Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д']. Строчная буква д.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Михайлова Анна Николаевна

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_og.docx87.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте

По образовательная система «Школа 2100»

Учебники «Букварь»

 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

Тема: «Звуки [д], [д']. Строчная буква д.»

Автор-составитель:

Михайлова А.Н.

Цель: познакомить со строчной буквой д, обозначающей согласные звуки [д], [д'].

Задачи:

1.Образовательные:

  •   актуализировать знания  о гласных и согласных звуках;
  • формировать умение  правильно, плавно, сознательно и выразительно читать;
  • выделить звуки [д], [д'];
  • познакомить с новой буквой -  д;
  • учить дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости;
  • учить различать понятия «звук», «буква»;
  • отработать элементы написания строчной буквы д.

2. Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  • способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания;
  • развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;
  • развивать устную и письменную  речь;
  • развивать творческие способности;
  • развивать мышление: умение обобщать, сравнивать;
  • развивать  речь учащихся, обогащать словарный  запас.

3. Воспитательные:

  • воспитывать  самостоятельность;
  • воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников;  
  • способствовать воспитанию любознательности.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: 

У учителя: учебник, рисунки « На что похожа буква Д».

У учащихся: учебник, сигнальные карточки (синего, зеленого цвета), цветные карандаши, пропись.

   

Литература:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

Шестое ноября.

Классная работа.

Оформление доски

Этапы урока

Содержание урока

I. Орг. момент

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.
- Сейчас у нас урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Мы познакомимся с новыми звуками и буквами. Будьте очень внимательны.

II. Актуализа

ция знаний

 -Урок начнем с повторения.

• Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные-

ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.


- Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем).

-Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. (Шесть: А, О, У, Ы, Э, И). Какую главную роль выполняют гласные? (Образуют слог). Как узнать, сколько в слове слогов? (Посчитать гласные звуки).
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

   Это знает каждый из учеников.

- Какие еще могут быть гласные? (Ударные и безударные).
- Какой постоянный признак у согласных звуков? (Звонкие, глухие). Назовите непостоянный признак согласных. (Твердые, мягкие).

-От чего это зависит? (От  рядом стоящих гласных). Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных. (И).
-Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили.(На доске «звуковички», один из них пустой).
-Итак, мы повторили изученные звуки.

III. Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы.

1. Создание ПС.

2. Осознание противоре

чия.

3. Поиск решения

1)Выделение новых звуков

2) Упражне

ния на  развитие фонематического слуха

3) Знакомство с новой буквой

4) Работа в прописи


Физминутка

4) Чтение слогов, слов, предложе

ний

5)Работа с текстом

-Что вас удивило? (Один «звуковичок» пустой).
- Какие возникают вопросы? (Какой звук?  Какой буквой он обозначен?). (Вопросы написаны на доске).
- Послушайте рассказ. Какие звуки чаще всего повторяются и в каких словах?

- Добрый день, дорогие дети! Вы, наверно, уже догадались, что сегодня мы добрались до нового звука. Должна, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Девонской в доме двадцать девять, вход со двора. В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник и две собаки - Дружок и Джульбарс. Есть у нас долгожитель - дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Давыдов и его дочка девочка Даша. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Есть даже доктор-дантист Дмитрюк, двоюродный дядя Димы. Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно.
- Итак, какой звук повторяется чаще? (Д).  Так какая будет тема урока? (Тема на доске: Звуки [д] [д
,], буква Д д).
- С какой целью мы будем это изучать? (Человечек - «звуковичок» не одет: какой это звук, какой буквой он обозначен).
- Какие ставим цели? (Изучить новые звуки, научиться писать новую букву).


- Проведем исследование звуков.
- Посмотрите на иллюстрацию. (На доске). Это что? (Дуб). Произнесём слово, выделяя гласные звуки. (Дууууб).  Сколько гласных звуков в слове? (1). Обозначим их на схеме кружочком. Каким цветом? (Красным). Сколько слогов? (1). Почему? (Один гласный звук).

- Произнесём слово по слогам и обозначим на схеме.

- Произнесём слово, выделяя 1 звук. (Ддддддддддуб). Произнесём 1 звук.  (Ддддд). Как произносим этот звук? Преграда есть? (Да. Он не тянется, не поётся). Это гласный или согласный звук? (Согласный). Произнесём ещё раз. Как произносится – твёрдо или мягко? Это твёрдый согласный или мягкий? (Это твёрдый). Как обозначим на схеме? (Синим цветом).  

- Посмотрите на иллюстрацию. (На доске). Это кто? (Дятел). Произнесём слово, выделяя гласные звуки. (Д, аааааааа т, эээээээл). Сколько гласных звуков в слове? (2). Как обозначим на схеме? (Красными кружочками). Сколько в этом слове слогов? (2). Почему (Два гласных звука).

- Произнесём слово по слогам и обозначим на схеме.

- Произнесём слово, выделяя 1 звук в слове. (Д,дддддддддд ат, эл). Произнесём 1 звук. Как произносим этот звук? Встречаем или нет преграду? (Да. Этот звук не поётся). Так это согласный или гласный? (Согласный).

- Произнесём ещё раз. Как произносится - твёрдо или мягко? (Мягко). Это твёрдый согласный или мягкий? (Мягкий). Как обозначим на схеме? (Зелёным кружочком).

Сравнение звуков.

- Произнесём 1 звуки в 1 и 2 слова. Чем эти звуки похожи? Что у них общего? (Есть преграда. Это согласные звуки.) Чем отличаются? (Д – твёрдый, д, - мягкий).

- Произнесём эти звуки. Руки положите на горлышко. Что вы заметили? (Дрожание). Это дрожат голосовые связки. Как произносим эти звуки с голосом или без? (С голосом). Какие это звуки – звонкие или глухие? (Звонкие). Как обозначаем звонкость у д? (Шапочка – звоночек).

- Звук [д]- согласный, т.к. при произнесении воздух проходит через горло, встречая преграду. -А как узнать: этот звук глухой или звонкий? (пальцы кладем на горло, произносим звук. Чувствуем дрожь. Значит, этот звук звонкий)
-
А сейчас произнесите шепотом своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новые звуки.

Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.

- Игра « Твердый-мягкий». Учитель называет слова, а дети поднимают зеленый или синий кружок.
-Дверь, сдобный, диск, модный, дыра, диктант, директор, дом, диван, грабли, здоровье.

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой. К нам в гости пришёл звуковичок. Как его зовут? (Дэ). Что мы узнали о букве Д? Это буква каких звуков? Какие буквы обозначает эта буква? Давайте оденем звуковичка. Какие будут у него башмачки? (Зелёный и синий). Почему? Какую шляпку оденем? (Колокольчик). Почему?

-Звуки [д], [д*] можно обозначить буквой Д . На что похожа буква Д ?

 Этот домик - буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

Д - это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.

- Откройте пропись на с. 14. Какие задачи мы поставим сейчас? (Научиться писать).


Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Рассмотрите рисунок.
- Назовите предметы, в названиях которых есть звуки [д] [д
,]
-  поставили перед собой задачу научиться читать и писать. Попробуем написать строчную букву д. Из каких элементов состоит буква (образец буквы на доске)? (Овал, наклонная линия с петлей внизу).
- В каких буквах эти элементы встречаются? (О, а, у, з).
- С чего будем начинать написание этой буквы? Кто может написать?
- Чему хочет научить пропись сначала? (Как писать наклонную с петлей внизу). (Дети вместе с учителем проговаривают написание предложенного элемента, прописывают его в воздухе, затем прописывают в прописи).

 - Что осталось написать, чтобы получилась буква? (Овал). Обведите букву самостоятельно. Следим за осанкой!!!
- Нужна ли моя помощь?
- Посмотрите на следующее задание. Что предлагает написать пропись? (Слоги). Трудны ли они в написании?
- Поднимите руку, кому я должна показать, как пишутся эти слоги?
Дети самостоятельно прописывают слоги. Учитель наблюдает за работой детей,  при необходимости оказывает помощь.
- Кто хочет написать их на доске?
- Чему мы  учились? (Писать строчную букву д).

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

 И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


• Дружат гласные с согласным

Образуют вместе слог.

- Откройте учебники на с. 94. Найдите слоги. Найдите 1 строчку и поставьте пальчик. Какие буквы стоят на первом месте? Какие это буквы – согласные  или гласные? (Буквы согласных звуков). Какая буква на втором месте? (Гласная). Я прочитаю, а вы вместе со мной.
- Сравните первую и вторую строчку.  Чем они похожи? Чем отличаются? Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. ( 3-я строчка). Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук .(4-я строчка)

 - Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ - дополни до слова.
- Какая буква стоит после согласного? (И). Почему буквы согласных звуков обозначает мягкость? Потому что И даёт команду – читайся мягко. Чем отличаются вторая и третья строчки?


• Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.

- Найдите слова. 1-й столбик. Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.  (Дама, дума).

 -Прочитайте слова, где есть глухие согласные. (Душа, дышат).
- 2-й столбик. Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова? Выделите корень.

-  3-й столбик. Прочитайте слова с корнем -дыр-; с корнем -дым-. Выделите корень.

- 4-й столбик. Что можете сказать об этих словах? (Они однокоренные). Какой корень?  Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
- 5-й столбик. Что это за слова? Выделите корень .
- Значение каких слов вам не понятно? Что такое душа, дума?

- Что такое дол. ДОЛ - (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная.
- Что такое дума?  ДУМА-1) мысль, размышление;
2) название некоторых государственных учреждений.
- Какую женщину можно назвать дамой?  ДАМА - 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;
2) форма вежливого обращения;
3) игральная карта;
4) женщина, танцующая в паре с кавалером.

- Что такое душа? ДУША- внутренний мир человека, его сознание.

 
- Прочитайте текст. Как можно озаглавить  текст?
- Почему дед сидит? Кого он ждет? (Свих детей, внуков). Верно, ребята! О пожилых людях надо заботиться и не забывать их.
- Вам предстоит творческая работа. Что такое творческая работа? Придумайте продолжение этого рассказа.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- С какими согласными звуками мы сегодня встретились? Какую букву научились писать?
- Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.

VII. Домашняя работа

- Найдите стихи, загадки о букве Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

Конспект урока по обучению грамоте, тема: Прописная и строчная буква "Тт" (1 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Тт».Планируемые результаты:Предметные: Знать правила посадки и письма;Уметь писать пр...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘].

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘]....