатель становится корреспондентом  и отправляется в путешествие. Встречает девушку Софью, свою будущую супругу. Молодые люди поженились и уехали в Англию.

Самуил Яковлевич очень любил детей.

Много написал для детей стихотворений, сказок, загадок, пьес.

2.5. Литературная викторина

- Давайте проверим, какие произведения вы знаете

- Я буду вам читать строчки из произведений Маршака, а вы будите называть, откуда они

 

1. Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

 «Сказка о глупом мышонке»

2. Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

«Багаж»

3. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

«Вот какой рассеянный»

4. Жила-была девочка. Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.

«Усатый полосатый»

- Ребята, так же у поэта есть сказка в стихах

- Догадываетесь какая?

- Называется она 12 месяцев

- Речевая разминка

Читают стихотворение

Учащиеся отвечают

- С Алексеем Плещеевым

- «Весна» и «Сельская песня»

- Маршак

- Ответы учащихся

Ответы учащихся

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

К1

П1

ПР1

ПР2

ПР1

К1

ПР2

К1

К1

П1

П1

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Просмотр отрывка видеоролика «12 месяцев»

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик

(учащиеся смотрят отрывок)

- Март и февраль передали посох апрелю

- Слова апреля вы слышали, как вы думаете, а чтобы о себе рассказал март?

- Как это написал Маршак?

3.2. Формулирование проблемы урока

- Чтобы мог март рассказать о себе? Вы знаете?

- Это нам и предстоит сегодня узнать?

Ответы учащихся

- О чем же говорилось в стихотворении, как поэт описывает весну. Какие признаки и приметы её выделяет.

Фронтальная

     

Фронтальная

П1

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Ребята, предположите, какая же тема нашего урока?

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

4.3. Планирование своей деятельности

- Что мы будем делать для того, чтобы достичь нашей цели?

- Да, верно, мы с вами будем учиться читать выразительно, узнаем, как автор описывает весну, какие признаки её наступления выделяет.

- Стихотворение Маршака «Снег уже не тот…»

- Понять, как автор описывает  весну. И о чём говорится в стихотворении.

- Читать выразительно, понять, как он описывает весну, какие приметы её наступления выделяет.

Фронтальная

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Прослушивание стихотворения в исполнении актера (отрывок из фильма «12 месяцев»)

- Давайте послушаем, что же сказал март

5.2. Проверка первичного восприятия

- Сумел ли март передать весенне настроение? Как ты считаешь?

- Данное стихотворение какое? Грустное или радостное?

5.3. Самостоятельное чтение про себя

- Теперь прочитайте стихотворение про себя

Снег уже теперь не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Учащиеся смотрят фрагмент фильма

Предположения детей

Учащиеся читают стихотворение

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

Л1

ПР1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Перечитывание стихотворения с анализом содержания

Снег уже теперь не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

- Какие признаки весны отражены в данной строфе?

- С какой интонацией будем читать эту строфу? (удивления и возрастающей радости)

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

- Какие признаки весны здесь? (светлое небо, пение птиц)

- А эту строфу, с какой интонацией будем читать?

(с радостной)

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся серёжки

- Какие здесь признаки (чернее дорожки, верба)

- Объясните, как вы понимаете выражение «серебром светятся сережки»?

- А последнюю строфу как будем читать?

(радостно)

- Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении? Приведите примеры из текста.

- С чем сравнил серёжки на вербах?

- Каким словом автор назвал тропинки?

6.2. Работа с иллюстрацией

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию к стихотворению, к какой строфе подходит картинка?    - Что на ней изображено?

Высказывают своё мнение

- Светиться серебром - значит блестеть. Молодые почки, серёжки, очень нежные, светло-серебристые, с прозрачными пушинками. Они словно светятся, настолько они воздушные.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР1

ПР2

К1

ПР3

Л1

ПР4

К1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение стихотворение по строфам

- Прочитаем стихотворение по строфам.

- Вы будите читать одну строфу, а кто – то вторую строфу.

- Послушаем…

- Чьё чтение вам понравилось больше, почему?

7.2. Выразительное чтение стихотворения целиком

(Несколько человек читают выразительно, 3 ученика)

- Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

7.3. Словесное рисование

- Представьте, что вам дали лист бумаги, чтобы вы нарисовали на переднем плане? На заднем плане?

7.4. Работа по картинам

- Посмотрите на слайд

- Какая из картин подходит к нашему стихотворению? Почему?

7.5. Обобщающая беседа

- Чем природа марта отличается от других весенних месяцев

- Можно ли сказать, что природа в марте только просыпается?

- Сумел ли Маршак передать ощущение пробуждения весны?

- Какова идея этого стихотворения?

- Все подходят, на них изображено пробуждение весны

Ответы учащихся

- Да

- Да, сумел

- Весной природа оживает, расцветает, преображается.

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

ПР1

Р2

К1

ПР1

К1

Л1

ПР4

К1

Л1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия

- Какая была тема нашего урока?

- Какова была цель нашего сегодняшнего урока?

- Достигли мы ее?

- Как называется это произведение?

- Понравилось вам стихотворение?

- Ребята, оцените свою работу на уроке, посмотрите на слайд

-  Выберите и продолжите любое предложение:

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

8.2. Домашнее задание

- Откройте, пожалуйста, дневники, запишите домашнее задание.

- Выучить стихотворение С. Я. Маршака «Снег уже теперь не тот»

- Спасибо всем  за урок! До свидания.

- Стихотворение Маршака «Снег уже не тот»

- Понять, как автор описывает  весну. И о чём говорится в стихотворении.

- «Снег теперь уже не тот»

Фронтальная

К1

П1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Я. Маршак. "Снег теперь уже не тот..."

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс...

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе  по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС)....

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...

Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»

Конспект урока по литературному чтению      2 класс   Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»Планируемые ре...

Конспект урока литературного чтения на тему «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о весне; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов, ...

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста....

Тема: "Стихотворения о дружбе (В. Берестова и Э. Мошковской)" 2 класс

Конспект по чтению. Тема: "Стихотворения о дружбе (В. Берестова и Э. Мошковской)" 2 класс...