Конспект урока по обучению грамоте Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д Класс 1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Перчаткина Наталья Олеговна

Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д.

«Школа России»

Цели деятельности учителя: − познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д; вырабатывать навыки осознанного чтения;

предметные: учащиеся различают на слух звуки [д] [дь], характеризует эти звуки, находят их на слого – звуковых схемах, видят букву Д в текстах, читает слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой;

личностные: смогут адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха, или не успеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник.

№ п/п

Этап

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный

1 мин

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Олеговна. Сегодня урок обучение грамоте проведу у вас я.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

3

Мотивационный

Метод словесный

Прием беседа

5 мин

- Ребята, послушайте скороговорку.

Дом у дуба, дуб у дома.

- Кто прочитает вслух?

- Кто может быстрее?

- Кто еще быстрее?

-Какие звуки повторяются чаще? (д)

- Теперь, ребята, помогите мне закончить предложения.

На поляне стоит каменный... (дом).

Из трубы идёт …(дым)

К дому ведёт… (дорожка).

Вокруг дома растут … (деревья)

На дереве сидит ... (дятел).

К дому идёт … (дедушка).

Его встречает … (девочка)

- Когда девочка дудит на дудочке, слышен звук….  (ду-ду-ду)

- Какой звук слышится, когда девочка  звенит в колокольчик?  (динь-динь-динь)

-  С каких  звуков начинаются отгадки? (д)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (Научимся выделять в словах звуки [д ], [д, ], познакомимся с буквами Д, д, научимся читать слова с этими буквами)

– Проведём небольшую исследовательскую работу и выясним, какие они, звуки [д ], [д,]  

- Отгадайте загадку:

                       В нём живёт моя родня,
                       Мне без неё не жить ни дня.
                       В него стремлюсь всегда и всюду,
                       К нему дорогу не забуду.
                       Я без него дышу с трудом,
                       Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

- Назовите первый звук в слове дом.

- Какой он? (Согласный, твёрдый, звонкий)

- Молодцы! Следующая загадка.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

                    (Дятел.)

- Назовите первый звук в слове ДЯТЕЛ

- Какой он? (Согласный, мягкий, звонкий)

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выделять звуки [д] [дь] из слов, распознавать в словах новые звуки

Выделять звуки [д] [дь] из слов, характеризовать их, распознавать в словах новые звуки

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

К: умение отвечать

 на поставленный

вопрос;

К: умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Р: принимать, ставить учебно-познавательную задачу.

4

Физминутка

1 – 2 мин

Видео ролик

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

5

Решение частных задач

Метод словесный

Прием беседа

Метод словесный

Прием  беседа

Метод наглядный

Прием беседа

22 мин

- Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает, но часто по небу летает. 

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

- Сколько слогов в слове «вода»? (два)

- Почему? (потому что две гласных, сколько гласных столько и слогов)

- Сколько звуков? ваадаа (четыре)

- Выложите кружками звуки.

- Давайте сделаем звуковую дорожку.

- Кто хочет поработать у доски? (один у доски)

- [В] какой звук? (согл, тв., зв., значит синий кружок)

- [А] какой звук? ( гл., значит красный кружок)

- [Д] какой звук? ( согл., тверд., зв., значит синий круж.)

- [А] какой звук? (гл., значит красный круж.)

- Поставим ударение слова «вода». ( ударение на последний слог)

- Я прохожу и проверяю по рядам.

- Следующая загадка.

Его весной и летом 
Мы видели одетым, 
А осенью с бедняжки 
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

- Сколько слогов в слове «дерево»? (три)

- Почему? (потому что две гласных, сколько гласных столько и слогов)

- Сколько звуков? Деереевоо (шесть)

- Выложите кружками звуки.

- Сделаем звуковую дорожку.

- Кто хочет показать у доски? (один человек)

- [Д] какой звук? (согл., мягк., зв., значит зеленый кружок)

- [Е] какой звук? (гл., ударн., значит красн. круж)

- [Рь] какой зв.? (согл.,мягк., зв., зн. зелен. круж.)

- [И] какой звук? (гл., зн. красн. круж.)

- [В] какой звук? ( согл., тверд., зв., зв., зн. синий круж)

- [О] какой звук? (гласн., зн., красный круж.)

- Поставим ударение в слове «дерево». (Ударение падает на первый слог)

- Прохожу проверяю.

- Ребята, на письме эти два звука [Д] [ДЬ] обозначаются буквой ДЭ.

- На странице 105 давайте посмотрим как выглядит эта буква, на что похожа? (на домик).

- Ребята, на стр 105 сбоку слоги.

Чтение слогов.

- Про себя.

- Вслух.

- Выборочное чтение

- читаем слоги: с тв. звуком – да, ды, до, ду. Почему? (а, ы, о, у – дают команду «быть твердым»)

- читаем слоги: с мягк. звуком – ди, де. Почему? (  и, е – дают команду «быть мягким»)

Чтение слов.

- Про себя.

- Вслух.

- Выборочное чтение. Прочитайте два столбика.

- какая общая часть у этих слов? ( корень - «вод», все слова имеют отношение к воде)

- Кто знает значение слова «водолаз»?

Водолаз - это рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде.

- А кто знает значение слова «водопад»?

Водопад – это стремительно падающий с высоты поток воды.

- Теперь прочитайте, пожалуйста последний столбик.

- Скажите, какая у этих слов есть общая часть?

 (труд)

Чтение текста.

- Теперь переходим к тексту.

- Прочитайте про себя текст.

- Кто прочитает текст плавно, соединяя слоги в слова, громко? (один читает)

Ответьте на вопросы:

- Кем работают папы у Нади и Димы? Найдите это в тексте, поставьте пальчик, там, где нашли и покажите свою готовность, прочитайте

-Какую работу они выполнили? Найдите в тексте и прочитайте.

- Где теперь идут поезда? Найдите и прочитайте.

- Что узнали о работе водолазов?

- Скажите, а почему слова Надя, Дима с большой буквы записаны? (имена пишутся с заглавной буквы)

- Отгадайте загадку.

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (звезды)

- Молодцы. Много – звезды, а если одна? (звезда)

- Это слово интересное, что особенного в нем?

- Скажите, звезда может быть какая? (нарисованная, морская, небесная)

- Что это означает? (слово многозначное)

- Откроем учебники на стр 106.

- Определим значение слова «звезда» в каждом предложении.

- Первое предложение, прочитаем его. (один читает)

- Какое значение имеет слово «звезда»? (небесная звезда, небесное тело)

- Второе, кто прочитает? (один читает)

- Какое значение имеет слово? (морская, морское животное)

- Третье предложение. (один читает)

- Какое значение имеет слово? (нарисованная звезда – рисунок, графическое изображение)

- Заметьте, ребята, что слово одно, а значений разных много)

- Хорошо.

- Скажите, сколько слогов в слове «звезда»? (два)

- Почему? (потому что две гласных, сколько гласных столько и слогов)

- Сколько звуков? звеездаа (шесть)

- Выложите кружками звуки.

- Делаем звуковую дорожку слова «звезда».

- Кто хочет поработать у доски?

- [З] какой звук? (согл., тверд., зв., зн., синий круж.)

- [В] какой звук? (согл., мягк., зв., зн., синий круж.)

- [И] какой звук? (гл., зн., красн. круж.)

- [З] какой звук?  (согл., тверд., зв., зн., синий круж.)

- [Д] какой звук? (согл., тверд., зв., зн., синий круж.)

- [А] какой звук? (гл., ударн., зн., красн. круж.)

- Прохожу проверяю по рядам.

Выделять звуки [д] [дь] из слов, характеризовать их, распознавать в словах новые звуки

Определять цель учебного задания,

контролировать свои действия в процессе его выполнения,

оценивать правильность выполнения,

обнаруживать и исправлять ошибки.

Читать слоги с изученной буквой

Читать слова с изученной буквой

Читать текст

Отвечать на вопросы по содержанию текста

Выделять звуки [д] [дь], характеризовать их

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки

Выделять звуки, характеризовать их.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К:умение отвечать

 на поставленный вопрос;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

К: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

-понимать информацию, представленную в изобразительной, форме

К.: выполнять действия по алгоритму

6

Рефлексия.

Итог урока

Метод словесный

Прием беседа

2 мин

- Молодцы, ребята, скажите, с какой буквой и с какими звуками мы с вами познакомились? (с буквой Д и со звуками [Д] [Дь])

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что было интересного на уроке?

-Что особенно запомнилось вам на уроке?

Подводить итог урока        

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

Урок по обучению грамоте тема: Звуки [к], [к\']. Буквы Кк

Цели: ознакомить со звуками [к], [к\'] и буквами Кк; чи­тать слова и слоги с буквой к; развивать фоне­матический слух, речь учащихся; воспитывать любовь к чтению.Оборудование: предметные картинки, карт...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...

УМК "Перспектива". Конспект урока по обучению грамоте. Тема. Звуки [н], [н\']. Буква Н.

УМК "Перспектива".  Климанова Л.Ф. Азбука. 1класс.   Конспект урока по обучению грамоте. Урок открытия новых знаний. Включены задания на активизацию познавательной самостоятел...

Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»

Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.Задачи:Предметные УУД:- сов...