Технологическая карта урока "Стихотворение А.Плещеева «Весна»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока "Стихотворение А.Плещеева «Весна»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plescheev.docx367.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс:   2                                        

Тема:  Стихотворение А.Плещеева «Весна»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создание условий для формирования умения работать над выразительным чтением стихотворения.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: название стихотворения, автора

Уметь: читать стихотворение выразительно

Понимать: структуру партитуры чтения

Анализ: разбор стихотворения

Синтез: структура разбора стихотворения

Оценка: деятельности товарища

Метапредметные:

Регулятивные

- саморегуляция;

- оценка.

Познавательные

осознанное построение  речевого высказывания

 логические – анализ и синтез

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- постановка вопросов

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные

- смыслообразование.

- формирование любви к природе и русской словесности

Основные понятия: стихотворение, интонация

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 кл., ч.2.,  мульимед. проектор, меловая доска, мел.

Для учащихся: «учебник Литературное чтение» 2 кл., ч.2., тетрадь, пенал.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

  • Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, все ль в порядке –

Книжки, ручки и тетрадки.

А теперь давайте улыбнемся друг другу. Кивните мне в знак готовности к уроку.

Красиво встали, подравнялись. Садятся девочки, садятся мальчики.

 Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация познавательной деятельности

Ребята, давайте вспомним, то вы начали изучать на прошлом уроке литературного чтения.

Правильно. Кто помнит автора этого стихотворения?

Хорошо. А о чем именно оно было?

Это стихотворение о начале весны, о ранней весне. А какая вообще бывает весна? Опишите .

Посмотрите на картины и скажите, какие из них изображают начало весны?

Слайд:

Куинджи                                                      Степан Нестерчук

Картинки по запросу картины весны русских художников весна картины художников-04

Саврасов                                         Левитан

Картинки по запросу картины весны русских художников Картинки по запросу картины весны русских художников

Сегодня мы с вами будем говорить о весне в стихотворении Алексея Плещеева.

 Сейчас мы с вами поговоим о поэте.

Для начала давайте рассмотрим портрет поэта. Что можно сказать об этом человеке? Посмотрите внимательно на глаза, какой взгляд у поэта?

Как вы думаете, почему? Вы можете использовать слова на слайде

Действительно, Алексей Николаевич почти 10 лет провел в ссылке так как посылал Ф. М. Достоевскому копию запрещённого «Письма Белинского Гоголю».

Обратите внимание на широкий лоб  поэта. Это говорит о высоких умственных способностях.

 Выражение лица в целом?

Картинки по запросу а плещеев

Алексей Николаевич Плещеев- поэт. Родился в городе Кострома в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась  мама,  которая сумела дать сыну хорошее образование. Овладев тремя языками; затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Алексей Плещеев входил в  кружок Петрашевского, в котором проповедовались идеи, отличные от принятых тогда взглядов. После инцидента с письмом, поэт был отправлен в ссылку.

Однако, даже после перенесенных испытаний,  по воспоминаниям современников, Плещеев был человеком добрым, мягким, сохранившим веру в чистоту и благородство человеческой души.

Когда Алексею Николаевичу исполнился  21 год,  вышел первый сборник стихов поэта.  Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

 А теперь мы с вами послушаем романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П.И.Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

Будьте внимательны не только к музыке, но и к словам, так как музыка положена стихотворение Плещеева «Уж тает снег»

Что вы почувствовали при прослушивании этого романса?

Какое настроение вызвало это произведение? Почему?

Стихотворение о весне.

Тютчев

О том, как Весна приходит на смену Зиме.

Ранняя, поздняя

Грустный, веселый, печальный, ответственный, умный, гордый, смелый, жесткий, добрый,  мягкий, благородный

Он перенес страдания

Радость, так как весна уже близко.

3. Организация познавательной деятельности

Спасибо за ответы, а теперь откроем учебник на странице 52.

Теперь мы с вами готовы к работе. Для начала мы  прочитаем  стихотворение Алексея Плещеева по две строчки по цепочке.

Первичное чтение учителем:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- О чём это стихотворение?

- Какие картины весны наблюдает поэт?

- С каким настроением говорит о них поэт?

- Как вы думаете, что хотел сказать нам - читателям поэт?

- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

Прочитайте 1 четверостишие

Найдите строчки, которые говорят о приближении весны?

Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Назовите их.

Подберите слова близкие по значению к слову «засвищут» (закричат, запоют).

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря-ненастье.

Давайте подготовим эти строчки для выразительного чтения.

Что значит читать выразительно?

  1. Читать целым словом и без ошибок.
  2. Выбрать нужный тон и темп чтения.
  3. Выделить голосом главные слова.
  4. Передать своё отношение к тому, что читаешь.

Прежде чем начать читать и разбирать стихотворение, давайте разомнем наш язычок

Речевая разминка                                                                            

а) Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

На-на-на к нам пришла весна

Чи-чи-чи вот летят грачи

Давайте  расставим паузы. Короткие паузы будем обозначать одной палочкой, длинные – двумя.

Уж тает снег, /бегут ручьи,/

В окно повеяло весною…//

Засвищут скоро соловьи,/

И лес оденется листвою!// 

Выделим главные слова (вместе).

Уж тает снег, /бегут ручьи,/

В окно повеяло весною…//

Засвищут скоро соловьи,/

И лес оденется листвою!//

Каким тоном прочитаем эти строчки?

Тон бывает радостным, спокойным, нетепеливым, резким, грустным.

В каком темпе?

Читают 1-2 ученика. Кто хочет?

Наверное, вы заметили, что интонация в стихотворении меняется: то повышается, то понижается, в некоторых местах она ровная. Повышение интонации будем обозначать стрелочкой, стремящейся вверх, понижение – стрелочкой, стремящейся вниз, ровную – обычной стрелкой.

Уж тает снег, /бегут ручьи,/    убыстр.

В окно повеяло весною…//      замедл

Засвищут скоро соловьи,/  убыстр.

И лес оденется листвою!//  норм.

Прочитаем 2 четверостишие.

Какие слова автор использует для описания весны?

Аналогичная работа: делают самостоятельно

Чиста небесная лазурь,/  норм.

Теплей и ярче солнце стало;//  уб.

Пора метелей злых и бурь/ норм.                            проверка

Опять надолго миновала.// замедл.

Читают 1-2 ученика.

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта,  попробуем прочитать стихотворение выразительно с интонацией, соблюдая паузы.

А теперь вы в парах будете оценивать чтение друг друга:

Поставьте + либо – в соответствующей графе

Имя:

Голос(смена громкости)

темп

Качество (четкость, правильное выговаривание)

Выразительность (интонация)

Чьё чтение показалось более удачным, выразительным?

Кто смог передать настроение?

Читают 2 наиболее выразительно читающих ученика.

.

Пробуждение природы весной

Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце

С радостным

Природа красива в любое время года

 Многоточие обозначает более длинную паузу по времени, это длинное тире

Тает снег, бегут ручьи.

Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла

.

В быстром.

4. Подведение итогов

Давайте подведем итоги урока. Закончите предложения:

На уроке я узнал…

Сегодня я научился…

Я смог..

Больше всего мне понравилось…

Оцените свое эмоциональное состояние. Нарисуйте и раскрасьте от смайлик, который соответствует вашему настроению

Слайд:

Похожее изображение

Вы все сегодня сильно постарались, я очень довольна тем, как выразительно вы читали, а потому вы все получаете наклейки. Спасибо за урок.

 

 Дополнительный материал: Синквейн на тему весна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии «Праздники весны и традиции. Какие они? Аппликация «Пасхальное яйцо»» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с историей праздника «Пасха»; формирование умений выполнение аппликации; выполнение аппликации «Пасхальное яйц...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в птиц и зверей», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представления о поведении птиц и зверей весной, место обитания перелетных птиц.Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменениями в поведении птиц и зверей ранней весной;Науч...

Технологическая карта урока технологии «Настроение весны. Что такое колорит».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыков работы с бумагой, развитие у учащихся мелкой моторики, внимания, умение соблюдать последовательность технологических опе...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о жизни птиц и зверей в весенний период.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с поведением птиц и зверей веснойПознакомить с ве...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о признаках весны, установление причины наступления весенних изменений в неживой природе.Задачи урока:Дидактические:знать о весенних изменениях в неживой природе...