Рабочая программа по литературному чтени. 1 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Тищенко Светлана Александровна

Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций и учебников УМК «Гармония». В неё входят: пояснительная записка, содержание материала, формируемые УУД, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Луначарская средняя общеобразовательная школа №8

Рассмотрено

на МО учителей

начальных классов

Протокол №___  

от ____________2020 г.

Руководитель МО

 __________ С. А.Тищенко

Согласовано

на НМС

Протокол № ___

от  ____________2020 г.

Заместитель директора по УВР _____________ В.А. Дуюн

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Луначарской СОШ №8

Приказ  №______ от__________2020г.

_____________________ Т. В. Орехова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2020-20201 учебный год

по    литературному чтению

Уровень  обучения (класс) начальное  общее  образование,  1  класс       

Общее количество часов: 38

Количество часов в неделю  4   

Учитель    Тищенко С. А.

Квалификационная категория высшая

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; ; основной образовательной программы начального общего образования; авторской программы предмета «Литературное чтение» /Автор -составитель  О.В. Кубасова./

Учебник, автор  «Литературное чтение» - 1класс. / О. В. Кубасова/

Издательство, год издания Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2017

Пояснительная записка

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы по литературному чтению; авторской программы предмета «Литературное чтение» О. В. Кубасовой, 1 класс.

Цели программы:

- формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

- формирование потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

- формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного ( прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

- формирование готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Задачи программы. Личностные задачи:

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  1. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
  2. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
  3. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
  4. Формирование привычки к рефлексии.
  5. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
  6. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма.
  7. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.

  1. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
  2. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций..
  3. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
  4. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
  5. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
  6. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  7. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве[1].
  8. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к чтению.
  2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
  3. Развитие воссоздающего воображения.
  4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
  5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
  6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
  7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
  8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
  9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
  10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
  11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
  12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
  13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

Концептуальная особенность:

Осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «литературное чтение»:

- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

- внимание к личности писателя;

- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придания ему той или иной формы;

- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Объём программы

        Программа по литературному чтению  после периода обучения грамоте рассчитана на 40 часов (10 недель, 4 часа в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Луначарской СОШ№8 на 2020-2021 учебный год,  наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году ((23.02.2021, 08.03.2021 г., 03.05.2021 г., 10.05.2021 г.), расписанием учебных занятий МБОУ Луначарской СОШ№8 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по литературному чтению в 1 классе в 2020-2021 учебном году будет реализована в объёме 38 часов.

Материально-техническое обеспечение курса

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

  • Кубасова О.В. Любимые страницы: 1 класс / О.В. Кубасова. - Смоленск: изд-во « Ассоциация XXI век», 2017.

Пособия для учителя

  • Кубасова О.В. Методические рекомендации (с подробным изложением уроков) 1 класс : методические рекомендации / О.В. Кубасова. - Смоленск: изд-во « Ассоциация XXI век», 2011.
  • Программа для 1-4 классов.

Мультимедийное обеспечение:

Интернет ресурсы:

Техническое обеспечение:

Мультимедийная доска

Компьютер  

Содержание курса «Литературное чтение»

Содержательные линии

Требования ФГОС. Планируемые результаты

Предметные результаты

Базовый уровень

Обучающийся научится

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться

Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и, прежде всего, - работы над разными видами текстов

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту;

-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой

-Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственноесуждение;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);

- писать отзыв о прочитанной книге;

- работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.

Раздел «Круг чтения» содержит :

а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности. Сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия;

б) тематическое планирование в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем.

В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые осваиваются обучающимися на практической основе с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

  • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;

распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

  • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов.

  • Читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

создавать собственный текст на основе: художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций к произведению или личного опыта.

  • Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; - способам написания изложения.

Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно- творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок; литературных викторин, конкурсов чтецов и др.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

- Выработка положительной мотивации к обучению и к чтению.

- Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.

- Формирование осознанности и выразительности чтения.

- Формирование позитивного отношения к действительности.

- Формирование способности и привычки к рефлексии.

- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма.

- Совершенствование всех сторон навыка чтения.

- Развитие мышления, внимания, памяти.

- Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Календарно-тематическое планирование курса «Литературное чтение»

№п/п

ур

Тема раздела программы,

тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Коррекция

«Звенит звонок — начинается урок»

7часов

1

1

Л. Дьяконов «Первоклассникам»,

 А. Барто «Стали грамотными»

1

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читатьлитературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Читать «про себя», понимая содержание текста.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их

05.03

2

2

Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..»

1

10.03

3

3

Л. Пантелеев «Ау»

1

11.03

4

4

С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

1

12.03

5

5

В. Голявкин «Болтуны»

1

15.03

6

6

С. Маршак «Угомон», Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...»

1

17.03

7

7

Обобщающий урок по теме «Звенит звонок – начинается урок»

1

18.03

«Час потехи»

9 часов

8

1

В. Смит «Потехе час»

1

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравниватьфольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания

19.03

9

2

«Потешки и колыбельные песни»

РК. Походные песни казаков;

 потешки, небывальщины;

1

31.03

10

3

«Побасенки»

1

01.04

11

4

«Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки»

РК. Загадки  Дона.

1

02.04

12

5

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…

В. Берестов «Искалочка».  

1

05.04

13

6

«Считалки», В. Берестов «За игрой»

1

07.04

14

7

«Скороговорки, небылицы», С. Маршак «Я видел»

1

Корректировать картинный план. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

 стихотворения наизусть и декламировать их.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр»

08.04

15

8

А.Босев «С нами Смех!», А. Усачёв «Если вы собрались в гости»

1

09.04

16

9

С. Маршак «Пудель»

1

12.04

«Что такое хорошо и что такое плохо»

11 часов

17

1

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

2

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.

Определять собственное отношение к персонажу.

Определять отношение автора к персонажу.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр»

Осуществлять выбор книги по заданному параметру

14.04

18

2

В. Орлов «Кто первый?»,

 Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..», Л. Н. Толстой «Кто прав?»

 

1

15.04

19

3

В. Осеева «Все вместе»

1

16.04

20

4

Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать»

1

19.04

21

5

Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища»

1

21.04

22

6

В. Росин «Друзья познаются в беде

1

22.04

23

7

С. Михалков «Ошибка».

1

23.04

24

8

С. Михалков «Прививка»

1

26.04

25

9

Л. Яхнин «Силачи»

1

28.04

26

10

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

1

29.04

27

11

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

30.04

«Там чудеса…»

11 часов

28

1

А. Шибаев «Сказки просят...»

РК. Народные сказки  донского края « Две козы».

1

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста.

Определять эмоциональный характер текста.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Характеризовать персонаж с опорой на текст.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями.

Определять тему, идею произведения.

Озаглавливатьпрочитанное и иллюстрации.

05.05

29

2

Русская народная сказка «Лиса и рак»

1

06.05

30

3

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

1

07.05

31

4

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

1

12.05

32

5

Американская сказка «Вот он, вор!»

1

13.05

33

6

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

1

14.05

34

7

Сказки А.С. Пушкина

1

17.05

35

8

Викторина по сказкам .X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

19.05

36

9

В. Орлов «Абрикос в лесу»

РК. Народные сказки  донского края « Лиса и рак».

1

20.05

37

10

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»

Обобщающий урок по теме «Там чудеса…»

1

Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Пересказыватьпрочитанное с опорой на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине

21.05

38

11

Обобщающий урок по теме «Там чудеса…»

24.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...