Внеклассное чтение "Изучаем творчество С.В. Михалкова"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тему "Изучаем творчество С.В. Михалкова" можно использовать как нестандартный урок по литературному чтению, так и на внеклассном чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_tvorchestvo_s.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧАЕМ ТВОРЧЕСТВО С. В. МИХАЛКОВА
Цели:
1. Развивать творческое мышление учащихся через зрительно-слуховое восприятие текста, постепенное закрепление полученных теоретических сведений и развитие способностей учащихся овладения следующими навыками: формулировать и представлять своё мнение в чёткой и сжатой форме, не удаляясь от темы.
2. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся, связанной с овладением различными видами речевой деятельности и культуры.
3. Показать разнообразие мнений по изучаемым произведениям, предоставить каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения, применять на практике навыки общения.
Задачи:
1. Создавать проблемную ситуацию, направленную на формирование умения отстаивать свою точку зрения, выслушивать и анализировать мысли других людей, сопоставлять их со своими, делать выводы.
2. Учить детей соотносить информацию, полученную при чтении с жизненными ситуациями, самостоятельно добывать необходимые знания.
3. Воспитывать уважение к людям, к чужому мнению, культуру поведения.
Оборудование:
– портрет С. В. Михалкова;
– карточки с именами писателей и поэтов;
– зеркало;
– опорная таблица (см. Приложение);
– карточки для чтения по ролям и со знаком вопроса;
– карточка с вариантами домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность |
1 | 2 |
I. На доске записаны варианты домаш-него задания: – Выразительное чтение по ролям. | – Я буду внимательно следить за ходом урока и «примерять на себя» варианты |
– Работа в печатной тетради. – Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения. – Придумать свою басню по пословице. – Создать мультимедийный проект. – Ребята, в конце урока вам предстоит | которое меня заинтересует и будет мне по силам. Могу попросить кого-то из ребят поработать со мной в паре или организовать группу |
II. Создание проблемной ситуации. – Ребята, возьмите на столе по одной карточке. Прочитайте по цепочке, что на них напечатано. – Что можете сказать? – Подумайте, какое задание можно выполнить с этими карточками? Дети с карточками в руках делятся | На карточках имена: џ Иван Андреевич Крылов џ Александр Сергеевич Пушкин џ Василий Андреевич Жуковский џ Сергей Владимирович Михалков џ Хемницер Иван Иванович џ Фёдор Иванович Тютчев – Это фамилии авторов. – Можно выполнить классификацию. – Баснописцы-поэты. Михалков и поэт, и баснописец. – Лишняя фамилия С. В. Михалкова, |
III. Знакомство с темой урока. – Мы продолжаем изучать творчество | |
IV. Планирование работы. – Давайте вместе составим план работы на уроке. Учитель записывает план урока на доске | Ученики составляют план урока. План урока Минутка развития. Повторение изученного, проверка Знакомство с новым произведением. Работа над новым произведением. Домашнее задание. Итог урока |
V. Минутка развития. – Сегодня проведём блицопрос. 1) Единица ритмически организованной | Стихи. |
2) Фантастические истории, в которых 3) Стихи, положенные на музыку... 4) Произведения, в которых высмеиваются пороки и недостатки людей. В произведении обязательно есть поучение... 5) Краткое описание жизненных фактов... – Что вспомнили на минутке развития? – Для чего мы изучаем литературные | Сказки. Песни. Басни. Очерки. Мы повторили некоторые жанры литературы. – Чтобы быть образованными. – Для анализа произведений |
VI. Проверка домашнего задания. – Знаю, что эти знания вы применяли при выполнении домашнего задания, которое выполняли в парах. Давайте посмотрим, что получилось. Краткая беседа о вреде курения. – С какими сложностями столкнулись | При подготовке анализа произведения учащиеся пользуются специальными памятками. 1-я пара. С. Михалков, отрывок из произведения «Дядя Стёпа – ветеран». 1-й ученик – чтение наизусть. 2-й ученик – анализ этого стихотворения (вред курения). 2-я пара. С. Михалков. Очерк. 1-й ученик – чтение. 2-й ученик – анализ данного очерка (описание жизненных фактов, эпитеты). 3-я пара. С. Михалков. Отрывок из сказки «Как 1-й ученик – чтение наизусть. 2-й ученик – анализ сказки (ирония, характеристика героев). – … |
VII. Физкультминутка. Игра на внимание «Отражение». Процедура игры. Из группы детей выби- Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него (ведущий и учитель тоже |
могут быть играющими). Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения | |
VIII. Сегодня мы познакомимся с басней С. В. Михалкова «Зеркало». – Что такого особенного есть в этом привычном для нас предмете? Демонстрация зеркала. – Попробуйте предположить, о чём будет эта басня? – Насколько мы правильно угадали, верны ли наши предположения, узнаем, когда прочтём произведение | – Зеркало отражает, показывает нам всё как есть. Оно всегда «говорит» правду. – … |
IX. Работа с книгой. 1. Ознакомительное (самостоятельное) чтение. – Откройте учебники, самостоятельно прочитайте басню, используя таблицу. 2. Вторичное чтение. – Сейчас мы прочитаем эту басню вслух. Как же нам её прочитать, чтобы остальным было интересно слушать? – Чтобы сэкономить время урока, предлагаю выполнить ещё одно задание. Для этого вытяните карточку. – Как вы думаете, какое задание у ребят, – Помните, что вопросы бывают тонкие – Какой вопрос вам понравился больше всего? – Вспомните басни, в которых авторами высмеивается глупость. – В чём сходство главных персонажей – А чем они отличаются друг от друга? | – Анализ учениками текста по таблице – Предлагаю прочитать её по ролям. Три карточки со знаком «?», три – с ролями: «Автор», «Носорог», «Остальные животные». – Мы будем составлять вопросы Чтение по ролям. Вопросы – ответы. «Ворона и лисица», «Мартышка Носорог и ворона – глупые. Ворона глупая и наивная, её глупость Носорог злой. Он ненавидит окружающих. Его глупость от злости. |
– Как вы относитесь к вороне? К носо- | Ворону жаль. Ей хочется помочь, К носорогу относимся с презрением |
X. Связь с жизнью. – Каждый человек может оказаться – В одной книге совсем недавно я встретила высказывание Наполеона (об этом человеке вы узнаете на ближайших уроках окружающего мира). Он сказал: «Можно стать выше оскорбителей, прощая их» | – … |
XI. Резервное задание. Выбери пословицы, подходящие по смыслу к басне «Зеркало»: В чужом глазу соломинку видит, а в своём бревна не замечает. Чужая слеза – как с гуся вода. Так хвастает, что уши вянут. – Обоснуйте свой ответ | |
XII. Домашнее задание. – Какое домашнее задание вы хотели бы получить сегодня? | Выразительное чтение по ролям. Работа в печатной тетради. Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения. Придумать свою басню по пословице. Создать мультимедийный проект |
XIII. Итог урока (подводят ученики). – С каким произведением познакомились? – Над чем задумались? – Какую подсказку нам даёт это произ- – Как это может пригодиться в жизни? |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анализ литературного произведения:
1. Определи автора и название произведения.
2. Назови жанр произведения и форму написания.
Подсказка:
Рассказ прозаическая
Очерк поэтическая (если можешь, определи вид рифмы:
Сказка перекрёстная
Былина парная
Очерк опоясывающая)
Басня
Легенда
Стихотворение (другое)
3. Какие литературные приёмы использует автор, с какой целью?
Подсказка: эпитеты (художественные определения, олицетворения, аллегории (иносказания), образные сравнения, метафоры...)
4. Выдели главную мысль произведения.
5. Какие чувства вы испытывали?
Приложение 2
Диалог с автором
? | Слова с незнакомым лексическим значением |
! | Интересное (весёлое, грустное, страшное...) |
К | Красивые слова и выражения |
[…] | Главная мысль |
Приложение 3
Домашнее задание по выбору:
1. Выразительное чтение по ролям.
2. Работа в печатной тетради.
3. Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения.
4. Придумать свою басню по пословице.
5. Создать мультимедийный проект.
Приложение 4
Анализ басни С. В. Михалкова «Зеркало»
Эпитеты: толстокожий
добродушный
Олицетворение: носорог имел привычку
носорог дразнил, смеялся
верблюд возмущался
слон удивлялся
животные перестали обижаться
Метафора: верблюд – горбун
хвост похож на хобот
жираф – дяденька, достань воробушка
Аллегория: глупость носорога.
Мораль: обижаться на глупого – себя выставлять глупцом.
Мудрость: заставили носорога посмеяться над собой же. Дали знать, кто он, каков он, при этом не «опустились» до его уровня, то есть не смеялись, не дразнились, не издевались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник, посвящённый творчеству С.В.Михалкова
Конспект праздника,посвящённого творчеству С.В.Михалкова. Тема: «Поэт из страны детства»...
Литературный вечер по творчеству С.В.Михалкова
В данном материале рассмотрена разнообразная творческая деятельность С.В. Михалкова. Он выступает как поэт, переводчик и сказочник. Современные дети мало читают книг, особенно таких писателей как Миха...
План –конспект урока, посвящённого творчеству С.В.Михалкова
«Поэт из страны детства»....
Творчество С.В. Михалкова
Мораль его басен заключается в том, что наш заускоренный век... Ни одно поколение выросло на произведених С. Михалкова......
Сценарий праздника посвященного творчеству С.В.Михалкова.
Цель: Познакомить детей с творчеством С.В.Михалкова. Воспитывать бережное отношение к природе, друг к другу. Научить осмысливать особенности произведений.Научиться определять главную мысль произведени...
Творчество С.В.Михалкова
Презентация к уроку литературного чтения на тему: " Мой щенок"...
Внеклассное занятие "Творчество С.М. Михалкова" 1 класс
Внеклассное занятие по литературному чтению "Творчество С.М. Михлкова" 1 класс. Ребята на этом занятии знакомятся с твочеством С.М. Михалкова....
- Мне нравится (1)