Урок по родной литературе на тему Стихи А.А.Блока
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ибатуллина Алёна Геннадиевна

Урок по родной литературе на тему Стихи А.А.Блока «Там неба осветленный край…», «Летний вечер».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Ибатуллина Алёна Геннадиевна

Тема: А. А. Блок. Стихи.

Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к поэзии А.А.Блока.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с биографическими сведениями о детских и юношеских годах А.А.Блока;
  • расширить понятие о стихотворении как лирическом жанре, раскрыть своеобразное восприятие природы поэтом;
  • способствовать развитию умения частичного языкового анализа стихотворения.

Оборудование: портрет А. Блока, репродукции картин русских художников — пейзажистов, мультимедийная установка, учебник Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 кл. – М:Издательство АСТ, Тула:Родничок, -2019г., презентация на тему «А.А. Блок «Там неба осветленный край…», «Летний вечер».

Ход урока

Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир.

И.С.Никитин

I. Организационный момент

        Сейчас какое время года? (Поздняя осень)

После осени будет…, …. , …?(Зима, весна, лето)

Благодаря литературе, мы можем совершить путешествие в любое время года, и сегодня мы отправимся в летнее время.

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Среди тех, кто воспринимает природу сердцем, немало поэтов, художников, музыкантов. Они посвящают природе свои произведения.                        И одно из самых ярких времен года – лето.

СЛАЙДы

- Посмотрите на картины.

Репродукции картин: И. Левитан «Летний вечер. Река», Б. Щербаков «Разнотравье донское», А. Пластов «Сенокос», А.Г. Венецианов «На жатве. Лето», И.И. Шишкин «Рожь».

— Перечислите краски лета. (Ответы детей)

Запись.

— А теперь послушайте, как звучит лето в музыке. Запись музыкальной композиции П. И. Чайковского «Времена года. Август».

— Какие звуки вам слышаться? Какое настроение удалось передать композитору? Какой музыкальный инструмент звучит? Объясните свое мнение. (Ответы детей)

— У русского поэта И.С. Никитина есть строки, ставшие эпиграфом к нашему уроку:«Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир».

—Как вы понимаете эти строки?

(Приобщаясь к миру прекрасного, человек становится чище, лучше, духовно богаче. Вот почему поэзия неразрывно связана с природой. А тема природы в поэзии — одна из вечных тем).

- Кого вы видите на слайде? (Александра Александровича Блока)

— Кто такой Александр Александрович Блок? (Поэт, писатель)

СЛАЙДы

III. Слово учителя о жизни А.А.Блока

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге.

Его отец, Александр Львович, был профессором в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей.

В пять лет он еще был болтливым и тогда же сочинил свои первые стихи:

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя-то в огороде

Я капустку и коплю.

И еще:

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый, —

Отчего — никто не знал,

Котя это не сказал

В четырнадцать, он — главный редактор журнала «Вестник», выходившего в одном экземпляре. Бабушка Блока сочиняла поэмы, а мать — сказки. Дед рисует к ним картинки. Дяди, тети — все принимают участие. В семье только и разговоров, что о литературе.

Александр Блок окончил Введенскую гимназию, после чего поступил на юридический факультет петербургского университета, однако, проучившись там три года, решил перейти на историко-филологический факультет.

Первая книга Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» - появилась накануне революции 1905 года.

Александра Блока не стало - 7 августа 1921 года, умер от болезни сердца .

IV. Изучение нового материала

СЛАЙД

  1. Чтение стихотворения «Там неба осветленный край…» учителем.

– О чём это стихотворение? (О Родине)

2. Словарная работа.

Непомерный звон неуследимый – звон колоколов

Сумрачным  пером – срачным, пасмурным, хмурым

Редеет – уменьшается, становится редким

  1. Чтение по «цепочке» учащимися (по абзацу)

4. Анализ стихотворения.

Стихотворение «Там неба осветлённый край» было создано поэтом в 1909 году во время его заграничного путешествия. Благодаря воспоминаниям о родине и появилось это стихотворение, небольшое по объёму, но наполненное смыслом. Здесь и прослеживается тема, которой придерживается Блок на всём своём творческом пути — любовь.

Родовое имение поэта — Шахматово — предстаёт перед Блоком ярким, светлым пятном среди всеобщего мрака. Он осознаёт, что именно здесь он был «свободен, весел и силён». Блоку крайне редко были свойственны пейзажные описания, но в этом стихотворении он использует их постоянно.

Там неба осветленный край
Средь дымных пятен.
Там разговор гусиных стай
Так внятен.

Это говорит читателю о том, что поэт помнит своё родное место до мельчайших деталей.

Стихотворение проникнуто печальной ностальгией по родному месту и времени, которое уже нет возможности повернуть вспять. Этими строками поэт призывает ценить настоящее, которое совсем скоро станет прошлым, от которого останутся лишь воспоминания.

5. Чтение стихотворения «Летний вечер» учителем 

6. Слово учителя 

- Стихотворение «Летний вечер» написано в 1898году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.

         Природа для Блока – это то, что побуждает к душевному порыву, чувству, действию.

 7. Словарная работа.

-Какие слова в стихотворении показались вам непонятными? Что они обозначают, как вы думаете? (Ответы детей)

СЛАЙД

Значение слов межа, жница 

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли

Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь

8. Чтение стихотворения вслух несколькими учениками.
9.Анализ стихотворения. Беседа.

 - Что вы можете сказать об отношениях человека и природы?

(Природа для нас очень важна. Человек не может жить без природы, а природа без человека. Мы от неё зависим.)

- Какой пейзаж рисует Блок в своём стихотворении? Докажите это примерами из текста.

(Поэт показывает пейзаж позднего лета — «сжатая рожь», «некошеная межа», «песня жницы», «последние лучи заката».)

- Какое время суток рисует поэт в стихотворении?  (Вечер)

- Укажите приметы вечера (последние лучи заката, дремотой розовой, красный диск луны)

- Какое время суток рисует поэт? Укажите приметы вечера…

(Последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи, дремотой розовой, красный диск луны.) 

- Какими красками нарисована картина природы? (Красный, розовый, желтый)

- Почему диск луны не серебряный, а красный?

(Красный цвет — цвет тревоги. Поэт понимает, что красота хрупка, мечта может разбиться о действительность, гармония может исчезнуть, а мир может стать «страшным и опасным».)

V. Синквейн  

1 вариант- Родина

2 вариант -лето

VI. Подведение итогов 

Сегодня мы с вами познакомились с замечательным поэтом А.А.Блоком и его стихотворениями «Там неба осветленный край…», «Летний вечер». В жизни полно суеты, и мы не всегда обращаем внимание на то, что окружает нас постоянно: простую красоту родной природы. А ведь именно природа может нас утешить, отогнать печаль и грусть. Нужно просто довериться ей, научиться видеть и слышать, почувствовать ее душу все сердцем – и все тревоги пройдут стороной.        
VI. Рефлексия

Продолжите предложения:

Мне особенно понравилось на уроке …

Разговор на уроке заставил меня задуматься…
VII. Оценивание.

 Домашнее задание. Выучить стихотворение «Летний вечер» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по родной литературе "Береги хлеб".

Урок по родной литературе в 3 классе "Береги хлеб"...

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....

конспект урока по родной литературе

урок разработан для 4 класса национальной школы...

Урок литературного чтения в 3 классе "Стихи А.А.Блока" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения составлена на основе системно - деятельностного подхода  в соответствии с ФГОС НОО....

Открытый урок по родной литературе (карачаевский). Тема: Исмаил Семёнов «Бачха салгъан кюн къызчыкъгъа»

Жизнь и творчество народного поэта, певца , композитора Исмаила Унуховича Семёнова....

План- конспект урока по родной литературе на тему:"Тыгын Дархан"

Предмет: Литературное чтение на языке сахаУруок тиэмэтэ:Тыгын ДарханУруок соруктара:Дыгын Дархан –кини хантан төрүттээҕин билии, саҥа тиэмэҕэ киирии, билиибитин чиҥэтии, ааҕар дьоҕуру сайыннарыы...