Контрольно-оценочная деятельность на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению

Микрун Елена Викторовна

Авторская презентация, в которой рассматриваются виды, формы контроля на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kots_na_urokah_literaturnogo_chteniya_boykina_2.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация контрольно – оценочной деятельности на уроках литературного чтения: за что и как ставить отметки? Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт – Петербургской академии постдипломного педагогического образования, соавтор УМК «Школа России», «Перспектива»; автор учебных, дидактических и методический пособий в области дошкольного и начального образования.

Слайд 2

СИТУАЦИЯ №1. Имеет ли право учитель ставить отметку за скорость чтения?

Слайд 3

СИТУАЦИЯ № 2. При проведении текущего контроля учитель иногда сам выставляет отметки за работы, иногда предлагает учащимся провести самооценку или взаимооценку. Прав ли учитель?

Слайд 4

СИТУАЦИЯ № 3. Учитель в 1 классе задал домашнее задание по литературному чтению: перечитать текст, прочитанный на уроке. Прав ли учитель?

Слайд 5

СИТУАЦИЯ № 4. Ученик не принёс книгу на урок внеклассного чтения, за что и получил двойку. Прав ли учитель?

Слайд 6

СИТУАЦИЯ № 5. Ученик не принёс книгу на урок внеклассного чтения, за что и получил двойку. Прав ли учитель?

Слайд 7

СИТУАЦИЯ № 6. У ч еник а м было зад а но выучить стихотворение наизусть. У ч и т е л ь на с л е д ую щ ем у р о к е о п росил в с ех у ч ащихся и поставил «колонку отметок» в журнал. Прав ли учитель?

Слайд 8

СИТУАЦИЯ № 7. На уроке дети читали текст, отвечали на вопросы по нему. В качестве домашнего задания учитель предложил «краткий пересказ». Прав ли учитель?

Слайд 9

Примерная основная образовательная программа начального общего образования ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http://fgosreestr.ru/

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения ; различать на практическом уровне виды текстов ( художественный, учебный, справочный ), опираясь на особенности каждого вида текста; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); определять тему, главную мысль и героев произведения; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 11

определять главную мысль и героев произведения; оцени в ать пос т упки пер с она ж ей , ф о р ми р о в а т ь с в ое о тношени е к г ер о я м произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст; зада в ать в опросы п о с о держан и ю п ро изв е дения и о тв е ч а т ь н а ни х, подтверждая ответ примерами из текста; составлять характеристику персонажа ; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую , например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов).

Слайд 12

Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу . Выпускник получит возможность научиться: работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Слайд 13

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: распо з н а в а т ь не к о т ор ы е о т л и ч и т ел ь н ы е осо б енности х у д о ж е с т ве нны х художественных образов и средств художественной выразительности); отличать на практическом уровне пр о из в е де ни й ( н а прим е р а х прозаический т е к с т от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; ра з л ич а т ь х у д о ж е стве н н ы е п р о и зв е де н и я ра з н ы х ж а н р о в (расс к аз, басня, с к аз к а, загад к а, приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: в ос прини м а т ь х у д о ж е с т ве нн у ю ли т е р а т у р у к а к в и д ис к у с с т ва , п р и в о д и т ь п р и м еры художественного вымысла в произведениях; пословица), проявления сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста .

Слайд 14

Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки ; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; со з дав а т ь с е р и и и ллю с т р а ц и й с к о р о тк и м и т е к с т а м и п о с о де р ж а н и ю п р о ч ит а н но г о (п р о сл у ш а н н о г о ) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно)

Слайд 15

Методы и формы организации контроля. Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Слайд 16

Что оцениваем на основе устного сообщения: Подробный, краткий, выборочный пересказ. Выразительное чтение и чтение наизусть. Чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Устное сообщение по тексту, иллюстрации, репродукции картины. Устное сообщение о прочитанной книге. Критерии оценивания: Пересказ Наличие фактов; Логика изложения; Наличие авторских и средств художественной выразительности; Наличие мимики, жестов….

Слайд 17

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика, технология), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство). Контрольная работа оценивается отметкой.

Слайд 18

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Слайд 19

Что оцениваем в качестве письменной работы? Тестовая работа; Сочинение по аналогии; Сочинение по репродукции картины; Отзыв на книгу; Аннотация на книгу….

Слайд 20

Основные требования к организации и проведению контрольных работ на институциональном уровне 1. Проведение контрольной работы в соответствии с Рабочей программой (раздел «Тематическое планирование»). Проведение контрольной работы в соответствии с внутренним планом оценки качества образовательной организации. Проведение контрольной работы в соответствии с Приказом по образовательной организации (по жалобе, институциональные, региональные, всероссийские, международные мониторинговые исследования). Статус работы должен соответствовать заявленной работе (диагностическая, проверочная, контрольная). Работа должна соответствовать виду работы (текущий, тематический, итоговый контроль).

Слайд 21

Виды контроля результатов обучения. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Это вид контроля помогает определить как учителю, так и самим учащимся, какое содержание требует большего внимания, а на чем следует только остановиться, помогает определить индивидуальный подход к каждому ученику, выстроить индивидуальный и дифференцированный подход; актуализировать у учеников знания и умения, необходимые для изучения темы.

Слайд 23

Литературное чтение, 3 класс, часть 1. Школа России.

Слайд 24

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу формирования предметных и метапредметных умений. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль проводится в рамках урока, в рамках темы. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения.

Слайд 25

М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская. Рабочая тетрадь. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1 класс

Слайд 26

Н а ч а л ь н а я ш к о л а . У М К « Ш к о л а Р о с с и и » 27 Как рассказать по серии сюжетных рисунков? Составим план подготовки рассказа. Что мы для этого должны будем сделать? Какая должна быть последовательность действий?

Слайд 27

Н а ч а л ь н а я ш к о л а . У М К « Ш к о л а Р о с с и и » Анализ текста с целью получения информации: Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке. Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя. Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную? Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет.. Какую картину представили? Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье…. Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова. Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать? 28

Слайд 28

Л.Ф. Климанова «Литературное чтение». 3 класс, часть 1

Слайд 29

1 класс, часть 1, часть 2 Советуем прочитать 1 класс, часть 2

Слайд 30

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть (триместр), полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся три - четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти (за первый и второй триместр) и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Слайд 31

Адресаты пособий: Руководители образовательных организаций, методисты по начальной школе для организации и проведения предварительного (стартового, входного) и итогового, текущего (тематического – в соответствии с планом ВСОКО, по жалобам), реализующих в образовательных организациях УМК «Школа России». Руководители образовательных организаций, методисты по начальной школе для организации и проведения предварительного (стартового в 1 классе) и итогового (по результатам обучения в 4 классе), реализующих любой УМК, включенный в Федеральный перечень. Педагогам школ для проведения контрольно – оценочной деятельности в соответствии с ,современными нормативными правовыми документами, реализующих программы УМК «Школа России». Родители, реализующие образовательную программу в форме семейного образования на основе УМК «Школа России». Педагогам, оказывающим образовательные услуги в форме индивидуального обучения (репетиторства).

Слайд 32

Методические рекомендации для организации и проведения контрольно – оценочной деятельности . Из пособия Бойкиной М.В. Литературное чтение. 2 класс.

Слайд 33

Методические рекомендации по организации итогового контроля во 2 классе. Из Пособия Бойкиной М.В. Литературное чтение. 2 класс.

Слайд 34

Из обращения к учащимся:

Слайд 35

Организация и проведение текущего (тематического) контроля. Из пособия М.В. Бойкиной по литературному чтению. Литературное чтение. 1 класс.

Слайд 36

Организация и проведение текущего (тематического) контроля. Из пособия М.В. Бойкиной по литературному чтению. Литературное чтение. 2 класс.

Слайд 37

Организация и проведение итоговых (промежуточных) контрольных работ. Из пособия М.В. Бойкиной по литературному чтению. Литературное чтение. 2 класс.

Слайд 39

Соответствие разделам учебника

Слайд 40

а класс – тема, различение жанров. класс – план, главная мысль. класс – сравнение, отзыв. класс – характеристик героя, сочинение. Предметные результаты

Слайд 41

Система планируемых результатов 3. Тетрадь учебных достижений 2. Таблица плани р у е мых результатов 1. Учебник

Слайд 42

Преемственность результатов 2 класс 3 класс

Слайд 43

Для кого? Для ученика: интересно, познавательно. Для учителя и родителя: удобно, качественно.

Слайд 45

В пособие включены тестовые работы трёх вариантов: Первый вариант: тестовая работа соответствует базовому уровню, поэтому включается такая система знаний и учебных действий, которая, проверяет сформированность умений, обучающихся на репродуктивном уровне; Второй вариант: тестовая работа соответствует повышенному уровню, поэтому включается такая система знаний и учебных действий, которая, проверяет сформированность умений, обучающихся в зоне ближайшего развития (частично – поисковая деятельность); Третий вариант: тестовая работа соответствует высокому уровню, поэтому включается такая система знаний и учебных действий, которая, проверяет сформированность умений, обучающихся на уровне творческой деятельности.

Слайд 46

Тестовая работа № 1 Вариант I Начни читать текст шёпотом по сигналу учителя. По истечении одной минуты (по сигналу учителя) сделай отметку карандашом в том месте, до которого дочитал. Прочитай. Оцени своё чтение. Отметь «+». Прочитал весь текст. Читал целыми словами, трудные слова по слогам. Читал целыми словами. Могу определить тему. Могу определить, что хотел сказать автор. Могу рассказать прочитанное. Дочитай текст до конца. Выполни тестовые задания.

Слайд 47

1. Определи наиболее точно, о чём рассказывается в данном произведении. Отметь верный ответ «+». О гусях. О мужиках: бедном и богатом. О том, как мужик гусей разделил и получил награду. 1. Рассмотри картинки. Восстанови последовательность действий. Запиши от 1 до 3.

Слайд 48

1. Прочитай. Определи, кто является главным героем произведения. Подчеркни. Бедный мужик, гусь, барин, богатый мужик, жена барина, дочери барина, сыновья барина. 1. Установи соответствия. Бедный мужик Умный Х и т рый Глупый Находчивый Смелый Разумный Т ер п е л и вый Мудрый Богатый мужик

Слайд 49

1 . Оп р е дели жанр пр о из в е дения. Отм е т ь с в ой о т в ет « + ». Рассказ Сказка Стихотворение 1 . Оп р е дели г лавн у ю мысль те к с т а. Отм е т ь в е р ную пословицу «+». Сам погибай, а товарища выручай. Смекалка во всяком деле выручит. Терпение и труд все перетрут.

Слайд 50

Подготовь разметку текста к чтению по ролям. Впиши героев произведения, которым принадлежат реплики. Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? Я разделю.

Слайд 51

Русские народные сказки Сказки о животных Волшебные сказки Определи, в какой книге можно прочитать данное произведение. Сравни свои ответы с правильными и оцени результат своей работы. Отметь « + » утверждение, с которым ты согласен. С справился с работой. Я справился с работой частично. Я не справился с работой. Поставь отметку

Слайд 52

СИТУАЦИЯ №1. Имеет ли право учитель ставить отметку за скорость чтения?

Слайд 53

СИТУАЦИЯ № 2. При проведении текущего контроля учитель иногда сам выставляет отметки за работы, иногда предлагает учащимся провести самооценку или взаимооценку. Прав ли учитель?

Слайд 54

СИТУАЦИЯ № 3. Учитель в 1 классе задал домашнее задание по литературному чтению: перечитать текст, прочитанный на уроке. Прав ли учитель?

Слайд 55

СИТУАЦИЯ № 4. Ученик не принёс книгу на урок внеклассного чтения, за что и получил двойку. Прав ли учитель?

Слайд 56

СИТУАЦИЯ № 5. Ученик не принёс книгу на урок внеклассного чтения, за что и получил двойку. Прав ли учитель?

Слайд 57

СИТУАЦИЯ № 6. У ч еник а м было зад а но выучить стихотворение наизусть. У ч и т е л ь на с л е д ую щ ем у р о к е о п росил в с ех у ч ащихся и поставил «колонку отметок» в журнал. Прав ли учитель?

Слайд 58

СИТУАЦИЯ № 7. На уроке дети читали текст, отвечали на вопросы по нему. В качестве домашнего задания учитель предложил «краткий пересказ». Прав ли учитель?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

« Проектная деятельность на уроках литературного чтения»

Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.Проект – это : «брошенный вперёд»...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"

Мастер-класс по теме "Проектно-исследжовательская деятельность на уроках литературного чтения"...

«Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»

1.        Значение исследования для развития универсальных учебных действий.2.        Описание мастер-класса.2.1.   Имит...

Групповая форма учебной деятельности на уроках литературного чтения

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения п...

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Древние римляне считали, что корень учение горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у дет...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...