Конспект урока для 1 класса. Литературное чтение "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дегтярева Алина Андреевна

Цель:Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx524.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1Б классе

Учитель – Дегтярева А.А.

Тема

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающему миру.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д], [д’]и буквы Д, д.

Коммуникативные:оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка.

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Предметные картинки с изображением гвоздя и цифры 2.

Технологическая карта урока

Этапы урока. Цели.

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

(ф- фронтальная;

и- индивидуальная;

г- групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

 Словесный.

1. Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

3.Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Сядьте ровно, руки положите перед собой, и не забывайте, что при ответах мы поднимаем руку.

II. Речевая разминка

Подготовка речевого аппарата к работе

Коллективная.

 Словесный.

Фонетическая зарядка

(скороговорка)

Сл.1

Ребус.

-Угадайте слова, которые зашифрованы в рисунке:

 (ребус) 

Сл.2 

-Ребята, посмотрите на слайд. Что изображено на картинке (Дрова)

-Я прочитаю текст, а вы внимательно послушайте и скажите, что я прочитала? (Скороговорку)

http://i019.radikal.ru/0907/19/f9e58d4fb122t.jpg                  На дворе трава, на траве дрова
                                                               Не руби дрова на траве двора.

-Для чего нужно читать скороговорки? (Чтобы правильно и четко произносить слова, чтобы красивой была речь)

-Прочитаем эту скороговорку медленно хором (читают за учителем по слогам)

-А теперь прочитаем целыми словами, четко проговаривая каждое слово (читают хором)

-А теперь прочитаем тихо.

-А теперь прочитаем громко, но быстро (читают хором)

-А кто может прочитать еще быстрее? (читают 2-3 человека).

Сл.3

                                 

      http://4.bp.blogspot.com/-Gh1JsAVEU4k/Tm-x73kO8UI/AAAAAAAAARg/BHMOLBXCXbk/s1600/%25D0%25BF%25D1%2583%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2588%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25B5+157.jpg         http://img06.slando.ua/images_slandocomua/106304455_2_644x461_dom-i-zemlya-v-zhavinke-fotografii.jpg                               

                                              Дом у дуба, дуб у дома.

-Какие звуки повторяются?

-Прочитайте быстро? А теперь еще быстрее.

III. Постановка учебной задачи.

Обеспечивать мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная.

Словесный.

Практический.

Слово учителя.

– Ребята, а знаете ли вы, как дудят в дудочку? ( хором произносят: ду-ду-ду )

– А звенит колокольчик? (динь- динь)

–Кто же догадался, с какими звуками мы познакомимся сегодня на уроке? ...........

Вывод: Сегодня мы познакомимся с новыми звуками: [д], [д’] и буквой их обозначающей.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

2.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа, анализ слов.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 105)

-Ребята, посмотрите внимательно на предметную картинку . Что изображено? (цифра 2)

-Произнесите хором (два)

-Сколько слогов в этом слове? (один) Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Посмотрите на схему-модель и скажите, из чего состоит этот слог?

 

(Из согласного звука[д] и слога-слияния: согласного твердого [в] и гласного[а])

-Произнесите четко первый звук : [д]. Какой он? (согласный, звонкий, парный, твердый)

-А теперь посмотрите на вторую картинку. Что изображено?(гвозди).

-Произнесем слово хором и посчитаем, сколько слогов? (гвоз-ди). Какой слог ударный? (первый).

-Как это изобразить на схеме? (один ученик выходит к доске,  произносит слово по слогам и строит схему):

-Из чего состоит первый слог?

-Произнесите второй слог? Из чего он состоит? Какой первый звук произносите? Дайте характеристику этому звуку:

[д’]- согласный, звонкий, парный, мягкий.

Вывод: С какими же новыми звуками мы познакомились? (Мы познакомимся с новыми звуками: [д], [д’])

-Охарактеризуйте звук[д]. Какой он? (Хором: согласный, звонкий, парный, твердый)

-Охарактеризуйте звук[д’]. Какой он? (Хором: согласный, звонкий, парный, мягкий.

Коллективная.

Словесный.

Игра.

2. Игра «Узнай звук».

– Послушайте слова, если в них есть звуки [д], поднимите синюю карточку. А если слышится [д’] - зеленую.

(Учитель произносит четко, акцентируя внимание на новом звуке)

 

Дятел, дупло, дерево, дрова, дом, дым, сады, садик, девочка, деньги, дождь, доска.

Практический.

Беседа,

моделирование буквы.

3. Знакомство с бук-вой Д.

–Ребята, вы знаете, что на письме  звуки обозначаются буквами. Звуки [д] и [д’] обозначаются буквой (ДЭ) Скажем хором (буковой ДЭ)

– Посмотрите на демонстрационную карточку, скажите, на что похожа буква (дэ)?

Сл.4

Этот домик буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

Буква «Д» – уютный дом.
          Динозаврик дремлет в нём.

V.Физкультминутка

Осуществление профилактики утомления.

Коллективная. Практический.

-А теперь ребята немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт. Выполняйте движения вместе со мной.

(Выполняют движения вместе с учителем)

На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны (
подпрыгнули),
Ножки вкось (
подпрыгнули),
Ножки вместе (
подпрыгнули),
Ножки врозь (
подпрыгнули).

-Тихонечко садитесь. Продолжаем работу.

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический.

Чтение.

4)Чтение слогов-слияний (учебник, с. 105)

– Откройте  Азбуку на стр. 105 (показать страницу)

-Найдите слоги-слияния (показать). Прочитаем их хором по порядку:

ДА, ДЫ, ДО, ДИ, ДУ, ДЕ.

– В каких слогах слышится звук [д’] – мягкий ? ДЕ, ДИ. Что указывает на мягкость согласного? (Буквы Е, И указывают на мягкость предшествующего согласного, можно повторить хором)

-А в каких слогах [д] – твердый?  ДА, ДЫ, ДО, ДУ

-Какие гласные указывают на твердость предшествующего согласного?

(Гласные А, Ы, О, У указывают на твердость предшествующего согласного звука)

Фронтальная. Словесный, практический.

 Чтение, беседа

5)Родственные слова (учебник, с. 105)

-А теперь найдите слова с пометами. Прочтем эти  слова.

во/да                 во/д/ны/е               т/ру/д

во/до/па/д        по/д/во/д/ны/е       т/ру/д/на

во/до/ла/з

-Сравните их. Что в них общего? (Одинаковая часть слова –вод, труд-; слова родственные).

-А теперь найдите текст. Прочитаем его плавно, соединяя слоги в слова (читают хором, за учителем).

– Кем работает папа у Димы и Нади?

– Какую работу они выполнили?

– Где теперь идут поезда?

-Прочитаем еще раз это текст по предложениям (один ученик-одно предложение).

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа

6)Работа с иллюстрацией (учебник, с.104)

– Рассмотрите картинку на стр. 104-й (показать).

-Назовите предметы, которые вы видите на картинке: кто изображен? что изображено? Старайтесь назвать  слова, в которых есть звуки [д] и [д’].

(Водолазы, медуза, сундук, морская звезда, клад, деньги, водоросли)

– Придумайте рассказ на тему «Клад найден» (устно). Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир.

В море водолазы погружаются под воду. Они нашли затонувший корабль. Изучив корабль водолазы проникли во внутрь. И нашли сокровища.

Физкультминутка.

Осуществление профилактики утомления.

Коллективная. Практический.

-Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

 (повторяют движения за учителем)

-А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечивать закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Фронтальная, групповая,

Словесный.

Беседа, чтение

1.Работа с пословицами

2. Работа с многозначными словами.

3. Отгадывание загадок

(учебник стр. 106)

4. Чтение связного текста

–А теперь поработаем с пословицами. Прочитайте пословицы и подумайте, почему так говорят? (Объясняют смысл пословиц).

- Сколько раз встретилась буква Д в первой пословице? В каких словах вы ее увидели? (дружба, правдой).

-Прочитайте вторую пословицу. Почему так говорят? (объясняют смысл пословицы)

-Сколько раз встретилась буква Д в этой пословице? (Шесть раз)

– Прочитайте предложения, рассмотрите рисунки. Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения?(звезда) Определите, какое значение имеет слово «звезда» в каждом предложении (ребенок читает предложение и определяет значение слова)

-Как называются такие слова? (многозначные)

 - А теперь прочитайте загадки и отгадайте их.  Найдите отгадку на рисунке .

- Прочитайте текст (По предложениям)

– Что сделал Тима?

– Что после обеда делает Лида?

– Что она ставит на полку?

Вывод: Из чего состоит  текст (из предложений).

-Сколько предложений в этом тексте? (4 предложения) Как вы догадались? (в конце предложения ставится точка)

VI .Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса.

Словесный.

Заключительная дискуссия.

–С какими звуками познакомились на уроке?

-Охарактеризуйте звук[д].

-Охарактеризуйте звук [д’].

-А какой буквой обозначаются эти звуки? (скажите хором)

VII.  Рефлексивно-оценочный.

обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

-Как оцените свою работу на уроке?

-Кто считает, что он работал на уроке хорошо?

-А кому нужно работать лучше?

- На этом наш урок окончен. Спасибо, до свидания.

Учитель:………………

Методист:………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....

план-конспект урока 1 класс, обучение грамоте «Звук [л] -[л]. Буква Л л».

Тип урока: урок «открытия» новогоЦель урока: создать условия для формирования представления о звуках [л] -[л] и букве, которая их обозначает и, формирования умения читать слоги, слов...