Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе: концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление); авторской программы по литературному чтению Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова 3 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая приказом Минобрнауки от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями)
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ п.Таёжный, утверждённая приказом от 30.08.2019 г. № 309.
  •  концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
  •  авторской программы по литературному чтению Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова М.:Дрофа,2017г.

1.2 Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия

Для учащихся

  1. 1 Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. 3 класс в 2 ч. Учебник./ав.состав. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова.- 11изд.,  -М.:Дрофа,2016.

Для учителя

  1. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. Учебник 3 класс. В 2 частях. -М.:Дрофа,2016г.
  2. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. Рабочая программа. 1—4 классы.-М.:Дрофа,2017г.
  3. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс.- М.:Дрофа,2016г.
  4. Грехнева, Г. М., Литературное чтение. Родное слово.3кл.Метод.пособие/ Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова.- 4 изд., перераб-М.:Дрофа,2013.-175,[1]с.: ил. ISBN 978-5-358-10163-

1.3 Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п.Таёжный на 2020-21учебный год на изучение предмета ллитературное чтение в 3 классе - 4 часа в неделю,  отводится всего 136часов

2. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметные УУД:

- овладеют соответсвующей беглостью чтения, умением понимать прочитанное и прослушанное, осознанным чтением про себя;

-научатся передавать содержание текста по составленному плану;

--научатся передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учётом специфики научно-популярного, учебного или художественного текса;

-научатся создавать устные и письменные тексты повествования, описания, рассуждения;

Учащиеся приобретут навыки первоначальной библиографической грамотности и научатся:

-самостоятельно выбирать интересующую их литературу в соответствии с тематикой или собственными желаниями

-пользоваться аннотацией литературных произведений;

-ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги;

-пользоваться словарём и справочником, включая компьютер.

Учащиеся смогут:

-осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом компьютерном пространстве Интернете;

-устанавливать причинно-следственные связи при анализе произведения;- устанавливать аналогии при анализе художественных произведений:

-обобщать полученную в ходе изучения предмета информацию.

В области поиска информации научатся:

-использовать следующие виды чтения просмотровое, выборочное, выразительное, изучающее, чтение по ролям;

-чтение наизусть поэтические тексты, находя соответствующее содержание и интонацию;

-адекватно понимать содержание прочитанного текста;

-определять главную мысль текста в соответствии с заглавием произведения;

-озаглавливать тексты по персонажам, по главному событию, использовать пословицу или афоризм, объяснять заглавие текста4

-делить тексты на части, составлять простой план в разной речевой форме;

-В области преобразования и интерпретации информации научатся;

-пересказывать подробно и сжато;

-устанавливать связи невысказанные в тексте прямо;

-выявлять в тексте информацию, не выраженную явно;

-создавать собственные высказывания на основе содержания текста

-формулировать несложные выводы, строить аргументацию на основе прочитанного4

Ученик получит возможность научиться:

-делать выписки из прочитанных текстов с целью дальнейшего использования;

-составлять небольшие отзывы и аннотации о прочитанном

Учащиеся научатся по окончании 3 класса:

-реализовывать основные учебные действия по анализу и интерпретации художественных произвидений6делить текст на части, составлять план, определять главную мысль характеризовать персонаж  произведения, выявлять образ автора в произведении6

-выявлять и анализировать средства художественной выразительности(сравнение, скрытое сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, звукопись, звукоподражание, противопоставление, повтор)

-работать с речевой формой литературного произведения9определять значение слов и словосочетаний в тексте, толковать значение фразеологизмов ,выявлять многозначность,. определять переносное значение слов, выявлять в тексте устаревшие слова, выявлять разговорную и поэтическую лексику, уменьшительно-ласкательные слова)

-выявлять содержание прозаического и поэтического произведения6

-выявлять поучительный смысл народных произведений.

В области творческой деятельности учащееся научатся:

-инсценировать литературное произведение;

-составлять собственный текст по модели;

-создавать иллюстрацию к тексту.

Личностные УУД, обеспечивающие дальнейшее обучение:

  • положительное отношение к школе и процессу получения знаний; устойчивая учебно- познавательная мотивация;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • представление о марально –этических и нравственных ценностях общества;
  • основы экологической культуры путём знакомства с произведениями о природе;
  • чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями русской и мировой классической литературы.
  • развитие этических чувств, понимание чувств других, умение сопереживать.

Учащиеся овладеют метапредметными УУД

Познавательные УУД:

•        находить в тексте конкретные сведения, факты, выраженные явно и неявно;

•        определять тему и главную мысль текста; соотносить название текста с содержанием, с главной мыслью;

•        делить текст на смысловые части, составлять план текста;

•        вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;

•        сравнивать объекты, описанные в тексте;

•        понимать жанр, структуру, выразительные средства;

     Коммуникативные УУД :овладеют

  •  навыками построения монолога;
  • умением вести диалог в различных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
  • умением использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
  • использовать различные виды чтения (вслух и про себя; ознакомительные, изучающие, поисковые);
  • пользоваться и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках, включая компьютерные..

Регулятивные УУД:

•        высказывать оценочное суждение;

•        оценивать место и роль иллюстративного ряда в тексте;

•        подвергать сомнению информацию, замечать пробелы и находить пути восполнения информации;

•        участвовать в диалоге при обсуждении информации.

•        соотносить позицию автора с собственной.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема раздела/Количество часов

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ в 3  классе

Содержание

Характеристика видов учебной деятельности

Содержание воспитания

1

Славная осень (10 ч).

Стихи и рассказы об осени. А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...». Отрывок;

И. С. Соколов-Микитов

«Осень»;

К. Г. Паустовский

«Наедине с осенью»;

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая...». Отрывок; А. Н. Майков «Осень». Отрывок; Н. М. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...». Отрывок;

А. Т. Твардовский «Лес осенью»;

А. Н. Плещеев «Скучная картина...»;

Н. А. Некрасов «Железная дорога». Отрывок; А. С. Пушкин «Осень». Отрывок; Н. М. Рубцов «Ворона»;

И. С. Соколов-Микитов

«Русский лес». Отрывок.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; сравнение текстов; членение текста на части; составление плана; выражение образа автора в произведении; передача содержания текста своими словами.

Анализ художественного произведения. Поэтические картины осени; восприятие образного содержания художественных текстов (осенние краски и дары осени); развитие умения видеть и чувствовать красоту осенней природы и красоту словесных картин осени (эстетическое воспитание); расширение представлений о природе на основе художественных произведений.

Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений о теме произведения; формирование представлений об эпитете, сравнении и скрытом сравнении; формирование представлений о стихотворном тексте-описании. Речевая работа. Выявление и анализ речевых особенностей текста (сравнение, эпитет, звукопись); работа с образными выражениями; ознакомление со средствами речевой организации; расширение и активация словарного запаса школьника. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Чтение наизусть. Выразительное чтение: выделение, подчеркивание голосом повторяющихся звуков при наличии звукописи; передача настроения, эмоционального тона. Декламация. Построение устного монолога в форме рассказа (описание). Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; выявление сходства и отличия разных текстов; выделение частей художественного произведения; составление простого плана; творческий пересказ (пересказ части текста с заменой первого лица на третье).

Определение эмоционального тона произведения; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста; описание осенних примет в текстах. Определение темы произведения; выявление в тексте эпитетов и сравнений; выявление в тексте признаков описания. Характеристика речевых особенностей художественного произведения (средства создания выразительности); объяснение значения слова и выражения. Иллюстрирование текста; раскрашивание картинки в соответствии с содержанием текста. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

Развитие чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями русской и мировой классической литературы

2

Про хитроумного дрозда, глупого медведя и других зверей (6 ч).

Русские народные сказки и потешки о животных. «Ой, люли, та-ра-ра!», «Лиса и дрозд», «Мужик и медведь».

Русские народные сказки. В обработке А. Н. Толстого; «Медведь, Волк и Лиса». Русская народная сказка; «Калинка». Русская народная плясовая песня; «Тень-тень, поте- тень...». Потешка.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; членение текста на части; передача содержания текста своими словами; работа с учебным текстом; сравнение текстов разных жанров. Анализ художественного произведения. Специфика персонажей сказок о животных, их отличительные признаки; выработка умения оценивать персонаж сказки по его поступкам и мотивам поступков; нравственное содержание сказок о животных; развитие первоначальных умений определять основную мысль произведения; роль противопоставления в сказках.

Литературоведческая пропедевтика. Работа с понятием «жанр»; закрепление представлений о сказках про животных; развитие представлений о комическом в литературе; развитие представлений о созвучии (рифме) как средстве выразительности. Речевая работа. Развитие речевого чутья через толкование значений образных слов и выражений; развитие представлений о роли и выразительных возможностях уменьшительно-ласкательных слов; обнаружение и анализ речевых особенностей текста; объяснение значения слова через значение его частей.

Знакомство с культурно-историческим наследием. Знакомство с предметами старинного русского быта. Творческая работа.

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение по ролям (инсценировка). Выразительное чтение: передача голосом разного рода просьб. Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; составление плана по событиям; выделение частей текста и озаглавливание частей в заданной речевой форме; пересказ фрагментов текста; выделение сходств и различий при сопоставлении произведений разных жанров. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм человеческой морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление норм морали,

отраженных в произведении. Выявление жанровых признаков сказок о животных в конкретных текстах; выделение в тексте созвучий и определение роли созвучий в тексте.

Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения, уменьшительно-ласкательные слова, разговорная лексика, сло- ва-синонимы); объяснение значения слова и выражения; выделение морфем в словах и определение их значений. Создание текста сказки по предложенной модели; иллюстрирование.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

3

Делу — время, потехе — час (10 ч).

Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора. Шуточные стихи и рассказы. «Уж ты, бабушка-келейница...». Народная небылица в обработке Н. П. Колпаковой; «Жил я, поживал...», «Из-за леса, из-за гор...», «Небывальщина». Небылицы; Н. Матвеева «Путаница» . Отрывок; Д. Хармс «Иван Топорышкин». Скороговорка; Е. А. Благинина «Скороговорки», «Букварик»;

английские небылицы в переводе С. Я. Маршака: «Чудеса в решете», «Вопрос и ответ», «Я видел»;

Ю. П. Мориц «Хохотальная путаница»;

О. Е. Григорьев «Повар»; докучные сказки: «Жил-был царь», «Жил Кутырь-Мутырь...», «Жили-дружили Кот и Вор кот...»;

Е. А. Благинина «Бесконечная песенка»; народные загадки-шутки; литературные загадки и шутки:

С. Я. Маршак «Мы ходим ночью...», «Бьют его рукой и палкой...»;

 С. В. Михалков «Чтобы ходики ходили...»;

О. Е. Григорьев «Я

волновался от страха...», «Велосипед»;

Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Отрывок. Перевод Б. В. Заходера; «Сам по себе». Отрывок. Английская прибаутка. Перевод С. Я. Маршака.

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение. Отработка навыков четкого и быстрого произношения (при произнесении скороговорки). Работа с текстом. Отработка навыков построения оценочного высказывания; установление аналогии — сравнение разных произведений одного жанра; установление причинно-следственных и других связей между объектами; работа с учебным текстом. Анализ художественного произведения. Шутливое искажение действительности в небылицах: искажение места действия, орудий действия, признаков предметов и т. д.; выявление приемов создания небылиц; литературные небылицы и небылицы народные; анализ жанровых признаков текста.

Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений о жанре небылицы, путаницы и скороговорки; закрепление представления о докучных сказках; развитие представлений о комическом в литературном произведении; развитие представлений о созвучии (рифме). Речевая работа. Сочетаемость языковых единиц как отражение логики реальной действительности; речевые средства выражения комического; словесная игра в загадках-шутках; расширение и активация словарного запаса школьника. Знакомство с культурно-историче- ским наследием.

Знакомство с некоторыми приметами старинного русского быта. Творческая работа. Работа с книгой*.

Просмотровое и выборочное чтение. Выразительное чтение. Произнесение скороговорки. Формулировка выводов, основанных на содержании текста; установление логически правильных связей между объектами; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру.

Обнаружение смешного в содержании рассматриваемых произведений; определение основных приемов создания небылиц, скороговорок.

Выделение жанровых признаков небылицы, путаницы, скороговорки, докучной сказки в конкретных текстах; определение форм и средств выражения комического художественном тексте; определение роли созвучий в тексте. Установление нарушения смысловых связей между словами и замена их на правильные; выявление средств создания словесной игры (переносное значение, двойной смысл и др.); объяснение значений слов и выражений. Создание небылицы по заданной модели. Придумывание последней строчки докучной сказки. Иллюстрирование текста. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

4

Сказки-несказки (10 ч).

В. В. Бианки «Теремок»; М. Л. Михайлов

«Лесные хоромы»; «Сел сверчок на шесток».

 Потешка;

Б. В. Заходер «Русачок»; В. В. Бианки «Терентий-Тетерев»; И. С. Соколов-Микитов «Тетерева». Отрывок.

Аудирование*.

Говорение*.

Письмо*.

Чтение. Выработка умения передавать характер персонажа через его речь.

Работа с текстом. Отработка навыков построения оценочного высказывания; членение текста на части; передача содержания текста своими словами; установление последовательности событий в тексте; сравнение текстов; работа с учебным текстом.

Анализ художественного произведения. Животные в литературных сказках; воспитание бережного отношения к природе, животным; использование фольклорных сюжетов в литературных сказках; выявление авторского отношения к персонажу на основе анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика. Закрепление и развитие представлений о литературной сказке; формирование представлений о сказке-несказке как особой разновидности литературной сказки; развитие представлений о понятиях «сказка», «рассказ». Речевая работа. Выявление речевых особенностей текста; расширение и активация словаря школьника; работа с многозначными словами, с синонимами. Знакомство с культурно-историческим наследием. Расширение представлений о предметах старинного быта. Творческая работа. Работа с книгой*.

Просмотровое и выборочное

чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Инсценировка. Формулирование выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; составление плана в разном речевом оформлении; пересказ фрагментов текста; подробный пересказ текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Характеристика поведения персонажей; сравнение произведений по событиям и персонажам; определение главной мысли текста. Выделение отличительных жанровых признаков сказки-несказ- ки; разграничение жанров сказки, рассказа.

Анализ разговорных слов, эпитетов, сравнений как речевых особенностей произведений о животных; определение значений слов в тексте; сравнение лексических значений слов; подбор синонимов; понимание и использование новых (незнакомых) слов. Придумывание к сказке новых эпизодов по аналогии. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

5

Что такое хорошо и что такое плохо» (10 ч).

Басни, рассказы и стихи поучительного характера. А. П. Гайдар «Совесть»; И. А. Крылов «Чиж и Голубь», «Волк и Журавль». Басни; Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Лгун». Басни; А. Н. Плещеев «Старик». Отрывок; «На берегу». Отрывок; М. М. Зощенко «Самое главное»; И. В. Северянин «Ее питомцы».

Аудирование*. Говорение*. Чтение*. Письмо*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; работа с заглавием; построение рассуждения; отличие произведений разных жанров; членение текста на части; работа с заглавием; передача содержания текста своими словами; работа с текстом-рассуждением.

Анализ художественного произведения. Персонажи произведения в их поступках и речи; отношение автора к персонажам; нравственное содержание произведений; развитие этических чувств (ответственность, стыд, совестливость, чувство долга, уважительного отношения к старшим). Литературоведческая пропедевтика. Углубление представлений об основной мысли произведения; развитие умения определять поучительный смысл произведения; развитие представлений о жанровых признаках басни; формирование представлений о пословице.

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текс- та; развитие речевого чутья; развитие представлений о стилистически окрашенных словах. Творческая работа. Работа с книгой*.

жей с точки зрения норм морали; определение поучительного смысла произведения. Выявление жанровой специфики басни, пословицы; формулирование основной мысли, поучительного смысла произведения. Подбор синонимов; разграничение слов разговорных и общеупотребительных, устаревших и современных; толкование образных выражений; определение роли уменьшительно-ласкательных слов.

Создание устного текста на основе собственного опыта. Создание текста по пословице. Иллюстрирование.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

6

В мире волшебной сказки (10ч).

«Гуси-лебеди»,

«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко». Русские народные сказки; «Ленок». Русская народная плясовая песня; русские народные шутки о ленивых.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; сравнение разных произведений одного жанра; деление текста на части; передача содержания текста своими словами; работа с учебным текстом.

Анализ художественного произведения. Формирование понятия о волшебной сказке; фантастика в сказке: фантастические события, фантастические персонажи, волшебные предметы; нравственное содержание сказок; троекратный повтор. Литературоведческая пропедевтика. Закрепление и углубление представлений о волшебной сказке; формирование представлений о художественных приемах (противопоставление, повтор). Речевая работа. Анализ речевых особенностей текста; развитие речевого чутья; работа с устойчивыми выражениями, с созвучием, устаревшей лексикой, со сказочными выражениями; обогащение лексического и фразеологического запаса школьника. Знакомство с культурно-историческим наследием. Расширение представлений о старинном русском быте. Творческая работа. Работа с книгой*.

Просмотровое и выборочное

чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; составление сложного плана; пересказ фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; передача содержания текста своими словами с использованием сказочной лексики. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам. Выявление жанровых признаков волшебной сказки в конкретных текстах; выделение противопоставлений и повторов в тексте. Выявление речевых особенностей художественного произведения (созвучие, образные слова и выражения; сказочные выражения, устаревшие слова; объяснение значений слов и выражений. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

7

«Поет зима, аукает...»

(10 ч).

Стихи и рассказы о зиме. А. С. Пушкин «Зимнее утро». Отрывок; А. А. Фет «Печальная береза», «Кот поет, глаза прищуря...»; С. А. Есенин «Заметает пурга...». Отрывок; Г. А. Скребицкий «Синица», «Белая шубка»; С. Я. Маршак «Декабрь». Отрывок; С. М.Городецкий «Новогодние приметы»; Е. А. Благинина «Стихи о елке, о сером волке»; Ю. П. Мориц «Настоящий секрет»; В. И. Белов «Зима». Отрывок из очерков «Повседневная жизнь русского Севера»; Н. М. Рубцов «Мимо изгороди шаткой...»; считалки, загадки, скороговорки.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; построение доказательства; сравнение текстов по разным признакам; работа с понятием «жанр»; работа с заглавием; работа с текстом-описанием; осуществление расширенного поиска информации. Анализ художественного произведения. Восприятие содержания поэтического текста и настроения, в нем выраженного; картины зимы в представлении разных авторов; развитие эстетического чувства при анализе красот русской зимней природы; формирование в детях чувства доброты, участия.

Литературоведческая пропедевтика. Формирование представлений о жанре считалки, приметы; развитие представлений о жанре загадки; развитие представлений о приеме противопоставлений, об эпитете, сравнении, скрытом сравнении как средствах выразительности; закрепление представлений об олицетворении, звукописи, развитие представлений о комическом в художественном произведении. Речевая работа. Развитие представлений о сфере употребления слов и оборотов; развитие речевого чутья; обнаружение и анализ речевых особенностей текстов; работа с синонимами; пополнение словаря школьника; развитие речевого слуха. Знакомство с культурно-историческим наследием. Развитие представлений о старинном русском быте.

Творческая работа. Работа с книгой.

Выборочное чтение для нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение сходных и отличных признаков текстов; определение жанра произведения; характеристика персонажа; озаглавливание частей произведения; поиск информации в сети Интернет. Восприятие красоты родной природы, воспетой поэтами; описание эмоционального тона произведения; характеристика образа автора в произведении. Выявление жанровых признаков считалки, загадки, приметы в конкретных текстах; обнаружение в тексте приема противопоставления, олицетворения, звукописи; выявление средств выражения комического в текстах.

Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения, разговорная лексика и др.); подбор синонимов; выявление речевых признаков разных видов повествования; объяснение значения слов и выражений; наблюдение за ритмом стихотворения. Создание устного рассказа- описания. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

8

 Сказки русских писателей (5 ч).

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»;

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; сравнение текстов; работа с учебным текстом.

Анализ художественного произведения. Выработка умения оценивать персонаж сказки по его поступкам; образ автора в сказке; работа над нравственным содержанием литературных сказок         (поучительный смысл сказки); сравнение сказок народных и литературных.

Литературоведческая пропедевтика. Закрепление представлений о литературной сказке; формирование первоначальных представлений об иронии; расширение представлений о волшебной сказке.

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; расширение и активация словаря школьника. Знакомство с культурно-историческим наследием. Расширение представлений о старинном русском быте. Творческая работа. Работа с книгой*.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или жанру.

Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Выделение в конкретных текстах специфических признаков литературной сказки; выделение в литературной сказке одного из признаков волшебной сказки (троекратный повтор). Выявление и анализ образных слов и выражений, устаревших слов; определение значений слов и выражений в тексте. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

9

О братьях наших меньших (9 ч).

 

Стихи и рассказы о животных. Ю. И. Коваль «Лабаз». В сокращении; В. Л. Дуров «У классной доски»; М. М. Пришвин «Норка и Жулька», «Жулька и кот»; К. Г. Паустовский «Мой дом». Отрывок; Б. С. Житков «Галка»; В. В. Вересаев «Братишка»; А. Л. Барто «Воробей»;

В. Д. Берестов «Прощание с другом».

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Отработка навыков построения оценочного высказывания; членение текста на части; передача содержания текста своими словами; работа с заглавием; сравнение текстов; работа с текстом-описанием; работа с учебным текстом. Анализ художественного произведения: эмоциональное и этическое развитие учащихся на материале произведений о животных, воспитание бережного отношения к природе, животным; определение главной мысли произведения; выявление авторского отношения к персонажу на основе анализа текста; комическое в произведениях о животных. Литературоведческая пропедевтика. Закрепление представлений о жанрах сказки и рассказа; развитие представлений об образе автора.

Речевая работа. Определение речевых особенностей текста; развитие речевого чутья; работа с синонимами; расширение и активация словаря школьника; развитие представлений о сфере употребления слов (разговорные слова).

Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение частей текста; пересказ фрагментов текста; пересказ по составленному плану; озаглавливание текста; выделение общего и отличного в произведениях. Определение эмоционального тона и настроения произведения; характеристика поведения персонажей; определение главной мысли произведения; характеристика автора произведения. Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа.

Анализ образных слов и выражений; выделение речевых признаков повествования от первого лица; подбор синонимов; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений слов в тексте. Создание продолжения рассказа. Создание устных текстов описательного и повествовательного характера.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

10

Фантазеры (9 ч).

Стихи и рассказы о детской мечте и фантазии. Ю. П. Мориц «Сто фантазий»; В. Ю. Драгунский «Не пиф, не паф!»; Н. Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Р. П. Погодин «Кирпичные острова».

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; членение текста на части; работа с заглавием.

Анализ художественного произведения. Выявление в содержании текста реального и фантастического; выявление комического в стихотворении; развитие представлений о разных видах фантазии; выработка умения оценивать персонаж по его поступкам; противопоставление персонажей; определение главной мысли текста.

Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений о комическом; закрепление понятий о небылице (народная небылица и литературная небылица).

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с речевыми средствами характеристики персонажа; развитие речевого чутья; работа с синонимами; с прямым и переносным значением слова. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Инсценировка. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; деление текста на части по событиям; озаглавливание.

Характеристика персонажей; анализ поступков персонажей; анализ средств выражения комического.

Обнаружение в тексте средств выражения комического; выделение жанровых признаков текста. Выявление и анализ образных слов и выражений; выбор слов для характеристики персонажа; определение значений слов и выражений в тексте; выбор слова из заданного ряда; подбор синонимов.

Создание устного текста в жанре небылицы. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

11

«Весна идет к нам молодая...»

(7 ч).

Стихи и рассказы о весне. А. С. Пушкин «Еще дуют холодные ветры...»; Б. Л. Пастернак «Март». Отрывок; А. Н. Майков «Ласточка примчалась...»; В. В. Бианки «Синичкин календарь. Апрель»;

Э. Э. Мошковская «Лед тронулся»; С. А. Есенин «Черемуха». Отрывок, «Сыплет черемуха снегом. ..»; А. Н. Плещеев«Мой садик»; А. А. Блок «Ворона»; В. А. Жуковский «Жаворонок»; А. А. Фет «Весенний дождь»; И. С. Никитин «Весна в степи». Отрывок.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Деление текста на части; работа с заглавием; выражение образа автора в произведении; сравнение текстов по разным признакам; работа с учебным текстом; передача содержания текста своими словами; построение аргументации; осуществление расширенного поиска информации.

Анализ художественного произведения. Весна как время пробужде- ния и обновления природы в произведениях русских поэтов и писателей; знакомство с народными приметами о весне; образ автора в художественном произведении; настроение, выраженное в произведениях; расширение представлений о явлениях природы; развитие наблюдательности по отношению к природе; анализ нравственного содержания произведений.

Литературоведческая пропедевтика. Пополнение знаний об олицетворении; развитие представлений об эпитетах, о звуковых средствах выразительности. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с образными выражениями; развитие речевого чутья; работа с синонимами; расширение и активация словарного запаса школьника; работа с однокоренными словами.

Знакомство с культурно-историче- ским наследием.

Знакомство со старинными народными весенними обычаями и обрядами; знакомство со старинным крестьянским бытом. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. Построение устного монолога в форме рассказа (описание). Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение частей художественного произведения; озаглавливание частей текста; выделение сходства и отличия текстов; подробный пересказ текста; поиск информации в сети Интернет. Определение эмоционального тона произведения; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста; анализ роли выразительных средств в произведении; наблюдение за природой и бережное отношение к ней. Выявление олицетворений, эпитетов, звукописи в тексте. Выявление и анализ использованных в тексте образных средств создания выразительности; объяснение значения слов и выражений; подбор синонимов; использование новых слов; морфемный анализ производного слова. Создание устного текста-описания; иллюстрирование текста. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

12

Так нельзя, а так можно и нужно (8 ч).

Рассказы поучительного характера. С. В. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», «Воробей», «Летяга», «Зайчонок», «Дружок», «Что я хочу сказать вам на прощание»; М. М. Зощенко «Не надо врать».

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; деление текста на части; работа с заглавием; передача содержания текста своими словами; установление аналогии. Анализ художественного произведения. Воспитание бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности за свои поступки, чувства сопереживания; развитие умения правильно оценивать поступки персонажей; определение главной мысли произведения; оценка поведения персонажей; отношение автора к персонажам.

Литературоведческая пропедевтика. Формирование представлений об образе автора-рассказчика; углубление представлений об основной мысли произведений; развитие представлений о комическом.

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; словесное выражение основной мысли художественного произведения; обогащение словаря школьника. Обнаружение нравственных ценностей, отраженных в поведении персонажей; определение поучительного смысла произведения; определение авторской позиции;анализ поступков персонажа с точки зрения норм морали. Знакомство с культурно-историческим наследием. Расширение представлений о действительности. Творческая работа. Работа с книгой*.

Просмотровое и выборочное

чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; объяснение смысла заглавия; озаглавливание частей текста; выборочный пересказ текста с заменой лица (творческий пересказ); выделение сходных признаков предметов.

Выявление средств выражения образа автора в тексте; формулирование основной мысли произведения; анализ средств выражения комического в тексте. Определение значения слова; выделение речевых средств выражения основной мысли; подбор слов для характеристики персонажа. Создание устного текста повествовательного характера(с опорой на прочитанное произведение). Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

13

Красна весна перьем, а человек ученьем (10 ч).

Рассказы о школьной жизни. Е. Л. Шварц «Несчастный и счастливый день Маруси». Из повести «Первоклассница»; В. В. Голявкин «Совесть»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Поступление в гимназию». Из повести «Детство Темы»; И. А. Бунин «Экзамены в гимназию». Из романа «Жизнь Арсеньева»; К. Г. Паустовский «Кишата». Из повести «Далекие годы»; В. И. Дмитриева «Малыш и Жучка».

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение. Использование норм речевого этикета. Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; установление аналогии; работа с заглавием; деление текста.

Анализ художественного произведения. Персонажи произведений и их отношение к школе; расширение представлений о школе; нравственное воспитание школьников на примере поведения персонажей анализируемых текстов (воспитание честности, правдивости, уважительного и ответственного отношения к школе). Литературоведческая пропедевтика. Развитие представления о главной мысли художественного произведения, о заглавии текста, о персонаже-рассказчике. Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; развитие речевого чутья; расширение представлений о сфере употребления слов; работа с синонимами; обогащение словаря школьника. Знакомство с культурно-историческим наследием.

Расширение представлений об истории русской школы. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Использование этикетных формул приветствия.

Сравнение текстов, близких по форме и содержанию; выявление сходства и различия персонажей; составление простого плана; озаглавливание.

Характеристика поведения персонажей и определение мотивов их поступков; определение авторской позиции; нравственная оценка поступков персонажей. Формулирование главной мысли произведения; определение смысла заглавия; определение особенностей персонажа-рассказчика.

Выявление речевых примет в рассказе от первого лица; определение конкретного значения слова в контексте; выбор слов из заданного ряда; анализ функции разговорных слов в тексте; подбор синонимов; анализ речевых признаков повествования от первого лица.

Создание устного текста повествовательного характера(с опорой на прочитанное произведение). Написание отзыва в «Дневнике читателя».

14

И в шутку, и всерьез (8 ч).

Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора. Шуточные стихи и рассказы. «Как у бабушки козел». Русская народная песня; народные присловья, пословицы, шутки о трусости; В. А. Жуковский «Котик и козлик»; «Храбрецы», «Барабек». Английские народные песенки. Перевод К. И. Чуковского;

Саша Черный. «Ну-ка дети!..»; «Глиняшка», «Кочеток и курочка».

Русские народные сказки; «Робин-Боббин», «Дом, который построил Джек», «Гвоздь и подкова». Английские народные песенки. Перевод С. Я. Маршака;

В. А. Осеева «Кто всех глупей»;

Л. Н. Толстой «Старик и смерть», «Три калача и одна баранка». Басни;

К. С. Аксаков «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал...»;

 В. А. Жуковский «Мальчик с пальчик». Отрывок; «Муженек с ноготок».

Английская народная песенка. Перевод С. Я. Маршака.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Отработка навыков построения оценочного высказывания; сравнение разных произведений одного жанра; сравнение произведений разных жанров, сходных по содержанию; передача смысла текста своими словами;деление текста. Анализ художественного произведения. Знакомство с комическими произведениями разных жанров; работа со средствами создания комизма; развитие умений определять главную мысль шуточного произведения; выработка умения оценивать персонаж по его поступкам.

Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений о комическом в художественном произведении; развитие представлений о разных видах шуточных произведений; развитие представлений о построении фольклорных произведений; работа с понятием «жанр литературного произведения»; развитие представлений о созвучии (рифме).

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с синонимами, с уменьшительно-ласкательными словами; расширение и активация словарного запаса школьника. Знакомство с культурно-историческим наследием. Знакомство с некоторыми реалиями деревенского русского быта. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру, а также в произведениях разных народов; творческий пересказ текста; составление плана.

Анализ средств создания комизма; характеристика персонажа по его поступкам; определение главной мысли произведения. Определение жанра произведения; выявление средств создания комического в тексте; выявление созвучия.

Выявление в тексте произведения созвучий, образных слов, уменьшительно-ласкательных

слов и определение их роли в тексте; подбор синонимов; объяснение значений слов и выражений. Создание эпизодов сказки по модели. Пересказ сказки в обратном порядке. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

15

Сказки зарубежных писателей (7 ч).

 

Ш. Перро

«Подарки феи». Перевод и пересказ Т. Габбе; X. К. Андерсен «Огниво». Перевод с датского А. Ганзен; Братья Гримм «Храбрый портной». Пересказ А. Введенского; Дж. Харрис «Сказка про лошадь Братца Кролика», «Братец Кролик и Братец Медведь». Из книги «Сказки дядюшки Рижуса». Перевод с английского и обработка М. Гершензона; Дж. Родари «Пуговкин домик». Перевод с итальянского И. Константиновой и Л. Тарасова.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; деление текста на части; передача содержания текста своими словами; установление аналогии (сравнение текстов по разным признакам); работа с заглавием; работа с учебным текстом. Анализ художественного произведения. Выработка умения характеризовать персонаж по его поступкам.

Литературоведческая пропедевтика. Закрепление понятия «волшебная сказка»; развитие представлений о понятии « персонаж-рассказчик»; развитие представлений об иронии; формирование представлений о противопоставлении. Речевая работа. Работа с речевыми особенностями текста(противопоставление, повтор, рифма); расширение знаний о сфере употребления слова; развитие речевого чутья; речевые средства создания иронии.

Знакомство с мировыми культурными ценностями. Развитие представлений о датском писателе- сказочнике X. К. Андерсене. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; подробный пересказ текста; выделение сходства и различия сказок по разным признакам; озаглав- ливание.

Характеристика персонажа; сравнение сказок литературных с русскими народными. Выявление примет волшебной сказки; применение понятия «персонаж-рассказчик» при анализе художественного текста; выявление в тексте противопоставления, иронии. Анализ примеров противопоставления, повтора и рифмы; анализ функции разговорных слов в тексте; подбор синонимов и антонимов; выявление средств создания иронии. Создание собственного текста в заданном жанре и виде, работа с иллюстрациями. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

16

Лето красное (6 ч).

Стихи и рассказы о лете. В. П. Астафьев «Зорькина песня». Отрывок;

«Пошли девушки в лес по ягоды...». Русская народная песня; К. Г. Паустовский «Жара стояла...». Отрывок из рассказа «Квакша»; И. В. Северянин «Кружевеет, розовеет утром лес»; Е. А. Благинина «Эхо»; К. И. Чуковский «Загадка»; Ф. И. Тютчев « В небе тают облака...». Отрывок;

Н. А. Некрасов «Песня Еремушке». Отрывок; А. Н. Майков «Летний дождь»; М. И. Цветаева«Август — астры...». Отрывок.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; сравнение произведений по разным признакам.

Анализ художественного произведения. Анализ поэтических картин лета; развитие умения воспринимать поэтическое содержание лирического текста; восприятие эмоционального тона стихотворения; развитие эстетического чувства при анализе красот русской природы; развитие умения воспринимать выразительность и точность поэтического слова; выразительность загадок и пословиц о лете. Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений о сравнении и скрытом сравнении; развитие представлений об образе автора.

Речевая работа. Выявление и анализ речевых особенностей текстов; развитие навыков устной речи; работа с синонимами; расширение словарного запаса учащихся. Творческая работа. Работа с книгой*.

Выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное

чтение (работа с рифмой — создание образа «эхо»). Создание собственных высказываний на основе содержания текста; определение жанра произведения; выявление сходства и различия темы текста, его содержания и настроения. Восприятие красоты родной природы, воспетой поэтами; описание эмоционального тона произведения; определение роли выразительных средств в анализируемых произведениях. Выявление в тексте художественного произведения сравнений, скрытых сравнений; характеристика образа автора. Выявление в тексте художественного произведения специальной

поэтической лексики, звукописи, повтора; толкование значений слов и выражений; подбор синонимов.

Создание устного текста. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

17

Русские мастера (1 ч).

«Хохлома»; В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», «Матрешка — русский сувенир»; В. Н. Крупин «Дымка». Рассказы о замечательных русских художественных промыслах. Талантливость русских мастеров.

Аудирование*. Письмо*. Чтение*. Говорение*.

Работа с текстом. Деление текста; передача содержания текста своими словами; работа с планом текста.

Анализ художественного произведения. Формирование представлений о старинных русских народ ных промыслах (формирование основ гражданской идентичности личности); развитие наблюдательности; эстетическое воспитание. Литературоведческая пропедевтика. Закрепление представлений о построении произведения. Речевая работа. Выявление и анализ речевых особенностей текстов; развитие навыков связной устной речи; расширение словарного запаса учащегося.

Знакомство с культурно-историческим наследием. Знакомство с традиционными русскими ремеслами. Творческая работа.

Выборочное чтение.

Пересказ текста по составленному

плану.

Наблюдение изделий русских мастеров, анализ их описаний в тексте.

Выделение и анализ частей произведения.

Объяснение значений слов; создание устных текстов. Создание устного текста по модели. Иллюстрирование, раскрашивание рисунка.

4.Система оценки достижения планируемых предметных результатов. Критерии оценивания.

Оценивание навыка чтения младшего школьника:

  • способ чтения;-
  •  правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  •  скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  • выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Оценивание навыка чтения

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 75 слов

Более 90 слов

«4»

60-75 слов

75-90 слов

«3»

45-59 слов

60-74 слов

«2»

Менее 45 слов

Менее 60 слов

Литературное чтение

Виды чтения

Количество слов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вслух

25-30 слов – I-е полугодие,

35-40 слов II-е полугодие

45-50 слов

65-70 слов

85-90 слов

Про себя

50-60 слов

85-90 слов

115-120 слов

Наизусть*

8-10 стихотворений

10-12 стихотворений

Не менее 15 стихотворений

Требования к чтению

  •  Правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру

При выставлении оценок за чтение, необходимо придерживаться определенных критериев:

  • чтение по слогам или слово полностью,
  • наличие ошибок при чтении,
  • количество слов в минуту,
  • выразительность,
  • осознанность.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного;
  • неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Чтение наизусть

Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка «4» – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку    слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения;
  • соблюдение пауз;
  • правильный выбор темпа;
  • соблюдение нужной интонации;
  • безошибочное чтение.

Оценка «5» – выполнены правильно все требования.

Оценка «4» – не соблюдены 1–2 требования.

Оценка «3» – допущены ошибки по 3 требованиям.

Оценка «2» – допущены ошибки более чем по 3 требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • своевременно начинать читать свои слова;
  • подбирать правильную интонацию;
  • читать безошибочно;
  • читать выразительно.

Оценка «5» – выполнены все требования.

Оценка «4» – допущены ошибки по 1 какому-то требованию.

Оценка «3»  – допущены ошибки по 2 требованиям.

Оценка «2» – допущены ошибки по 3 требованиям.

Пересказ

Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не  упуская главного (подробно,  кратко, или по плану), правильно отвечает на  вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет   последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

 Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного.

5.КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  В 3 КЛАССЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Раздел

Тема уроков

Дата

по плану

По факту

Содержание

Примечание

1

Славная осень

 (10 ч).

Осенние перемены.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...». И. С.Соколов-Микитов «Осень»;

1.09

1.09

Чтение,

Составление простого плана,

Творческая работа иллюстрирование

2

Прощание с журавлями. К. Г. Паустовский «Наедине с осенью»;

2.09

2.09

Чтение, выборочное чтение

Составление простого плана,

Пересказ текста с заменой первого лица,

Творческая работа иллюстрирование

3

Время листопада. С. А. Есенин «Отговорила роща золотая...». А. Н. Майков «Осень».

3.09

3.09

Чтение, выразительное чтение, творческая работа раскрашивание картинки в соответствии с содержанием

4

В осеннем лесу.Н. М. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...».

7.09

7.09

Чтение, выразительное чтение.

5

В осеннем лесу.А. Т. Твардовский «Лес осенью».

8.09

8.09

сравнение произведений творческая работа иллюстрирование

6

Красив и печален русский лес осенью. И. С. Соколов-Микитов «Русский лес».

9.09

9.09

Чтение, выборочное чтение

Составление простого плана,

Пересказ текста

7

Такая разная осень. А. Н. Плещеев «Скучная картина...»

10.09

10.09

Чтение, выразительное чтение.

8

Такая разная осень. Н. А. Некрасов «Железная дорога».

14.09

14.09

сравнение произведений творческая работа иллюстрирование

9

Дни поздней осени. Пушкин «Осень». Н. М. Рубцов «Ворона».

15.09

15.09

Чтение, выразительное чтение, описание эмоционального тона произведения

10

Внеклассное чтение. К. Паустовский «Подарок».

Внеурочная деятельность.

15.09

15.09

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

11

Про хитроумного дрозда, глупого медведя и других зверей (6 ч).

Как хитрый хитрого перехитрил. Потешки о животных. «Ой, люли, та-ра-ра!», Русская народная сказка «Лиса и дрозд»

16.09

16.09

Чтение, выразительное чтение

12

 Русская народная сказка «Лиса и дрозд».

17.09

17.09

Выборочное чтение, речевая работа

13

Вершки и корешки. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

21.09

21.09

Чтение,

Выборочное чтение

14

Медведь коробейник. А Толстой «Медведь, Волк и Лиса».

22.09

22.09

Составление плана и пересказ, продолжение сказки по образцу

15

Ой медведь ты мой батюшка. Русская народная плясовая песня; «Калинка»,«Тень-тень, поте- тень...».

23.09

23.09

Чтение, выразительное чтение, речевая работа

16

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Кот и лиса». Внеурочная деятельность.

23.09

23.09

Чтение, Пересказ текста, заполнение дневника читателя

17

Делу — время, потехе — час (10 ч).

Небывальщину скажу да неслыхальщину.«Уж ты, бабушка – келейница..Русская народная небылица «Жил я, поживал...»,  «Из-за леса, из-за гор...».

24.09

24.09

Чтение, выразительное чтение, речевая работа

18

Английские небылицы в переводе С. Я. Маршака: «Чудеса в решете», «Вопрос и ответ», «Я видел».

28.09

28.09

Чтение, выразительное чтение, речевая работа

19

Смешные перевёртыши. Н. Матвеева «Путаница».

29.09

29.09

Чтение,

Выборочное чтение

20

Ю. П. Мориц «Хохотальная путаница»; О. Е. Григорьев «Повар».

30.09

30.09

сравнение произведений творческая работа иллюстрирование

21

Такая неудачная охота. Д. Хармс «Иван Топорышкин».

1.10

1.10

Чтение, выразительное чтение, речевая работа

22

Литературные скороговорки. Скороговорка; Е. А. Благинина Скороговорки»,«Букварик».Докучные сказки «Жил-был царь…»

5.10

5.10

Чтение, выразительное чтение, речевая работа

23

Учебная статья «Е.А. Благинина». Благинина «Бесконечная песенка.

6.10

6.10

Чтение учебной статьи

24

Играем словом. Литературные загадки и шутки С. Маршака, С. Михалкова, О. Григорьев

7.10

7.10

Чтение,

Выборочное чтение, речевая работа, творческая придумывание докучных сказок

25

Учебная статья «Многозначные слова и шутка» Л. Кэрролл«Иногда особенно на уроках музыки».

8.10

8.10

Чтение учебной статьи

26

Внеклассное чтение. В.Н. Орлов «Кавардак»

Внеурочная деятельность.

12.10

13.10

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

27

Сказки-несказки (10 ч).

Кто в тереме живёт. В. В. Бианки «Теремок».

13.10

12.10

Чтение,

Выборочное чтение,

28

 В. В. Бианки «Теремок». Учебная статья «В. В.Бианки»

14.10

13.10

Составление плана, пересказ ,

Чтение учебной статьи

29

Наше дело зайцем стать. Б. В. Заходер «Русачок»;

15.10

14.10

Чтение,

Выборочное чтение,

Озаглавливание, речевая работа

30

Б. В. Заходер «Русачок».

19.10

15.10

Озаглавливание, речевая работа

31

Кто у терема, кто у высокого. М. Л. Михайлов«Лесные хоромы»

20.10

19.10

Чтение,

Выборочное чтение

32

М. Л. Михайлов «Лесные хоромы».

21.10

20.10

Составление плана, пересказ, характеристика героев

33

«Сел сверчок на шесток» небылица.

22.10

21.10

выразительное чтение ,речевая работа

34

Жил в лесу тетерев. В. В. Бианки «Терентий-Тетерев».

5.11

22.10

Чтение,

Выборочное чтение

35

И. С. Соколов-Микитов «Тетерева» отрывок.

9.11

9.11

Сравнение сказки и рассказа, составление текста -аннотации

2 четверть

36

Внеклассное чтение. В.И. Даль «Лиса и медведь»

10.11

10.11

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

37

«Что такое хорошо и что такое плохо» (10 ч).

За ложь приходится расплачиваться. А. П. Гайдар «Совесть».

11.11

11.11

Чтение,

Выборочное чтение, Сравнение персонажей

38

Н. Толстой «Лгун»..

12.11

12.11

Сравнение персонажей

39

Не в бровь, а в глаз. И. А. Крылов «Чиж и Голубь»..

16.11

16.11

Чтение по ролям, речевая работа

40

И. А. Крылов «Волк и Журавль..

17.11

17.11

Творческая работа придумывание устного рассказа по пословице

41

Старость не страшна, коли молодые помогут.

Н. Толстой «Старый дед и внучек».

18.11

18.11

Чтение,

Выборочное чтение, речевая работа

42

А. Плещеев «Старик»

19.11

19.11

Построение аргументации

43

Жизнь в добре и радости. А. Плещеев «На берегу». Учебная статья. «А.Н. Плещеев »

23.11

23.11

выразительное чтение , Чтение учебной статьи

44

В. Северянин «Ее питомцы».

24.11

24.11

речевая работа

45

Что в жизни самое главное. М. Зощенко «Самое главное».

25.11

25.11

Построение текста- рассуждения

46

Внеклассное чтение. В. Осеева «Почему».

26.11

26.11

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

47

В мире волшебной сказки (10ч).

Поклонится вперёд, пригодится. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

30.11

30.11

Чтение,

Выборочное чтение, речевая работа

48

Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Составление сложного плана.

1.12

1.12

Членение текста ,Составление сложного плана.

49

Учебная статья. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

2.12

2.12

Чтение учебной статьи

50

 Добро сильнее зла. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

3.12

3.12

выразительное , выборочное чтение

51

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

7.12

7.12

пересказ

52

Учебная статья «Волшебная сказка и жизнь» Русская плясовая «Ленок».

8.12

8.12

Чтение учебной статьи

53

Что посеешь, то пожнёшь. Русская народная сказка «Морозко».

9.12

9.12

выразительное , выборочное чтение

54

Русская народная сказка «Морозко».

10.12

10.12

Чтение по ролям,

55

Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев.

14.12

14.12

Характеристика героев, речевая работа.

56

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Царевна лягушка»

15.12

15.12

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

57

«Поет зима, аукает...»

(10 ч).

Зимние печали и радости. А. С. Пушкин «Зимнее утро».

16.12

15.12

выразительное , выборочное чтение

58

 А. А. Фет «Печальная береза».

17.12

16.12

выразительное , выборочное чтение

сравнение стихотворений

59

Зимой им нужна помощь. Г. А. Скребицкий «Синица», «Белая шубка». Считалка

21.12

17.12

выразительное , выборочное чтение

60

Заметает пурга белый путь. А. А. Фет «Печальная береза», «Кот поет, глаза прищуря...»; С. А. Есенин «Заметает пурга...».

22.12

21.12

61

Административная контрольная работа за 1 полугодие.

23.12

24.12

выразительное, выборочное чтение

речевая работа

62

Мороз ёлку из лесу принёс. С. Я. Маршак «Декабрь».

24.12

22.12

выразительное, чтение,

63

Е. А. Благинина «Стихи о елке, о сером волке»; Ю. П. Мориц «Настоящий секрет»

28.12

23.12

творческая работа иллюстрирование

64

Долга наша зима ,многое можно успеть. В. И. Белов «Зима», Н. М. Рубцов «Мимо изгороди шаткой...» .

11.01

24.12

Чтение, деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ

65

Народная наблюдательность в приметах и загадках. М. Городецкий «Новогодние приметы». Учебная статья. Дистанционное обучение.

12.01

28.12

Выделение составных частей приметы, творческая работа иллюстрирование

66

Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Как медведя переворачивали» Дистанционное обучение.

13.01

29.12

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

67

Сказки русских писателей (5 ч).

Рукодельница и Ленивица. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

14.01

30.12

Выборочное, просмотровое чтение, работа с планом

68

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Учебная статья «Противопоставление».

18.01

11.01

Работа с учебной статьёй, сравнение сказок

69

 И невестою своей обвенчался Елисей. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

19.01

12.01

выборочное чтение

чтение по ролям,

характеристика персонажей

70

 А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

20.01

13.01

творческая работа иллюстрирование

71

 Внеклассное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек»

21.01

14.01

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

72

О братьях наших меньших (9 ч).

Удивительна встреча у лабаза. Ю. И. Коваль «Лабаз» в сокращении.

25.01

Чтение, деление текста на части, озаглавливание частей,

73

Ю. И. Коваль «Лабаз» в сокращении.

26.01

Составление текста- описания, продолжение рассказа

74

В. Л. Дуров «У классной доски»

27.01

Устный рассказ «Что умеет моя собака, кошка, птичка.»

75

М. Пришвин «Норка и Жулька», «Жулька и кот»

28.01

Устный рассказ о повадках животных

76

Паустовский «Мой дом»

1.02

Чтение, деление текста на части, озаглавливание частей,

77

Б. С. Житков «Галка»

2.02

Создание текста - описания

78

 В. В. Вересаев «Братишка». А. Л. Барто «Воробей»;

3.02

Создание текста- рассуждения

79

В. Д. Берестов «Прощание с другом».

4.02

Сравнение произведений

80

Внеклассное чтение. В. Дуров «Мои звери»

8.02

81

Фантазеры

(9 ч).

Такие разные фантазёры. Ю. П. Мориц «Сто фантазий»..

9.02

Устный рассказ о жанре небылице

82

Не пиф, не паф- и всё хорошо. Драгунский «Не пиф, не паф!».

10.02

Озаглавливание, речевая работа

83

 Драгунский «Не пиф, не паф!».

11.02

Характеристика персонажей

84

Коврик и плётка для дедушки. Н. Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

15.02

Выборочное, просмотровое чтение

85

 Н. Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

16.02

Речевая работа прямое и переносное значение

86

Устный рассказ «Приключение Барбоса и Бобика».

17.02

 Составление текста- рассуждения

87

Морские фантазии. Р. П. Погодин «Кирпичные острова».

18.02

Озаглавливание, речевая работа текстовые синонимы

88

Р. П. Погодин «Кирпичные острова».

22.02

Построение аргументации

89

Внеклассное чтение. Н. Носов «Три охотника»

24.02

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

90

«Весна идет к нам молодая...»

(7 ч).

А. С. Пушкин «Еще дуют холодные ветры...»; Б. Л. Пастернак «Март»; А. Н. Майков «Ласточка примчалась...».

25.02

выразительное, выборочное чтение

речевая работа творческая работа иллюстрирование

91

 В. Бианки «Синичкин календарь. Апрель».

1.03

выразительное, чтение

92

Э. Мошковская «Лед тронулся».

2.03

речевая работа толкование образных персонажей

93

С. А. Есенин «Черемуха», «Сыплет черемуха снегом. ..»; А. Н. Плещеев «Мой садик».

3.03

Устный рассказ

« Мой сад» иллюстрирование

94

А. Блок «Ворона»; В. А. Жуковский «Жаворонок»

4.03

Раскрашивание картинки в соответствии с содержанием

95

А. А. Фет «Весенний дождь»; И. С. Никитин «Весна в степи».

9.03

творческая работа иллюстрирование

96

 Внеклассное чтение. Н.Вагнер «Песенка земли».

10.03

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

97

Так нельзя, а так можно и нужно (8 ч).

С. В. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», «Воробей», «Летяга».

11.03

речевая работа выбор слов из заданного ряда для выражения мотива поступка

98

«Так нельзя поступать» составление письменного текста- рассуждения.

15.03

составление письменного текста- рассуждения

99

Это вспоминать радостно. С. В. Образцов «Зайчонок».

16.03

Выборочный пересказ

100

 С. В. Образцов «Дружок».

17.03

Характеристика образов героев

101

С. В. Образцов «Что я хочу сказать вам на прощание» учебная статья.

18.03

Работа с учебной статьёй

102

Говорить правду иногда бывает очень трудно. М. М. Зощенко «Не надо врать».

29.03

Выборочный пересказ с заменой лица

103

М. М. Зощенко «Не надо врать».

30.03

Сравнение произведений С. В. Образцов и М. М. Зощенко

104

 Внеклассное чтение. В.К. Железняков «Голубая Катя»

31.03

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

105

Красна весна перьем, а человек ученьем (10 ч).

Е. Л. Шварц «Несчастный и счастливый день Маруси». Из повести «Первоклассница».

1.04

выразительное, выборочное чтение

речевая работа

106

Е. Л. Шварц «Несчастный и счастливый день Маруси».

5.04

Составление плана

107

В. Голявкин «Совесть».

6.04

Сравнение произведений Е. Л. Шварц и В. Голявкин

108

 И грустно и смешно. Н. Г. Гарин-Михайловский «Поступление в гимназию». Из повести «Детство Тёмы».

7.04

выразительное, выборочное чтение

речевая работа

109

Н. Г. Гарин-Михайловский «Поступление в гимназию».

8.04

Составление плана, пересказ

110

 И. А. Бунин «Экзамены в гимназию». Из романа «Жизнь Арсеньева».

12.04

творческая работа иллюстрирование

111

 К. Г. Паустовский «Кишата». Из повести «Далекие годы».

13.04

Сравнение персонажей

112

Заботливый малыш и его верная Жучка.В. И. Дмитриева «Малыш и Жучка».

14.04

выразительное, выборочное чтение

речевая работа

113

В. И. Дмитриева «Малыш и Жучка».

15.04

Составление плана, пересказ

114

Внеклассное чтение. В. Голявкин «Вот что интересно!»

19.04

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

115

И в шутку, и всерьез (8 ч).

Русская народная песня «Как у бабушки козел».  народные присловья, пословицы, шутки о трусости; В. А. Жуковский «Котик и козлик»; Английские народные песенки «Храбрецы»

20.04

Деление текста на части

речевая работа

116

 Саша Черный. «Ну-ка дети!..»Д. Хармс «Храбрый ёж»

21.04

Чтение по ролям,

117

Эти невероятные обжоры. Русские народные сказки «Глиняшка». Английская народная песенка «Робин-Боббин»

22.04

Создание эпизодов сказки

118

 «Дом, который построил Джек», «Гвоздь и подкова». Английские народные песенки. Перевод С. Я. Маршака

26.04

Сравнение русской и английской песенки

119

Русская народная сказка «Кочеток и курочка»,В. А. Осеева «Кто всех глупей»

27.04

Сравнение русской сказки и В. Осеевой Пересказ сказки в обратном порядке

120

Л. Н. Толстой «Старик и смерть», «Три калача и одна баранка».

28.04

Характеристика персонажей

121

К. С. Аксаков «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал...»; В. А. Жуковский «Мальчик с пальчик». Отрывок; «Муженек с ноготок».

29.04

Создание продолжение песенки

122

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Петух и бобок».

4.05

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

123

Сказки зарубежных писателей (7 ч).

 

Какова услуга, такова и награда. Ш. Перро«Подарки феи».

5.05

Сравнение русской и французской сказки

творческая работа иллюстрирование

124

Волшебные помощники. Х . К. Андерсен «Огниво».

6.05

Характеристика персонажей

125

Х . К. Андерсен «Огниво».

11.05

творческая работа иллюстрирование

126

Братья Гримм «Храбрый портной».

12.05

Построение аргументации

127

Дж. Харрис «Сказка про лошадь Братца Кролика», «Братец Кролик и Братец Медведь». Из книги «Сказки дядюшки Римуса».

13.05

Чтение по ролям, творческая работа создание сказки по образцу

128

Дж. Родари «Пуговкин домик». 

17.05

творческая работа иллюстрирование

129

Административная комплексная работа за год.

18.05

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

130

Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей.

19.05

 Выразительное чтение, творческая работа иллюстрирование

131

Лето красное

(6 ч).

В. П. Астафьев «Зорькина песня». «Пошли девушки в лес по ягоды...». Русская народная песня; И. В. Северянин «Кружевеет, розовеет утром лес».

20.05

Устный рассказ о сенокосе

132

Жара стояла над землёй. К. Паустовский «Жара стояла», Н.А. Некрасов «Стой ямщик жара несносная».

24.05

творческая работа иллюстрирование

133

 Ф. Тютчев   « В небе тают облака».

25.05

134

Такое разное лето. Благинина «Эхо»; А. Н. Майков «Летний дождь»; М. И. Цветаева Август — астры...»

26.05

Выразительное чтение, творческая работа иллюстрирование

135

Внеклассное чтение. Ю. Коваль «Колобок».

27.05

Чтение, пересказ текста, заполнение дневника читателя

136

Русские мастера (1 ч).

Талантливость русских мастеров «Хохлома»; В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», «Матрешка — русский сувенир»; В. Н. Крупин «Дымка».

28.05

ВМЕСТО родного языка по расписанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...