С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Безручко Нина Сергеевна

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока литературного чтения

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Класс

2

Раздел (содержательная линия)

Люблю природу русскую. Весна

Тема урока

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».

Цели урока

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста.

Основное содержание урока

Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, с индивидуальными карточками.

Термины и понятия

Метафора,  олицетворение, сравнение.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

Научатся: читать стихотворения с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса, сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Получат возможность научиться: представлять картины весенней природы, самостоятельно придумывать вопросы к стихотворениям.

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Окружающий мир

Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот..»,  карточки с заданиями.

Фронтальная, индивидуальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: Организационно – мотивационный 

Педагогические задачи: настроить детей на предстоящую работу.

Планируемый результат:

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

– Дети, рано утром некто, хорошо вам известный, попросил меня поздравить вас с днём весеннего равноденствия и передать вам кое – что.

- Хотите узнать, кто это был?

- Отгадайте загадку:

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом

Огороду, полю врач

Глянцеватый,  чёрный ….

- Верно, это был грач.

Он очень беспокоился, что вы пропустите, не заметите что – то важное и просил передать вам фотографии, но вы сами должны сказать, что он увидел с высоты своего полёта.

Слайды презентации

- Как можно назвать то, о чём поведал нам грач? Что это?

- Верно. Недаром говорят:

Слайд презентации

- Прочтём хором:

Увидел грача – весну встречай.

- Прочитайте эту фразу:

ТИХО – ГРОМКО

МЕДЛЕННО – БЫСТРО

ГРОМКО – ТИХО

УДИВЛЁННО

РАДОСТНО

- Кто готов прочитать наизусть выученные дома стихотворения?

- Что объединяет эти стихотворения?

Предполагаемые ответы детей:

- Да, хотим.

Дети отгадывают загадку  -грач

ледолом, ледоход, половодье, таяние снега, проталины, первоцветы, прилёт птиц.

- Это приметы весны.

Дети хором читают фразу: «Увидел грача – весну встречай»

  с учётом заданий

Дети читают наизусть стихотворения, выученные к уроку (по выбору). 

-Они о весне.

- В них описан приход весны.

Название этапа: Актуализация опорных знаний

Педагогические задачи: подготовить  к изучению нового.

Планируемый результат:

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Работа в группах

На столе у каждой группы учащихся карточка №1

На карточке написана фраза:

«Снег  уже теперь не тот…»

Учитель:

Грач провожал  меня до школы, он шёл, прыгал, иногда перелетал немного вперёд и повторял одну и ту же фразу:

(учитель произносит фразу 3 раза , меняя логическое ударение:

- Снег уже совсем не тот …

- Снег уже совсем не тот …

- Снег уже совсем не тот …

Дети внимательно слушают

Название этапа: Постановка проблемы.

Планируемый результат:

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев.

Я спросила: - «Что это значит?»

Он как-то хитро посмотрел на меня и ответил: - «А это Вам ребята объяснят, они всё знают, только Вы у них обязательно спросите».

- Дети, вы согласны рассказать нам по секрету, что значит эта фраза?

- Дать вам время подумать?

-работаем с карточкой №1.

-прочитайте фразу, обсудите её, как вы понимаете это суждение? Ответы можно писать на карточке.

(Для детей, которые затрудняются при выполнении задания, учитель предлагает  ответить на вопросы:

- что происходит со снегом весной?

- Какой он по состоянию, по цвету?)

- Дети, определите тему урока,

поставьте цели.

Учитель обобщает и уточняет ответы детей:

- верно, мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…»

Слайд презентации

Научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы.

-Чем пользуется художник при написании картины?

- Музыкант?

- какой инструмент будем использовать мы?

- определим задачи:

- Что мы умеем?

- Чему научимся?

Карточка №2 (на столах)

На карточке написаны приметы весны – каждой группе разные приметы, если дети хотят, могут использовать свою примету.

1гр. - таяние снега, появление  проталин

2гр.- ледолом, ледоход, половодье

3гр. - первоцветы, набухание почек

4гр. -  прилёт птиц.

Дети, возьмите карточку №2;

- прочитайте приметы (примету) весны;

- составьте предложение  (можно несколько предложений) по примете весны;

- запишите его (их) на карточке.

- прочитайте предложения.

(От каждой группы выходит ученик.

Дети читают предложения друг за другом, получается текст.)

- удалось ли создать картину весенней природы?

Дети работают в группах:

-  берут карточку №1, читают задание, рассуждают, предлагают варианты ответов, выбирают на их взгляд точные, записывают их на карточке.

- слушание ответов по группам.

Предполагаемые ответы детей:

- снег был белый, лёгкий, пушистый, мягкий, а стал рыхлый, зернистый, тяжёлый,

появились проталины.

- пришла весна, снег стал таять

Предполагаемые ответы детей:

- тема-весна

- мы познакомимся ещё с одним стихотворением о весне

Цель – описать приход весны, рисовать словесную картину  весенней природы.

- красками

- нотами

- слово

- учиться подбирать слова, строить (конструировать) предложения,

-  использовать средства художественной выразительности,

- составлять текст.

-анализировать    

-составлять            

предложения          

-строить текст  

-выразительно        

читать  

-словами создавать           картину весенней

природы;

- применять в речи средства художест-

венной выразительности

- работают в группах: выбирают примету, обсуждают содержание, выясняют её смысл, подбирают слова, составляют предложение, записывают его или запоминают.

Выходят и читают предложения.

предполагаемые  ответы: текст составили, а полной

картины не получилось

Физминутка

Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.
(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.
(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,
(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
(наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся.
(дети садятся)

Название этапа: Изучение нового материала

Планируемый результат:

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев.

-давайте сравним нашу картину с картиной МАСТЕРА

Чтение учителем (можно прослушать аудиозапись) стихотворения С. Я. Маршака

«Снег уже теперь не тот…»

-Понравилось ли вам стихотворение?

 -Чем?

1) Вспомним средства художественной выразительности:

(Дети работают со словарём)

Слайд презентации

Даны определения из словаря С. Ожегова.

- метафора

- олицетворение

- сравнение

2) Найдем  средства художественной выразительности в стихотворении

Работа с учебником стр. 115

Анализ стихотворения

- Какими словами МАСТЕР описал таяние снега?

(уже не тот, потемнел -

Слайд презентации)

- Как он сообщил о ледоломе?

(треснул, будто раскололи – метафора и сравнение)

Слайд презентации

- Как передал чистоту воздуха, прозрачность?

(Небо стало выше - Слайд презентации)

- Какими словами передана радость оживания природы?

(зачирикал веселей)

- Каким словом он назвал тропинки?

(Стёжки –просторечье)

-С чем сравнил серёжки на вербах? Слайд презентации

( с серебром –сравнение)

- Какую метафору он применил к ним?

(светятся – метафора)

- подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения

- прочитайте выразительно.

- слушают стихотворение,

- отвечают на вопросы

- Работают со словарём С. Ожегова

- анализируют

- находят средства художественной выразительности

- готовят текст стихотворения для выразительного чтения

- читают выразительно стихотворение

Название этапа: Актуализация знаний на этапе закрепления

Педагогические задачи: закрепить полученные знания.

Планируемый результат:

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев.

Получилась ли картина природы у МАСТЕРА?

Почему?

Что нам необходимо сделать, чтобы создать картину?

-уточните пошагово ваши действия

- дополним нашу картину средствами художественной выразительности:

- подберите и вставьте в ваши предложения сравнение, олицетворение, метафору.

Работа в парах

Проговорите друг другу предложения.

Отметьте в ваших предложениях средства художественной выразительности

Прочитаем предложения (ученик от каждой группы читает предложение или несколько предложений. Получается текст.)

Какую картину весенней природы вы представили?

Сравните картину, написанную вами с картиной МАСТЕРА  (С.Я. Маршака)

Удалось ли нам создать при помощи слова картину весенней природы?

Соотнесите свой вывод с целью урока.

Достигли мы цели?

делают вывод

Применить средства художественной выразительности

- выделить слово из предложения

- подобрать к нему сравнение ( олицетворение, метафору)

- сконструировать предложение

- включить его в текст

Дети добавляют в предложения по мере необходимости метафоры, сравнения, олицетворения.

- работают в парах;

- читают предложения;

- находят средства художественной выразительности.

-  читают предложения

- слушают текст

- анализируют

-делают выводы

Название этапа: Рефлексивно - оценочный

Педагогические задачи: формировать умение самооценки своей деятельности.

Планируемый результат:

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

С.115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворению

Записывают задание в дневники

Слайд презентации

Учитель:

  выберите и продолжите любое предложение:

-на уроке я узнал

- я похвалил бы  себя за

- мне захотелось

- сегодня я сумел

Оцените свою работу в группе

(Дети заполняют таблицу)

Определите ваше настроение

(смайлики)

Слайд презентации

Спасибо за работу на уроке.

- выполняют задание

Дети заполняют таблицу

Определяют  настроение

Список использованной литературы:

1.С. И. Ожегов. « Словарь русского языка» М: «Русский язык» 1989 год.

2. «Литературное чтение» 2 класс ч. 2  УМК «Школа России» М: «Просвещение» 2012 год.

3.http://images.bugaga.ru/posts/1142927784_c67573c5598641883da8fbf2df8000e4_vesna.jpg - равноденствие

4.http://science.compulenta.ru/upload/iblock/01d/rook-2628.jpg - грач

5.http://www.photoworks.ru/Photos%5C4-2007%5C19%5C2053.jpg – проталины

6.http://ourflowers.ucoz.ru/_si/0/73839.jpg - март

7.http://peterwin.narod.ru/march01.jpg - март

8.http://peterwin.narod.ru/images/march10.jpg - март

9.http://migranov.ru/photoalbum/spring/mart.jpg - март

10.http://s41.radikal.ru/i094/0809/0c/8ee5ee870796.jpg - открытка

11.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/21/452/21452655_CHUDOSERDCE.jpg - открытка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Маршак. Снег уже теперь не тот...

Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Школа России"...

С. Я. Маршак. "Снег теперь уже не тот..."

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс...

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе  по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС)....

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"

Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....

Тема: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот», 2 класс

Конспект по литературному чтению во 2 классе: Стихотворение С. Я. Маршака «Снег теперь уже не тот»...