Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пагма Саномбаловна Доржиева

Литературное чтение,  УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс

Тема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»   (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nekrasov_moroz-voevoda_konspekt_uroka.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»

(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Цель урока:  Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Образовательные ресурсы: портрет Н.А.Некрасова, аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), презентация по теме урока, компьютер

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворную работу. Хорошего нам настроения и успехов!

II. Подготовка к восприятию

Послушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила

- О каком времени года говорится в данной загадке?

- Назовите приметы зимы. (снег, мороз, зимний месяц) Верно .

- Что говорят о зиме? Какая она?

Верно  о зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. 

Посмотрите на слайд. Какая красивая зима на слайде. Слайд.

Многие поэты воспевали в своих стихах красоту родной природы. Среди них и Н.А. Некрасов.

- Что вы знаете об этом поэте?   Слайд. (портрет Н.Некрасова)

( Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком)

(Н.А.Некрасов родился в 1821 году 10 декабря и детство своё провёл в селе Грешнёво Ярославской области на Украине. )  

Сегодня мы с вами увидим, как изобразил красоту зимней природы Николай  Некрасов. Это отрывок из его поэмы « Мороз, Красный нос». Сам поэт назвал этот отрывок  «Мороз – воевода»  Слайд.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.

Прослушаем  аудиозапись

  1. Выявление первичного восприятия

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)

– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

     3.  Вторичное восприятие. Чтение стихотворения (про себя)

– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

- Какой жанр напоминает это стихотворение?  (сказка)

- Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки все может получиться).

- Кто же является главным героем произведения? (Мороз – Воевода)

  1. Словарная работа. Слайд

В стихотворении встретились незнакомые слова,  они украшают  произведение, показывают точность, выразительность, красоту

– Как вы понимаете значение слова воевода?

Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство, имущество

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.

Владенья – своя собственность.

Не скудеет – не становится меньше

  1. Выборочное чтение. Анализ текста стихотворения.

- перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

-Каким вы увидели Мороза-Воеводу?

(сильный, суровый, умелый, всемогущий, могущественный)

Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник?

- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? (Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает с ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв).

- Почему автор назвал  Мороза воеводой?

( Мороз  со своим войском объезжает, осматривает, охраняет свои владения)

- Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(- Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда…) – это его воины

- Расскажите о его владениях

(луга, леса, поля, моря, реки, вся земля и все, что на ней находится)

- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? ( как хозяин)

          Глядит  - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли.

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

- Ребята, как вы думаете, Мороз хороший хозяин? Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

- Найдите и зачитайте повторы. («и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

Каким настроением проникнуты эти строки? (возвышенным, бодрым).

- А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,

 Хвастливую песню поёт.

Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы

показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и

хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего

царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-

воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем

человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены.

Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз

– воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство,

защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым

одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет

действия “Мороза – воеводы”.

- Метели, снега и туманы

         Покорны морозу всегда

 Пойду на моря-океаны –

 Построю дворцы изо льда.

         - Задумаю – реки большие

 Надолго упрячу под гнёт,

         Построю мосты ледяные,

 Каких не построит народ.

         Где быстрые, шумные воды

 Недавно свободно текли –

 Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли…

– Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"?
( Мороз украшает все снегом, инеем).

- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое).

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство,

красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”,

подобрал точные слова по определению цвета.

 - (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, переливается на свету яркими разноцветными цветами. другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами,

 Жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета, с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском.

Серебро – драгоценный блестящий  металл. Это все драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой, с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце).

- Какое царство у Мороза-Воеводы? (  царство у него очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А.Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы)

Царство у “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

V.  Работа в группах – 5 минут

1, 3 группы - Словесное рисование образа «Мороза - Воеводы».

(Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.)

2, 4 группы – сделайте рисунок  «Мороза - Воеводы».

Подведение итогов работы в группах.

VI.  Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения

- Что такое выразительное чтение?

- На сколько частей вы бы разделил данное стихотворение?

Примечание: ученики приходят к выводу, что текст делится на две части: шествие Мороза читается величавым, приподнятым, торжественным тоном, а при чтении второй части «Песня Мороза» - тон веселый и задорный, хвастливый, заносчивый.

Темп медленный. Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.

VII. Итог урока. Рефлексия

-Какова основная мысль стихотворения?   (Что природа и зимой тоже красива. Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н.Некрасов- он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Слайд.

- Я познакомился с произведением поэта…..

- Тема данного произведения…

- Я познакомился с новыми словами…

- Я вспомнила изобразительно-выразительные средства языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...